Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами развивающего обучения.
Аннотация. в статье рассматриваются особенности формирования интеллектуальной готовности 6-7 лет к школьному обучению средствами развивающих упражнений и игр.
Результаты диагностического этапа исследования показали, что дошкольники с ЗПР имеют низкие и средние показатели сформированности интеллектуальной готовности.
Ключевые слова: готовность к школе, обучение, интеллектуальный компонент, старшие дошкольники, задержка психического развития.
Введение. По мнению Т.И Бабаевой, Л.И. Божович, Н.Ю. Боряковой первоклассники, имеющие ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению. Д.Б. Эльконин рассматривает интеллектуальную готовность в качестве компонента психологической готовности дошкольника к школе. Проводя анализ исследований по данному вопросу, стоит обозначить, что интеллектуальная готовность к школьному обучению складывается из достаточного уровня развития памяти, внимания, речи, мышления и овладения письменной речи.
Изложение основного материала статьи. На базе МБДОУ "Детский сад №14 "Умка" проводился эксперимент, целью которого стало изучение интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ЗПР 6-7 лет и построение на основе данных эксперимента коррекционно-развивающей работы. Из результатов проведенной методики «Пьерона-Рузера» на изучение особенностей произвольности внимания, становится ясно, что среди испытуемых преобладает неустойчивое произвольное внимание. Ни у одного ребенка не было выявлено высокого или очень высокого уровня развития. 43,75% детей обладают средним уровнем устойчивости внимания. Внимание дошкольника характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью и слабой распределенностью. Испытуемые дошкольники с ЗПР способны в течении продолжительного периода времени вычеркивать изображения, но часто допускают ошибки, зачеркивая символы, которые не нужно трогать согласно инструкции.
По результатам проведения методики «Домик» большинство детей имели средний уровень сенсомоторной координации. При анализе обращалось внимание на то, что все дети выполняли задание правой рукой. Только 2 воспитанника из экспериментальной группы после рисования сравнили полученный результат с образцом, что говорит о низком уровне заинтересованности деятельностью и содержанием задания. Воспитанники характеризуются низким уровнем произвольности и переключаемости внимания.
Исходя из данных исследования по методике по К. Йирасеку вербально-логическое мышление у детей с ЗПР развито ниже, чем наглядно-действенное. 50% продемонстрировали низкий уровень развития вербального мышления. Более 30% имеют очень низкий уровень вербально-логического мышления. Средний уровень проявили 18,75%. В группе испытуемых не оказалось детей с очень высоким и очень низким уровнем развития. Дети с ЗПР имеют средний уровень развития аналогии, обобщения и сравнения предметов по определенному общему признаку.
На этапе наблюдения оценивались показатели познавательного интереса, социализированности и контактности ребенка дошкольного возраста. Большинство испытуемых с ЗПР не обладают готовностью к выполнению напряженного умственного труда и поставленные перед ними задачи не мотивируют возникновение волевого усилия.
Л.С. Выготский называет игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте через которую происходит обучение и воспитание ребенка. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовывать через систему занятий, содержащих развивающие задания.
При составлении серии занятий внимание уделялось учету индивидуальных особенностей воспитанников. Занятия включали в себя задания, направленные на развитие мелкой моторики, на ознакомление с многообразием насекомых, на расширение представлений о перелетных птицах, умение сравнивать признаки времен года, умение находить предметы по определенным критериям, умение различать и называть предметы разного цвета, развитие пространственных представлений, развитие фантазии и воображения, умения группировать предметы и анализировать социальные ситуации. Итогом реализации серии занятий стало повышение у воспитанников уровня отдельных компонентов интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Выводы. Таким образом, содержание данной статьи позволяет сделать вывод о том, что организация занятий, в содержании которых представлены упражнения развивающего характера, при составлении которых учитываются индивидуальные особенности ребенка с ЗПР, может способствовать повышению уровню эффективности подготовки к обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
2. Долгова В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, О.А. Конурова // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат