РЕФЕРАТ
На тему:
Антикоррупционная политика в образовательной организации.
Содержание:
Введение
Глава 1. Коррупция в сфере образования.
Глава 2. Проблемы противодействия коррупции в сфере образования.
2.1 Основные причины коррупции в сфере образования.
2.2 Основные направления противодействия коррупции в сфере образования.
Заключение
Список литературы.
Введение.
Президент России оценивает коррупционные проявления как угрозу национальной безопасности. Противодействие любым ее формам и проявлениям – одна из приоритетных государственных задач. От эффективности ее выполнения зависят социально-политическая стабильность и перспективы дальнейшего развития нашей страны.
Актуальность проблемы. Роль образования в жизни каждого человека сложно переоценить. В рамках него фактически создается или, иначе, образовывается личность, которая в перспективе должна стать полноправным участником социальных отношений. Но если в процесс образования, начиная со школьной скамьи или даже раньше, со времени пребывания в детском саду, внедряется коррупционная модель поведения, то дети начинают воспринимать коррупцию как норму, а не отклонение. В подобных условиях будущее поколение становится толерантным к коррупции и начинает регулярно воспроизводить ее в иных сферах общественной жизни. Тем самым, по сути, коррупция в сфере образования является источником всех иных форм и видов коррупции.
Цель: выяснить основные направления антикоррупционной политики в образовательной организации.
Проявления коррупции в сфере образования разнообразны. Некоторые из них хорошо разработаны в доктрине уголовного права, например дача или получение взятки за отличную оценку на экзамене. Но к изучению значительной части проблем в указанной сфере мы только подступаем.
Глава 1. Коррупция в сфере образования.
Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации стало предупреждение коррупции. Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 6831 , относит коррупцию к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. Как сложное социально-правовое явление коррупция проникла в различные сферы жизнедеятельности нашего общества. Не стала исключением и сфера образования. Коррупция в сфере образования представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Данный вид коррупции чрезвычайно опасен потому, что образовательная система ежегодно пополняет сферы управления и отрасли народного хозяйства нашего государства дипломированными специалистами, реальный уровень знаний, навыков и умений которых может быть существенно искажен. Дамм И.А., 2019 1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. 2. Ст. 212. 17 коррупционными проявлениями. В деформированной коррупцией системе образования процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, сводится к сделке, в которой существенное значение имеет лишь получение представителем образовательной организации вознаграждения за использование своего должностного положения. В таких условиях образование превращается в отношения купли-продажи, где уровень приобретаемых знаний, ценностных установок и практического опыта остается за рамками коррупционной сделки. Опасность коррупции в образовании заключается также в том, что приобретенные обучающимися со школьной скамьи навыки решения значимых вопросов коррупционным путем формируют устойчивое нейтральное и даже позитивное отношение к коррупции, закрепляют коррупциогенный стереотип мышления и поведения. В отсутствие осознания обучающимися ценности и значимости приобретаемых знаний и навыков, а также развитой антикоррупционной культуры поведения как среди обучающихся, так и среди педагогических работников, образовательные организации, пораженные коррупцией, массово воспроизводят готовые к вступлению в коррупционные отношения молодые кадры. Очевидно, что развитие общества и государства без грамотных, квалифицированных молодых специалистов имеет весьма туманные перспективы.
Коррупция в сфере образования выступает видом своего родового социально-правового явления. Соответственно, ей присущи все признаки родового понятия коррупции. Вместе с тем особенности образования как сферы существования рассматриваемого вида коррупции позволяют выявить ряд ее характерных черт. Сфера образования как разновидность общественных отношений, в которых находит свои специфические особенности коррупция, включает в себя две основные группы отношений: – управление системой образования; – организация образовательной деятельности. Для названных групп отношений характерны специфическое предметное поле деятельности, субъекты, а также цели.
Организация образовательной деятельности объединяет в себе ключевые направления работы образовательных организаций, а именно: образовательный процесс, административную деятельность, а также хозяйственную деятельность по обеспечению образовательного процесса. При этом наиболее выраженно особенности коррупции в образовании проявляются в отношениях, складывающихся в образовательном процессе между педагогическим работником и обучающимся (его представителем). В свою очередь, коррупционные отношения, складывающиеся в хозяйственной деятельности образовательной организации, обладают менее выраженными особенностями и типичны для большинства хозяйствующих субъектов.
Коррупционное злоупотребление правом в сфере образования характеризуется формальной законностью поведения участников образовательных отношений, поскольку такое поведение не нарушает каких-либо конкретных правовых предписаний. Однако в подобных действиях усматриваются признаки противоправного использования своего должностного положения, статуса, причиняющего вред интересам иных участников образовательных отношений, а также общества и государства.
Глава 2. Проблемы противодействия коррупции в сфере образования.
Одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества является коррупция, пронизывающая все сферы его жизнедеятельности. Коррупция представляет собой незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам граждан, организаций, общества, государства в целях получения личной выгоды.
Коррупция проникла практически во все общественные отношения, где есть малейшая возможность воспользоваться своим должностным положением для незаконного обогащения. И сфера образования не является исключением. Как пример можно привести защиту кандидатских и докторских диссертаций3 . Не секрет, что часть из них написаны «под заказ» за вознаграждение, нередко самими членами диссертационных советов, где эти же работы обсуждались и проходили защиту. В «научных» журналах за вознаграждение публикуются статьи сомнительного качества. В вузах преподаватели за вознаграждение оказывают помощь в написании курсовых и дипломных работ, а впоследствии и оценивают эти работы в качестве научных руководителей. В школах педагоги предоставляют услуги репетиторов ученикам, у которых ведут занятия и принимают экзамены. Этот список можно без труда продолжить. И все названные примеры есть не что иное, как коррупция, поскольку должностное положение используется для личного обогащения.
Противодействие коррупции – это не тактическая задача на один – два года, а приоритет, предполагающий наличие стратегии действий. В качестве одного из направлений выработки такой стратегии может использоваться область знаний, именуемая экономическим анализом права (Law and economics), предусматривающая применение теории рационального выбора. Данная теория исходит из того, что поведение человека основывается на субъективном рациональном выборе, предполагающем максимально полезный вариант поведения с наименьшими издержками.
2.1 Основные причины коррупции в сфере образования.
1. Низкий уровень заработной платы. Одной из основных причин коррупции в сфере образования является крайне низкая заработная плата.. В подобной ситуации, когда под угрозу поставлено материальное благополучие педагогического работника, его семьи, риск совершения коррупционного правонарушения серьезно возрастает.
2. Несовершенство процедур предоставления услуг в сфере образования. Причиной коррупции в сфере образования выступает также несовершенство процедуры предоставления услуг обучающимся, в частности их непрозрачность, неурегулированность. Например, преподавателю не запрещается оказывать услуги обучающемуся за плату, в том числе репетиторство, оказание содействия в написании курсовых, дипломных работ. Сама процедура аттестации обучающегося (зачеты, экзамены) не позволяет осуществлять эффективный контроль со стороны образовательной организации за действиями преподавателя, поскольку не в полной мере формализована, хотя и урегулирована множеством локальных актов образовательных организаций. Как следствие, создаются условия для коррупционных правонарушений.
3. Культурные стереотипы. В отечественной народной культуре прочно закрепился стереотип отношения к взяточничеству, мздоимству как к неизбежному злу. Множество примеров тому мы видим, в частности, в русских пословицах и поговорках, которые представляют собой глубинный срез ментальности этноса, основу народной культуры и, самое главное, многовековой житейский опыт. Они в совершенно откровенной и нелицеприятной форме свидетельствуют и об уровне правосознания людей, и о степени криминализации общества. Расхожей остается поговорка «не подмажешь – не поедешь». Подобные культурные традиции создают благоприятную среду для коррупции.
2.2 Основные направления противодействия коррупции в сфере образования.
1. Повышение заработной платы педагогов. Заработная плата педагога должна компенсировать издержки, как непосредственно связанные с самой трудовой деятельностью, так и понесенные в процессе достижения соответствующего уровня профессионального образования, получения ученой степени, необходимых для замещения соответствующей должности в образовательной организации.
2. Совершенствование процедуры предоставления услуг в сфере образования. Прежде всего, следует разработать комплекс этических норм, регулирующих поведение педагогов, запрещающих им оказывать услуги обучающимся за плату, если это может привести к конфликту интересов (например, репетиторство в отношении обучающегося, который впоследствии будет подлежать аттестации соответствующим педагогическим работником).
Необходимо внедрение средств объективного контроля процедуры аттестации в образовательных организациях, более широкое использование тестирования обучающихся в этом процессе. Следует также дополнительно регламентировать процедуру аттестации обучающихся, возможно, на уровне нормативного правового акта либо ведомственных рекомендаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, что позволило бы уменьшить риски совершения коррупционных правонарушений.
Криминализация незаконного обогащения. Втянутые в коррупционные схемы педагогические работники, зачастую при скромных заработных платах, позволяют себе предметы роскоши, дорогую недвижимость. При этом закон не регламентирует возможность проверки источников их доходов.
Скрыть фактическое использование незаконно полученного имущества крайне затруднительно, особенно в отношении недвижимости, автомобилей, предметов роскоши. В этой связи приоритетным является выявление не коррупционных преступлений, а незаконно используемого имущества, что можно сделать с минимальными затратами. Наиболее оптимальным представляется противодействие дальнейшему использованию незаконно полученной материальной выгоды. В этом случае человек лишается стимулов к совершению коррупционного преступления. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что криминализация незаконного обогащения вполне может сочетаться с соблюдением конституционных гарантий прав граждан, включая право собственности1 . Презумпция незаконного характера обогащения, используемая в данном случае, никоим образом не противоречит общим началам гражданского законодательства, широко использующего различные презумпции, часть из которых является основанием для изъятия имущества.
Заключение
Коррупционная преступность имеет огромный негативный мультипликативный эффект, обладает повышенной общественной опасностью, широко распространена и является высоколатентной. Противодействие коррупции может основываться на экономическим анализе права, выступающем в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития современной юридической науки.
Основными причинами коррупции в сфере образования являются низкий уровень оплаты труда педагогических работников, несовершенство процедур предоставления услуг в сфере образования, культурные стереотипы. Соответственно, противодействие коррупции в данной сфере должно быть нацелено на повышение реальной заработной платы работников образовательных учреждений, совершенствование процедуры предоставления услуг. Одной из действенных мер является криминализация незаконного обогащения.
Список литературы:
Панфилова Е.А. Противодействие коррупции в Российской Федерации: Указатель литературы на русском языке. 1991-2012 гг. / Сост.: Е. А. Панфилова, М. И. Савинцева; под ред. Ю. А. Нисневича. – М., 2013. – 206 с.
Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
Указ Президента Российской Федерации от 3.12.2013 № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат