Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Этическая беседа как средство воспитания младшего школьника. Работа №77804

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Этическая беседа как средство воспитания младшего школьника
Работа:

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников.

«В детстве человек

должен пройти эмоциональную школу

школу воспитания добрых чувств».

В.А. Сухомлинский

 

В современном мире, когда мы часто сталкиваемся с жестокостью, насилием, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть детей весьма инфантильна, настроена скептически, не желает активно участвовать в общественных делах, поражена откровенными иждивенческими настроениями.

Проблема духовно-нравственного развития школьников порождается целым рядом противоречий:

между поддержанием российской самобытности, культуры и ориентацией на западные ценности;

между духовными и материальными ценностями, которые пропагандируют СМИ;

между огромным потоком информации в сети Интернет и духовным обнищанием молодёжи;

между порядочностью и предприимчивостью.

И на сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения нравственных основ.

Наблюдая за поведением детей можно увидеть, что не все дети могут зайти в школу и поздороваться, не всегда благодарят за услугу, обращаясь с просьбой, не употребляют вежливое слово, обращаются на «ты» к взрослым. Понятие о доброте понимают узко: быть хорошим, не драться, угостить конфеткой, поделиться красками, карандашами и т.д. А одними внушениями (надо быть добрым, уважать старших, любить маму и папу, не обижать животных и т.д.) или ссылаясь на абстрактное правило поведения (девочек надо уважать, уступать им и т.д.) не добиться результата в изменении поведения детей.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для ребенка имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Почему такая беседа называется именно «этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

 

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Они строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Этические беседы могут быть:

Программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

Групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

Индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и

нравственных проблем

с отдельными учащимися);

Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

Чтобы беседа с младшими школьниками проходила наиболее эффективно, придерживаюсь таких правил:

Выбираю такую

тему беседы, чтобы она имела проблемный характер и предполагала борьбу мнений и взглядов. При этом стараюсь задавать нестандартные вопросы, которые стимулируют детей на поиски ответов.

Этическая беседа не развивается по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорят именно то, что они на самом деле думают. Я, как учитель, могу высказывать свою точку зрения, если не согласна с мнением своих учеников, но

обязательно её

аргументирую.

Подбираю тему бесед так, чтобы

она была

близка к эмоциональному опыту моих учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.

В

ходе беседы стараюсь

дать высказаться

всем желающим. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Сохраняю атмосферу справедливости и культуру общения.

Эффективной технологией в работе с детьми считаю диалогическую деятельность. При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать направление размышления.

Нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Темы этических бесед входят в план воспитательной работы. Но это не исключает внеплановых бесед, которые проводятся по поступкам детей в повседневной жизни. Беседы могут проводиться со всей группой и индивидуально. Усвоенные этические понятия позволяют ребенку выводить конкретные правила поведения, определяют, как надо вести себя, что хорошо и что плохо в поступках.

Темой этических бесед могут быть рассказы, сказки, пословицы: «Скромность украшает человека», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и др., стихотворения, сюжетные картинки, иллюстрации. Часто использую тематическую подборку этических бесед «Мудрые мысли о нравственности», беседы по картинкам «Уроки доброты», которые помогает детям задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Для того чтобы нужные формы поведения становились привычными постоянно напоминаю о вежливом обращении, умении благодарить, вешать аккуратно вещи, помогать друг другу. Стараюсь подмечать положительные примеры, чтобы они стали подражанием, чтобы ребёнок хотел подражать хорошему, научился следовать ему в реальном деле, осмыслил нравственное содержание конкретного поступка, который был образцом.

Использую следующие формы работы:

- беседы («Что значит

быть добрым, честным?» и т.д.);

-

ситуации, которые могут произойти в повседневной жизни детей для формирования у детей положительного практического опыта

- часы общения о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию

, скромности, культуре общения.

Одним из направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках.

Особое отношение в работе с детьми уделяю доброму и внимательному отношению друг к другу, к сожалению, некоторые дети не могут контролировать своё поведение. С ними проводятся индивидуальные беседы, вовлечение в какую-либо полезную и интересную деятельность. Часто провожу беседы по направлениям, как правильно общаться друг с другом (о коллективизме), об отношении людям труда, о товариществе и дружбе, о честности, доброте, отзывчивости, непримиримости к равнодушию и злу. Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед. Процесс этот достаточно сложный для младших школьников. Так как в повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые, в какой-то мере затрудняют выработку у них правильного поведения.

Возникающие в классе конфликтные ситуации между детьми, нарушения дисциплины стараюсь погасить с помощью беседы, примера положительных поступков из жизненных ситуаций. Беседуя с детьми, выслушиваю и учитываю их мнения по какому – либо поводу, и выстраиваю своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

Следовательно, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×