Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методичекие аспекты репетиционной работы с детским народным хоровым коллективом. Работа №77909

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методичекие аспекты репетиционной работы с детским народным хоровым коллективом
Работа:

Методические аспекты репетиционной работы с детским народным хоровым

коллективом (ансамблем)

Христофорова Елена Сергеевна

(МБУ ДО ДШИ №4 преподаватель

Фольклорный ансамбль – синтезированное искусство включающее в себя: песню, танец, хоровод, народную игру, инструментальную музыку, пантомиму, декламацию. Направлено на развитие творчества, музыкальных способностей, образовательного уровня детей.
По народной традиции певцы действуют в песне. Они – не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение, и жест непосредственно вытекают из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении, импровизируются.
Использование с первых занятий простейших движений при исполнении игровых и плясовых песен является началом формирования творческих умений, способностей, которые развиваются при выполнении следующих заданий: сочинение текста на заданные ритмы, варьирование мелодии, импровизация движений под музыку.
Создание ансамбля требует от преподавателя знаний народного творчества, богатств его жанров и региональных особенностей, умения сделать тщательный анализ песенного материала, прослушивание и изучение записей народных песен, поиску средств и методов освоения активного репертуара.
Обязательно нужно помнить о бережном отношении к песне. В последнее время многие песни «перекраиваются», меняется ритм, музыкальная интонация, диалект, в конечном счете и смысл. Поэтому одна из самых трудных художественных проблем в исполнительской практике – поиски эффективных средств и методов перенесения народной песни из бытовых условий на сцену с минимальными потерями.
Детский фольклор – особая система ценностей. К нему относятся колыбельные песни, потешки, детские колядки, щедровки, считалки, заклички и тд. Большая часть из них, в связи с разрушением семейного уклада, ныне забыта.
Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности. Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность вокально-певческого развития ученика и уметь предугадать динамику этого развития.
Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость, поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.
Репетиционную работу следует сочетать с концертами. Участие в концерте выявляет все возможности коллектива, демонстрируют его сплоченность, музыкальность, сценичность, эмоциональность. К тому же концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Участникам ансамбля должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их совместный труд слушатели.
К каждому концертному выступлению ансамбль готовится специально. Проводятся репетиции, завершает их генеральная репетиция, на которой устраивается прогон программы, отрабатываются мизансцены, вход, выход, ведение программы.
Иногда концерт можно сопровождать рассказом об исполняемых песнях, о самом коллективе. Разговор с аудиторией облегчает контакт со слушателями, способствует восприятию услышанного. Беседа не должна быть длинной, утомительной, её цель – пропаганда народной песни. Вести беседу может сам руководитель, ему помогают дети-ведущие.
Проводить концерты следует не слишком часто, но и не очень редко. Первое обстоятельство стирает свежесть впечатлений, превращая концерт в будничное дело, второе – расхолаживает коллектив.
Полезно записывать выступления ансамбля и даже создавать специальную фонотеку, по которой можно будет судить о творческом росте фольклорного ансамбля.
Народное пение – самый демократический жанр хорового искусства. Участие в нем доступно многим, особенно детям, т.к. основано оно на естественном звучании голоса и не только не противоречит природе голоса ребенка, но и развивает её.

Причины плохой дикции связаны с вялой работой артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица. Для преодоления этих недостатков следует выбирать определенные упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упражнение на слог ЛЯ ). Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Учить правильному дыханию нужно с первых занятий. Прежде всего, следует понять технику пользования дыханием: «бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование. Главное – сознательно относится к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях».
Работая с фольклорным ансамблем, необходимо помнить, что это коллектив с единой манерой звукообразования, которая подразумевает единую тембровую окрашенность, единую манеру произношения гласных звуков, близкий посыл звука.
Для достижения положительных результатов в певческом воспитании необходима не только вокально-хоровая работа, но и работа по развитию слуха мелодического и гармонического. Работу следует вести на хоровой основе, в тесной взаимосвязи с хоровыми занятиями (использовать методические пособия для детского начального образования). К тому же народные песни сами являются благодатным материалом для работы над вокально-хоровыми навыками. Каждый подголосок в них имеет яркую запоминающуюся мелодию, небольшой диапазон, многие народные песни используются без сопровождения, что способствует развитию слуха. Большое внимание следует уделять развитию чувства ритма, учитывая то, что народ. Песня исполняется без дирижера. Плясовые, хороводные, игровые, – основаны на движении. Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя, к более сложным, петь гаммы, ритмически варьируя, использовать распевание с активным ритмическим началом.
Пение в фольклорном ансамбле подразумевает не только коллективное творчество, импровизацию, но и органичное слияние индивидуальностей, умение подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других участников.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
1.Развивать голос следует исходя из примарных тонов, совершенствовать звучание наиболее естественных звуков, постепенно расширяя диапазон до чистой 8. Народные песни благодаря мелодичности и удобству диапазона составляют благоприятную почву для естественного развития детских голосов;
2. Работать в определенном диапазоне.
3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.
4. Не усложнять мелодический материал, не увеличивать диапазон, при этом постепенно повышать требования, осознанность.
5. Добиваться оптимизации тембра, достижения наилучшего тембра.
6. Многократно отрабатывать основные качества звучания (близкий посыл звука, звонкость, певучесть звука, компактность звучания) совершенствовать их и закреплять в повторении. Работа эта не завершится никогда.
7. К работе над качеством звука подходить через эмоцию, что особенно важно в работе с детьми. На первых этапах работы, используя не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.
8. Постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.
9. Поощрять сильные стороны, не слишком акцентируя внимание на недостатках.
10.Проводить индивидуальную работу (развитие индивидуальных задатков и работа над недостатками).
11. Приобщать к самостоятельной работе (декламация слов песни, скороговорки на примарных тонах, правильное открытие рта)
12. Корректировать вокальный слух (приучать слушать себя).
13. Связывать обучение и сценические выступления.
14. Постоянно рассказывать о песнях, обрядах, традициях, истории.
15. Работать постепенно без торопливости, не допускать форсирования звучания.
16. Среди всех певческих навыков особое внимание уделять звукообразованию: петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Для отработки певческих навыков использовать не только певческий репертуар, но и специальные упражнения, распевания. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам, а именно: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, четкость дикции.
Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10–15 минут, а гораздо больше.
17. Помнить о том, что на первом этапе развития детского голоса, 7–10 лет голоса мальчиков и девочек в общем однородны, деление на 1-е и 2-е условно. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу.

Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – Москва, 1983.
2. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 1993
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – Москва, 1968.
Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – Москва,1996. страница 468.
4. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – Москва: ВНМЦ, 1987.
5. Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на
участников художественной самодеятельности . Художественная
самодеятельность. Традиции. Мастерство. Воспитание.
6. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. Москва: МГИК, 1994 – с. 72

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×