Резникова Анастасия Александровна
Тренер-преподаватель Муниципального бюджетного учреждения
«Спортивная школа олимпийского резерва», г. Краснотурьинск
E-mail: vesnushka7347@mail.ru
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ, КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ».
Аннотация: в статье представлены исследования по адаптации контрольно-переводных испытаний федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» к работе тренеров, учитывая гендерные и возрастные особенности обучающихся.
Ключевые слова - контрольно-переводные нормативы (КПН), федеральный стандарт спортивной подготовки, дифференцированный подход, антропометрические данные, мониторинг, физическое развитие, физическая подготовленность.
Контрольно-переводные нормативы (КПН) — это установленные стандарты выполнения определенных физических заданий и тестов, которые используются для оценки уровня физической подготовленности спортсменов.
КПН позволяют тренерам и спортсменам оценить текущий уровень физической подготовленности и сравнить его с установленными стандартами. Это помогает определить сильные и слабые стороны спортсмена и разработать индивидуальную программу тренировок.
Знание КПН позволяет спортсменам установить конкретные цели и направить свои усилия на достижение этих стандартов. Это создает четкую область зрения, что нужно сделать для улучшения физической формы и повышения результатов в спорте.
Регулярное прохождение КПН с течением времени позволяет отслеживать прогресс спортсмена. Это помогает тренерам оценить эффективность тренировочной программы и внести корректировки, если необходимо.
КПН способствуют созданию здоровой конкуренции между спортсменами и мотивируют их стремиться к улучшению результатов. Это может стимулировать усилия и повысить мотивацию для тренировок.
Дифференцированный (от лат. differentia – различие) подход - общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, этапа обучения, возраста учащихся и др.
Под мониторингом следует понимать систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся, мониторинг дает нам возможность как тренерам отследить динамику роста и падения результатов, выявить причины и скорректировать работу так, чтобы каждый обучающийся был успешен по окончании спортшколы.
Федеральные стандарты спортивной подготовки — это совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
Они разработаны и утверждены в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и обязательны для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП) включают в себя:
— требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки;
— нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учётом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта;
— требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, её осуществляющих, в спортивных соревнованиях;
— требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
— особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
— требования к условиям реализации программ спортивной подготовки.
Физическое развитие — это процесс изменения форм (длина и масса тела) и функций организма (дееспособность основных систем организма) человека под влиянием условий внешней среды и процесса воспитания.
Антропометрия (от греч. Ανθρωπος - человек и μετρεω - мерить) - один из основных методов антропологического исследования, заключающийся в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.
Для оценки физического развития используются данные измерений, которые принято именовать антропометрическими. Хотя в их число входят показатели: соматометрии - измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии - измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.). Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность груди. Эти показатели на разных этапах развития меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физиологического развития человека.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности.
Она характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Целью исследования является адаптировать контрольно-переводных испытаний федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» к работе тренеров.
В ходе работы поставлены и решены следующие задачи:
- изучение мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся;
- выявить разницу между обучающимися разного возраста;
- научиться обрабатывать, анализировать, интерпретировать материалы научной информации, полученной в результате исследования;
- внедрить результат исследования в работу тренеров.
В результате каждый обучающийся:
- знает уровень своего развития по всем нормативам;
- отслеживает динамику улучшения или ухудшения результатов;
- стремится к улучшению своих показателей, совершенствовать технику лыжных ходов, выполнить нормативы старших групп, к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
По всем нормативам я, как тренер:
- отслеживаю динамику и корректируем свою работу так, чтобы она положительно влияла как на слабые стороны каждого обучающегося индивидуально, так и улучшала физические качества обучающихся с высоким уровнем физического развития;
- выбираю формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность обучающегося на тренировочном занятии с учетом его индивидуальных особенностей, динамики физической подготовленности.
Однако анализируя опыт работы, я вижу, что по ФССП срок реализации на учебно-тренировочном этапе составляет пять лет, которые разделены на два этапа: до двух лет и свыше двух лет (см. таблица 1). Соответственно по возрасту для этого этапа есть границы с 12 до 16 лет. Объем образовательной программы (см. таблица 2), уровень спортивной квалификации тоже разделен на два этапа, но нормативы общей физической и специальной физической подготовки (контрольно-переводные нормативы) нет (см. таблица 3). Получается, что дети 12 лет и дети 16 лет имея возрастные различия в физическом развитии, антропометрических данных и физической подготовленности, должны выполнять одни и те же КПН.
Таблица 1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по этапам.
Приложение 1
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,
утвержденному приказом Минспорта России
от «17» сентября 2022 г. №733
Этапы спортивной подготовки
Срок реализации спортивной подготовки (лет)
Возрастные границы лиц, проходящих
спортивную подготовку (лет)
Наполняемость (человек)
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
5
12
10
Таблица 2. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Приложение 2
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,
утвержденному приказом Минспорта России
от «17» сентября 2022 г. №733
Этапный норматив
Этапы и годы спортивной подготовки
Учебно- тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
До двух лет
Свыше двух лет
Количество часов в неделю
10-14
16-18
Общее количество часов в год
520-728
832-936
Таблица 3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «лыжные гонки»
Приложение 7
к федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,
утвержденному приказом Минспорта России
от «17» сентября 2022 г. №733
№
п/п
Упражнения
Единица измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег на 100 м
с
не более
16,0
16,8
1.2.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
не менее
170
155
1.3.
Бег на 1000 м
мин, с
не более
4.00
4.15
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
Бег на лыжах. Классический стиль 3 км
мин, с
не более
14.20
15.20
2.2.
Бег на лыжах. Свободный стиль 3 км
мин, с
не более
13.00
14.30
3. Уровень спортивной квалификации
3.1.
Период обучения на этапе спортивной подготовки (до двух лет)
спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд»
3.2.
Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше двух лет)
спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд»
Проведя, на базе нашего образовательного учреждения, мониторинг антропометрических данных в УТГ до двух лет и УТГ свыше двух лет, получила такие результаты обучающихся МБУ ДО «СШОР» (см. таблица 4):
Таблица 4. Средние антропометрические данные обучающихся
Параметры
УТГ до двух лет
УТГ свыше двух лет
Разница
Средний возраст
12
15
Средний рост
Д – 155,8
М - 153
Д – 164,1
М - 169,9
> 8,3
> 16,9
Средний вес
Д – 49,1
М – 47,3
Д – 54,6
М – 57,4
> 5,5
> 10,1
Средняя окружность груди
Д – 73
М – 72,7
Д – 79,2
М – 84,3
> 6,2
> 11,6
Средняя сила
(динамометр кистевой)
Д – правая 11
левая 10
М – правая 14
левая 12
Д – правая 17
левая 15
М – правая 27
левая 22
> 6
> 5
> 14
> 10
Делаю вывод, что, исходя из антропометрических данных разновозрастных детей, их физическое развитие тоже разное, однозначно дети 12-13 лет будут слабее в этом показателе, чем дети 14-16 лет, соответственно неправильно, чтобы дети этих возрастов выполняли одинаковые нормативы. Это также влияет и на психологический аспект младших групп, конкурировать со старшими, заведомо сильнее их спортсменами, это может пошатнуть уверенность в выполнении норматива.
Также был проведен мониторинг по анализу физической подготовленности, на базе нашего учреждения в тех же группах, мы получили следующие результаты обучающихся МБУ ДО СШОР (см. таблицу 5).
Таблица 5. Выполнение нормативов
Параметры
УТГ до двух лет
УТГ свыше двух лет
Разница
возраст
12
15
Средние показатели
100 м
Д – 17.3
М – 17.0
Д – 16,0
М – 15,5
> 1,3
> 1,5
1000 м
Д – 4.20
М – 4.15
Д – 3,45
М – 3,35
> 0,35
> 0,40
Прыжок в длину с места
Д – 160
М – 173
Д – 185
М – 203
> 25
> 30
Уровень спортивной квалификации
разряд
3 взр - 1 юн
1 взр - 2 взр
> 2 разряда
Пояснение к таблице 5:
*Для нормативов специальной физической подготовки, сравнительный анализ не проводила, из-за меняющихся природных условий.
Проанализировав результаты, я разработала свой вариант нормативов для групп учебно-тренировочного этапа. Мною были учтены такие показатели как: погодные условия, период тренировочной подготовки, объем спортивной подготовки, средний показатель выполнения нормативов школы, нормативы ГТО, средний показатель физического развития и физической подготовленности обучающихся, разрядная таблица по лыжным гонкам, мой педагогический опыт.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю использовать вариант таблицы контрольно-переводных нормативов обучающихся, на учебно-тренировочном этапе, с учетом возрастных особенностей (см. таблицу 6).
Таблица 6. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «лыжные гонки»
№
п/п
Упражнения
Единица измерения
Норматив
До двух лет
Норматив свыше двух лет
юноши
девушки
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег на 100 м
с
не более
не более
17,0
17,8
16,0
16,8
1.2.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
не менее
не менее
170
155
190
175
1.3.
Бег на 1000 м
мин, с
не более
не более
4.15
4.30
3.45
4.00
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
Бег на лыжах. Классический стиль 3 км
мин, с
не более
не более
13.20
14.50
10.30
12.00
2.2.
Бег на лыжах. Свободный стиль 3 км
мин, с
не более
не более
13.00
14.40
10.00
11.30
В процессе использования этой таблицы, в моих группах повысилась положительная динамика выполнения контрольно-переводных нормативов, улучшилась психологическая атмосфера в коллективе, увеличилось стремление на тренировочных занятиях.
Таким образом, дифференцированный подход к системе оценки уровня выполнения контрольно-переводных нормативов повышает динамику результатов в работе тренеров.
Список литературы:
Настольная книга учителя физической культуры / авт.- сост. Г.И.
Погадаев
; под ред. Л.
Б.
Кофмана
.
-М: Физкультура и спорт
Волков И.
П. Хрестоматия. Спортивная психология. -
СПб.;
2017.
Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. –Киев: Олимпийская литература, 2018.
Захаров Е.
Н. Энциклопедия физи
ческой подготовки (Методические
основы развития физических качеств).
- М.:
Лептос
, 2017.
Манжосов
В.
Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
Мищенко В.
С. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
Николаев А.
Н. - Психология тренера в детско-юношеском спорте. – СПб, 2015
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: Издательство
Астрель
, 2017.
Е.А. Гаврилова. Безопасный
спорт. Настольная книга тренера
– М. ООО
«ПРИНТЛЕТО», 2022 – 512 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.
- 2 –е изд.- М.: Издательский центр» Академия», 2001.
-480 с.
Чермит
К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы
[Текст]
учебное
пособие.-
М.: Советский спорт, 2005.- 272с.
https://фцомофв.рф/page351/page544/
.
https://base.garant.ru/405491717/
Прик
аз Министерства спорта РФ от 17
сентября 2022 г. N 733 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки" (с изменениями и дополнениями)
https://www.gto.ru/norms
https://flgr.ru/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат