Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы. Работа №77944

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Активные формы работы на уроках русского языка и литературы
Работа:

Активные формы работы на уроках русского языка
и литературы

 

Болсуновская Анастасия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 7» г. Абакана

 

Аннотация. Активные формы работы на уроках русского языка и литературы способствуют углубленному усвоению учебного материала, развитию у школьников навыков анализа, креативного мышления и самостоятельной работы. В статье рассматриваются различные методы, включая групповые проекты, исследовательскую деятельность, творческие задания и интерактивные методы, которые помогают учителю создать активную и продуктивную образовательную среду.

Ключевые слова: активные формы работы, уроки русского языка, уроки литературы, групповые проекты, исследовательская деятельность, творческие задания, интерактивные методы.

 

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы занимают важное место в современном образовательном процессе. Они способствуют углубленному изучению предмета, повышают интерес учащихся, развивают их аналитические и творческие способности. В соответствии с современными образовательными стандартами, активные методы обучения становятся все более востребованными, так как позволяют сделать процесс более увлекательным, а знания — более прочными.

Одной из главных задач учителя является создание комфортной и продуктивной среды, где учащиеся могут не только усваивать материал, но и применять его на практике. Использование активных форм работы способствует достижению таких результатов. Примеры таких методов разнообразны и включают в себя проектную деятельность, групповые и ролевые игры, творческие задания и исследовательскую работу.

Одним из наиболее эффективных методов является групповая работа. Это помогает учащимся учиться взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и учиться отстаивать свою точку зрения. Например, при изучении произведений русской литературы можно предложить учащимся разделиться на группы и подготовить мини-проекты, основанные на анализе текста. Каждый ученик может внести свой вклад: один — исследует биографию автора, другой — рассматривает ключевые мотивы произведения, а третий — делает иллюстрации. Такая работа способствует глубокому пониманию текста и повышает уровень вовлеченности.

Также важной формой является исследовательская работа. Учащиеся могут самостоятельно или в группах анализировать различные аспекты текста, изучать исторический контекст, делать самостоятельные выводы. Например, в рамках изучения поэмы «Евгений Онегин» Пушкина можно предложить учащимся исследовать исторические реалии начала XIX века, анализировать культурные, социальные и философские вопросы, поднятые автором. Такой подход позволяет не только углубить знание произведения, но и развить навыки самостоятельного изучения и критического мышления.

Творческие задания, включающие в себя написание эссе, создание поэтических произведений или инсценировку сцен из литературных произведений, также способствуют повышению интереса и мотивации к изучению литературы и русского языка. Например, ученикам можно предложить создать оригинальные стихотворения, вдохновленные творчеством известного писателя или поэта, изучаемого на уроках. Это дает возможность развить художественный взгляд на литературу и использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

Интерактивные формы работы, такие как дискуссии, дебаты или игровые симуляции, позволяют учащимся не только погружаться в изучаемую тему, но и активно обмениваться мнениями. На уроках литературы можно организовать дискуссии о разных подходах к анализу произведений, например, сравнить два разных литературных направления — реализм и модернизм. Это способствует развитию аналитических и риторических навыков.

Еще одной эффективной формой является ролевые игры. Например, при изучении произведений, в которых рассматриваются сложные моральные и философские вопросы, учащиеся могут играть роли героев, обсуждать их действия и поступки. Таким образом, учащиеся погружаются в проблематику текста, а роль игры становится инструментом для более глубокого анализа.

Развитию языковых навыков способствуют задания, направленные на практическое применение грамматики, орфографии, пунктуации. Например, активные задания на разбор текста, создание устных и письменных высказываний, создание текстов на заданные темы — это отличный способ активизировать процесс обучения. Применение современных цифровых технологий, таких как интерактивные платформы для онлайн-обучения или использование приложений для написания и редактирования текста, также увеличивает интерес учащихся.

Таким образом, активные формы работы на уроках русского языка и литературы способствуют созданию среды для углубленного изучения предмета, развития навыков критического мышления, а также привлекают учащихся к самостоятельной работе и проектной деятельности. При грамотной организации такие методы значительно повышают эффективность учебного процесса и делают обучение интересным и продуктивным.

 

 

Список литературы

Аметова

Э.

К. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования.

2019. №63-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

Будаева

Т. А. Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний / Т. А.

Будаева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 731-735. — URL:

https://moluch.ru/archive/83/15129/

Максимова Н. Н. Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся / Н. Н. Максимова. — Текст

:

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань

:

Молодой ученый, 2019. — С. 38-42. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14854/

Тимофеева

С.

В.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом.

2017. №3 (27).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×