Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики диагностирования детей дошкольного возраста | Романенко Татьяна Викторовна заведующий Леонтьева Лариса Викторовна старший воспитатель. Работа №306015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее раФормы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.спространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. 

 

 

 

 

МЕТОДИКИ

ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Методические материалы

по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности

в детском саду

 

 

Составители:

Романенко Т.В., заведующий

детским садом

Почетный работник общего образования РФ

Леонтьева Л.В., старший воспитатель

детского сада

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Название

Введение…………………………………………………………………………….

Стр.

3

Методика «Времена года»………………………………………………………….

7

Методика «Вырежи фигуру»………………………………………………………

9

Методика «Лесенка»………………………………………………………………..

10

Методика «Нелепицы»……………………………………………………………..

12

Методика «Цветовой тест отношений»…………………………………………...

13

Методика «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?»………..

15

Методика «У каждого ребенка свой дар». Авторы А. Де Хаан, Г. Каф………...

17

Методика «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния воспитанника на занятии»…………………………………………………………

21

Методика проведения рефлексии «Здесь и теперь»

Анкета: «Мое настроение!»………………………………………………………

23

Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»…………………………………………………………………………….

24

Методики проверки готовности ребенка к обучению в школе………………..

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

I. Диагностика развития дошкольника. Сущность, виды, критерии диагностики.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

медицинская

 (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

психологическая

 (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);

педагогическая 

(предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

управленческая (

предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании В Российской Федерации»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Кроме того, обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (математические представления, развитие речи, изобразительная и музыкальная деятельность и т п.) лишь условно.

Образовательные программы для детей дошкольного возраста, в отличие от школьных программ, обычно не только включают в себя содержание, связанное с обучением, но и достаточно подробно расписывают всю жизнь ребенка в детском саду. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их пути развития. Это еще усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий.

Нормы не позволяют рассматривать ребенка как объект бесцеремонного исследования; путать его внезапными проверками («тест» в переводе значит «испытание»); тестировать без согласия родителей, знакомить с результатами диагностики (составляющими конфиденциальную информацию) людей, не имеющих непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка. В реальной практике тестирования эти нормы часто нарушаются. Педагог, не будучи специалистом-диагностом, из лучших побуждений может сообщить результаты тестирования (например, что у ребенка низкий балл по тесту) родителям ребенка, не подготовив их соответствующим образом, или администрации дошкольного образовательного учреждения. Если эта информация дойдет до самого ребенка или до других детей, это может нанести существенный вред его психическому здоровью.

Кроме того, проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Однако некоторые образовательные учреждения используют систему тестирования уровня развития детей для отбора их в определенное образовательное учреждение, в каждом из которых реализуется особая образовательная программа. Тестирование развития ребенка «на входе» в определенную образовательную программу с целью его отбора вольно или невольно исходит из презумпции, что одни дети «способны» к ее освоению, а другие – нет. Тем самым делается заявка на тестирование способностей детей в очень раннем возрасте, что буквально противоречит основным законам развития личности и психики. Кроме того, производя такого рода отбор, педагог закрывает ребенку возможность для развития в этом направлении и, возможно, навязывает ему менее перспективный путь образования, исходя из собственных представлений об уровне его развития, а не из реальных интересов ребенка.

Система же образования должна предоставить ребёнку наиболее благоприятные условия для развития. Именно поэтому предметом комплексной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе его аттестации выступают психолого-педагогические условия воспитания и обучения – содержание и методы, характер взаимодействия педагогов с детьми и построение развивающей среды.

Вместе с тем Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Однако в условиях вариативности программно-методического обеспечения современной системы дошкольного образования психологическая или педагогическая диагностика ребенка может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью результатов педагога по данной программе.

 

II. Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

 

Этапы организации диагностической работы.

Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.

Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.

Разработка задач для обследования воспитанников.

Разработка плана проведения диагностического обследования.

Подготовка материала для диагностики.

Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»

Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия).

Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.

В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.

По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.

III. Диагностика – как способ исследования педагогического процесса.

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Педагогическая диагностика – способ исследования педагогического процесса, целью которого являются оптимизация и обоснование его результатов для общества.

Под «желаемыми результатами» понимаются: соответствие уровня знаний, умений и навыков задачам воспитания и развития воспитанников данного возраста; развитие психических процессов в соответствии с возрастными особенностями; развитие морально-волевых качеств, способностей ребенка. Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных рекомендаций.

Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Педагогическое обследование направлено на определение уровней усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня усвоения программного материала, достижения высокого результата его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий. Педагогическое обследование могут проводить педагоги ДОУ (заведующий, методист, педагоги узкой специальности, воспитатели), имеющие квалификационную категорию или опыт педагогической работы по программам и технологиям, реализуемым в ДОУ.

Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности воспитанников.

Материал для диагностики не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Для чистоты эксперимента используется материал, аналогичный тому, который рассматривался на занятиях, но отличный от уже виденного. Идеальный вариант, когда для каждого раздела программы имеется отдельный «чемоданчик», в котором материал собран по темам.

Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством давления на воспитанника или родителя. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы, сообщение результатов, которые унижают достоинства детей или их родителей.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включенной, в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволят родителям и педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Диагностика на определение уровня развития детей по усвоению программного материала проходит в два этапа. Вводный - в начале года, и заключительный - в конце года, также существует промежуточный этап - в середине учебного года, по желанию педагога или в связи с корректировкой программы. Для этого подбираются игровые упражнения, задания (в письменной и устной форме), соответствующие задачам обследования.

Формы проведения обследования могут быть разными: групповые и индивидуальные, письменное выполнение задания, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование. При групповом обследовании группа детей не должна превышать 10-12 человек. Дети садятся за столы, на столах лежит необходимый для обследования материал. Каждое задание следует читать достаточно громко, в ровном спокойном темпе. (Не должно быть слов от себя). Переходить к чтению следующего задания следует тогда, когда выполнят примерно 95% проверяемых. Дети, которые не успели выполнить, тоже переходят к следующему заданию. На выполнение каждого задания затрачивается не более трех минут. Если в ходе работы дети устали, то необходимо провести физкультминутку. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать продолжительность занятия соответственно возрасту.

Индивидуальное обследование должно проводиться на следующий день после фронтального. Основное содержание индивидуального обследования составляют вопросы математического характера, проводится с каждым ребенком, другие дети не слышат.

Вопросы содержат основной программный материал. В начале года обследование проводится по вопросам предыдущего учебного года (в старшей группе в начале года по вопросам средней группы, в конце года по вопросам старшей группы). В начале года выявляются пробелы в знаниях программного материала, и намечается коррекционная работа с отстающими детьми на период первой половины учебного года. В конце года также намечается коррекционная работа на летний период.

МЕТОДИКА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Эта методика предназначена для детей в возрасте 4-х лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин. — ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое- либо иное время года.

 

Оценка результатов

 

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

 

8 - 9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

 

6 - 7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

 

4 - 5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

 

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

 

 

Выводы об уровне развития: 10 баллов очень высокий 8 - 9 баллов высокий 6 -7 баллов средний 4 - 5 баллов низкий 0-3 балла очень низкий

 

 

МЕТОДИКА «ВЫРЕЖИ ФИГУРЫ»

 

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

 

Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».

 

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их

предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто

разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

 

Оценка результатов

 

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

 

10 баллов все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

 

8-9 баллов все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

 

7 баллов все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

 

4-3 баллов все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

 

2-3 балла все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

 

0-1 балл ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

 

 

Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий 8 -9 баллов высокий 4 -7 баллов средний 2-3 балла низкий 0-1 балл очень низкий

 

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (тест «Десять ступенек»)

 

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

 

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все

проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку:

«Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их?

Почему?

- Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

«Жмурки»

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.

«Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ»

 

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка 5-ти лет об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

 

 

 

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

 

Выводы об уровне развития: 10 баллов очень высокий 8-9 баллов высокий 4-7 баллов средний 2-3 балла низкий 0-1 балл очень низкий

 

МЕТОДИКА «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ»

Тестируем: свойства личности. Возраст: дошкольный.

Тип теста: невербальный.

 

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к нравственным нормам.

 

Описание теста

 

Для проведения Методика «Цветовой тест отношений ЦТО нужен лист белой бумаги (А4 - 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально.

Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

 

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут

разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто и где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

 

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

 

Примечание:

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

 

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство,

враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему

достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко

выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя, отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый

человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Источники

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально- нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.41-42

МЕТОДИКА «КАКОЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ПРЕОБЛАДАЕТ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?»

 

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

 

Какие

черты

характера

преобладают

у

ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску. б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

 

Какие

эмоции

наиболее

частые,

сильные? а) Положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям. в) Бурные эмоции, гнев.

г) Страх.

 

Реакция

на

наказания:

а) спокойная; б) без эмоций;

в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста; г) обида, негативные эмоции.

 

Как ведет себя

ребенок в

непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

 

Какие

игры

предпочитает

ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом. б) Спокойные, тихие, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные только с близкими.

 

Общителен

ли

Ваш

ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится. б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству? а) Душа компании, лидер по выбору детей.

б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.

в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры. г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

 

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

 

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).

б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).

г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).

 

11. Утомляемость после какой-нибудь деятельности: а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

 

12. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки? а) Легко и без труда.

б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).

в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно). г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

 

13. Какие движения преобладают у ребенка? а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Нерасторопные, неторопливые, солидные. в) Порывистые, резкие.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

 

14. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами. б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

 

15. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой. б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

 

16. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе? а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых. г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

 

Выводы:

Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

 

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

 

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.

 

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.

 

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ «У КАЖДОГО РЕБЕНКА СВОЙ ДАР»

Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет анкета-тест, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. Де Хааном и г. Кафом.

Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла, и так далее (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. По лученную сумму поделите на число признаков таких талан тов. Например: сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.

Итак,

у

вашего

ребенка

совершенно

очевидные

технические

способности,

если

он (6 характеристик признаков):

интересуется

самыми

разнообразными

механизмами

и

машинами;

любит

конструировать

модели,

приборы:

сам

«докапывается»

до

причин

неисправностей

и

капризов

механизмов

и

любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

пробует

чинить

испорченные

механизмы,

использовать

старые

детали

для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

любит

и

умеет

рисовать,

«видит»

чертежи

и

эскизы;

интересуется

специальной

даже

взрослой

технической

литературой.

Ваш

ребенок

имеет

музыкальный

талант,

если

он

(5

характерных

признаков):

любит

музыку

и

музыкальные

записи,

всегда

стремится

туда,

где

можно послушать музыку;

очень

быстро

и

легко

отзывается

на

ритм

и

мелодию,

внимательно вслушивается в них и запоминает;

если

поет

или

играет

на

музыкальном

инструменте,

вкладывает

в

исполнение много чувств и энергии, свое настроение;

сочиняет

свои

собственные

мелодии;

научился

или

учится

играть

на

каком-либо

музыкальном

инструменте.

Ш.

У вашего ребенка способности к

исследовательской деятельности

(5 характерных признаков), если он:

обладает

явно

выраженной

способностью

к

пониманию

абстрактных

понятий,

к

обобщениям;

умеет

четко

выразить

словами

чужую

и

собственную

мысль

или

наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;

проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников; причем, отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

с

удовольствием

проводит

время

за

созданием

собственных

проектов,

конструкций, схем, коллекций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян;

Артистический

талант

(7

характерных

признаков)

проявляется

у

вашего

ребенка в том, что он:

часто,

когда

ему

не

хватает

слов,

выражает

свои

чувства

мимикой,

жестами

и

движениями:

стремится

вызвать

эмоциональные

реакции

у

других,

когда

с

увлечением

о чем- то рассказывает;

меняет

тональность

и

выражение

голоса,

непроизвольно

подражая

человеку,

о котором рассказывает;

с

большим

желанием

выступает

перед

аудиторией,

причем

стремится,

чтобы

его зрителями были взрослые;

с

удивляющей

вас

легкостью

«переживает»

чьи-то

привычки,

позы,

выражения;

пластичен

и

открыт

всему

новому;

любит

и

понимает

значение

красивой

или

характерной

одежды.

У

вашего

ребенка

незаурядный

интеллект

(9

характерных

признаков),

если

он:

хорошо

рассуждает,

ясно

мыслит,

понимает

недосказанное,

улавливает

причины и мотивы поступков других людей;

обладает

хорошей

памятью;

легко

и

быстро

схватывает

новую

познавательную

информацию;

задает

много

продуманных

и

оправданных

ситуаций

вопросов;

интересуется

книгами,

причем

по

своей

собственной

программе;

обгоняет

своих

сверстников

по

знаниям;

гораздо

лучше

и

шире

своих

сверстников

информирован

о

событиях

и проблемах, не касающихся его непосредственно;

обладает

чувством

собственного

достоинства

и

здравого

смысла,

рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень

восприимчив,

наблюдателен,

быстро

реагирует

на

все

новое

и неожиданное в жизни;

Не

сердитесь

на

вашего

шалуна

-

просто

у

него

спортивный

талант

(8 характерных признаков):

он

энергичен

и

все

время

хочет

трудиться,

двигаться;

он

смел

до

безрассудства

и

не

боится

синяков

и

шишек;

он

почти

всегда

берет

верх

в

потасовках

или

выигрывает

в

какой-нибудь спортивной игре;

не

известно,

когда

успел

научиться

ловко

управляться

с

коньками

и

лыжами,

мячами;

лучше

многих

сверстников

физически

развит

и

координирован

в

движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает

книгам

и

спокойным

развлечениям

игры,

соревнования,

даже

бесцельную беготню;

кажется,

что

он

никогда

всерьез

не

устает;

неважно,

интересуется

ли

он

всеми

видами

спорта

или

каким-либо,

но

у

него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает;

У

вашего

ребенка

литературные

дарования,

если

он

(5

характерных

признаков):

рассказывает

о

чем-то,

умеет

придерживаться

вы

бранного

сюжета,

не

теряет основную

мысль;

любит

фантазировать

или

импровизировать

на

тему

действительного

события, причем придать событию что-то новое и необычное;

выбирает

в

своих

рассказах

такие

слова,

которые

хорошо

передают эмоциональные чувства героев сюжета;

изображает

персонажи

своих

фантазий

живыми

и

интересными;

любит,

уединившись,

сочинять

рассказы,

возможно,

о

собственной

жизни

И,

наконец,

художественные

способности

вашего

ребенка

могут

проявляться

в том, что он (6 характерных признаков).

не

находя

слов,

прибегает

к

рисунку

или

лепке

для

того,

чтобы

выразить

свои чувства или настроения;

в

своих

рисунках

и

картинах

отражает

разнообразие

предметов

людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне

удавшегося;

серьезно

относится

к

произведениям

искусства,

становится

вдумчивым

и

очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или

пейзаж;

охотно

лепит,

рисует,

чертит,

комбинирует

материалы

и

краски;

стремится

создать

какое-либо

произведение,

имеющее

очевидно

прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

не

робеет

высказывать

собственное

мнение

даже

о

классических

произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

Тест-анкета «У каждого ребенка свой дар» (лист ответов)

Ф.И. учащегося Ф.И.О. родителя Дата анкетирования

 

1

2

3

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

 

6

 

 

Итого

 

 

Всего

 

 

 

4

5

6

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

 

8

8

 

9

 

Итого

 

 

Всего

 

 

 

7

8

 

1

1

 

2

2

 

3

3

 

4

4

 

5

5

 

 

6

 

Итого

 

 

Всего

 

 

 

Выводы:

 

 

 

 

Педагог ДО

 

 

Методика «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния дошкольника на занятии»

Для того, чтобы дошкольник испытывал интерес к учебному предмету, важно, чтобы он ощущал на занятиях эмоциональный комфорт. Как ощущает себя ребенок на занятии, можно выявить, использовав анкету «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния дошкольника на занятии».

Цель анкетирования: определить самоощущение дошкольника на занятии, его эмоционально-интеллектуальную напряженность и тревожность.

Ход выполнения: детей просят выразить свое отношение к фазам, отметив его буквами: А - не согласен; Б - пожалуй так; В - верно; Г - совершенно верно. На листе ответов необходимо написать только номер вопроса и букву, например, 1б, 2а, и т.д. Каждый ответ равен: А - 1 баллу, Б - 2 баллам, В - 3 баллам, Г - 4 баллам.

Вопросы:

Этот

предмет

не

требует

особых

усилий

в

изучении.

С

каждым

педагог

поступает

справедливо.

Я

не

всегда

знаю,

какова

цель

занятия.

Некоторые

дети

знают

материал

лучше

других.

Мне

не

всегда

нравятся задания,

которые

я

выполняю

на

занятии.

Занятия

проходят

в

непринужденной

обстановке.

Изучение

предмета

дается

с

трудом.

Большинство

детей

знают

цели

и

задачи

занятия.

Материал,

изучаемый

на

занятии,

достаточно

прост.

К

некоторым

детям

педагог

относится

лучше, чем

к

другим.

Я

часто

испытываю

трудности

при

выполнении

сложной

работы

на

занятиях.

Обычно

я

получаю

удовольствие

от

работы

на

занятиях.

Возникает

много

неясных

моментов

на

занятии.

Существуют

определенные

правила,

которые

воспитанник

должен

выполнять.

Детей,

которые

нарушают

правила,

наказывают.

Я

с удовольствием

работаю

дополнительно

дома.

Задают

большие

домашние

задания.

Педагог

-

настоящий

мастер

своего

дела.

Часто

с

нетерпением

жду

окончания

занятия.

Я

бы

подарил

моему

педагогу

большой

букет

цветов.

Обработка данных тестирования.

Показателем

хорошего

и

удовлетворительного

состояния

ученика

служат

3-х

и

4-х

бальные ответы на вопросы 2, 6, 9, 12, 16, 20.

Определить

ориентацию

на

учебные

и

межличностные

взаимоотношения

между

педагогом

и дошкольником можно таким образом:

из

суммы

ответов

на

вопросы

1,

2,

6,

8,

9,

12,

16,

18.

вычесть

сумму

ответов на

вопросы

3,

5,

7,

11,

13,

15,

17,

19. Знак

(+)

или

(-)

конечного результата дает представление о позитивной или негативной ориентации

воспитательно - образовательных

взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком

Анкета «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния дошкольника на занятии» (лист ответов)

 

Ф.И. дошкольника

 

Дата анкетирования

 

Номер вопроса

А - не согласен

Б - пожалуй так

В - верно

Г - совершенно верно

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог ДО

 

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»
Анкета: «Мое настроение!»

Фамилия, имя дошкольника:

Дата:

 

 

НЕ СПЕШИ!

ПОДУМАЙ, КАК ПРОШЛО ЗАНЯТИЕ?

ОБОЗНАЧЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ:

 

 

 

- восторженное

 

- спокойное

 

- плохое

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА «ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ»

Это методика предназначается для детей, поступающих в школу. Общая ориентация детей, поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

 

Как

тебя

зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

Сколько

тебе

лет?

Как

зовут

твоих

родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

Как

называется

город,

в

котором

ты

живешь?

Как

называется

улица,

на

которой

ты

проживаешь?

Какой

у

тебя

номер

дома

и

квартиры?

Каких

животных

ты

знаешь?

Какие

из

них

дикие

и

какие

домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

В

какое

время

года

появляются

и

в

какое

время

года

опадают

листья

с

деревьев?

Как

называется

то

время

дня,

когда

ты

просыпаешься,

обедаешь

и

готовишься

ко

сну?

Назови

предметы

одежды

и

столовые

приборы,

которыми

ты

пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие ответ.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.

 

 

МЕТОДИКИ ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Для дошкольников всегда важно создавать ситуацию успеха на каждом занятии, так как успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность. Успешность в обучении дает ребенку чувство защищенности и эмоционального комфорта, которое является обязательным условием реализации его способностей и возможностей и повышает мотивационную готовность к обучению в школе.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести педагоги, психолог или даже сами родители. Им рекомендуется выяснить, умеет ли будущий школьник:

заниматься

одним

делом

в

течение

20-30

минут;

правильно понимать с первого раза простейшие задания (например, нарисовать именно мужчину, а не мальчика, девочку, женщину и т.п.);

действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «Кружок — квадрат, кружок — квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

хорошо

ориентироваться

в

пространстве

и

на

листе

бумаги,

не

путать

понятия

«верх низ», «над под», «направо налево»;

уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «Три клеточки

вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и

т.д.;

ориентироваться

в

понятиях

«больше —

меньше»,

«раньше

позже»,

«сначала

— потом», «одинаковое — разное»;

запоминать

короткие

стихотворения.

Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами (самому следовать правилам и следить за их соблюдением другими участниками).

Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.

Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину. Например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один».

Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а подойдет к педагогу и попросит.

Не умеющие справляться со своими эмоциями дети при поступлении в школу оказываются в сложном положении. Удовольствие у них переходит в бурную радость, а любое огорчение полностью парализует их, неудача в каком-либо деле надолго приводит их к ощущению неполноценности, ненужности. Как итог эмоциональной неустойчивости, у таких детей резко снижается способность к восприятию окружающего, в том числе и учебного материала. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем.

Педагоги в таких случаях объясняют родителям опасные последствия неправильного, аффективного развития ребенка, дают рекомендации, как реагировать на вспышки гнева ребенка, помогать ему, не впадая самим в ярость или панику.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×