, а так же подробно описан перечень необходимых компетенций, которые должгны быть сформированы у выпускников инженерно-технических специальностей. | Мой кабинет. Работа №342328
В условиях современного развития техники и технологии становится очевидно, что основной задачей инженера на предприятии является обеспечение качества производимой продукции, проводимых работ, оказываемых услуг. [2] Общеизвестно, что базой управления и обеспечения качества (наравне с техникотехнологическими знаниями, навыками и умениями) является деятельность по метрологии, стандартизации и сертификации:
- для того чтобы оценить соответствие производимой продукции требованиям, заложенным в нормативной и технологической документации, необходимо провести соответствующие измерения соответствующими по 2 назначению и точности средствами измерений с соблюдением требуемых методик и т.д. – метрология;
- разработка, построение и оформление необходимой конструкторской, технологической и т.д. документации, а также сличение получаемых результатов измерений с нормированными значениями, требует умений и навыков работы с нормативной документацией – стандартизация;
В условиях современного развития техники и технологии становится очевидно, что основной задачей инженера на предприятии является обеспечение качества производимой продукции, проводимых работ, оказываемых услуг. [2] Общеизвестно, что базой управления и обеспечения качества (наравне с техникотехнологическими знаниями, навыками и умениями) является деятельность по метрологии, стандартизации и сертификации:
- для того чтобы оценить соответствие производимой продукции требованиям, заложенным в нормативной и технологической документации, необходимо провести соответствующие измерения соответствующими по 2 назначению и точности средствами измерений с соблюдением требуемых методик и т.д. – метрология;
- разработка, построение и оформление необходимой конструкторской, технологической и т.д. документации, а также сличение получаемых результатов измерений с нормированными значениями, требует умений и навыков работы с нормативной документацией – стандартизация;
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» СТУДЕНТАМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В работе рассмотрены основные вопросы необходимые для изучения дисциплин метрология, стандартизация и сертификация, а так же подробно описан перечень необходимых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников инженерно-технических специальностей.
Ключевые слова: метрология, стандартизация, сертификация.
В условиях современного развития техники и технологии становится очевидно, что основной задачей инженера на предприятии является обеспечение качества производимой продукции, проводимых работ, оказываемых услуг. [2] Общеизвестно, что базой управления и обеспечения качества (наравне с техникотехнологическими знаниями, навыками и умениями) является деятельность по метрологии, стандартизации и сертификации:
- для того чтобы оценить соответствие производимой продукции требованиям, заложенным в нормативной и технологической документации, необходимо провести соответствующие измерения соответствующими по 2 назначению и точности средствами измерений с соблюдением требуемых методик и т.д. – метрология;
- разработка, построение и оформление необходимой конструкторской, технологической и т.д. документации, а также сличение получаемых результатов измерений с нормированными значениями, требует умений и навыков работы с нормативной документацией – стандартизация;
- подтверждение соответствия производимой продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров как для внешнего, так и для внутреннего потребителя – сертификация.
К основным вопросам, необходимым для изучения в рамках метрологии можно отнести: общую метрологию, теорию измерений, теорию погрешностей, метрологическое обеспечение производства и др. кроме того, метрология как наука имеет ряд характерных особенностей, накладывающих специфические черты на преподавание данной дисциплины студентам. Помимо «классических» фундаментальной и прикладной составляющих, здесь присутствует и очень значимая законодательная компонента. Практика общения с действующими специалистами с предприятий (как с метрологами, так и с представителями других специальностей) в рамках подготовки и переподготовки кадров по программам дополнительного образования и повышения квалификации показывает, что на производстве наибольшее количество вопросов возникает именно по документационному сопровождению процесса измерений. Данная деятельность направлена на достижение основной цели в области метрологии – обеспечение единства измерений и обеспечение и подтверждение требуемой точности измерений.
Основу стандартизации как дидактической единицы дисциплины составляет изучение студентами взаимозаменяемости изделий машиностроительного производства. Данный метод базируется на стандартизованном подходе единой системы допусков и посадок (ЕСДП). Освоение принципов ЕСДП представляется крайне затруднительным в том случае, если учебным планом специальности не предусмотрено выполнение студентами курсового проекта или хотя бы расчетнографической работы, которые позволяют смоделировать деятельность инженераконструктора на машиностроительном предприятии в части расчета и выбора посадок для гладких цилиндрических и иных соединений, расчета размерных цепей и т.д. Кроме того, любой инженер (конструктор, технолог и др.) обязан владеть требованиями, устанавливаемыми комплексами стандартов единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и единой системы технологической документации (ЕСТД).
Немаловажен также и раздел сертификации. Система технического регулирования, устанавливаемая соответствующим законом [3], предполагает во многом новую систему подтверждения соответствия, в которой сертификация является одной из форм. Зачастую во главу угла при этом ставятся договорные отношения между поставщиком и заказчиком, осуществляемые без участия государства или иной третьей стороны. Причем очевидно, что такие взаимоотношения однозначно не должны противоречить требованиям и 3 положениям законодательных, нормативных и технологических документов. Выпускники инженерно-технических специальностей и направлений подготовки также должны иметь необходимые знания и в этой области.
ФГОС 3+ в базовой части содержит незначительное количество дисциплин. Вопрос о наполнении ООП и учебных планов необходимыми дисциплинами отдан на усмотрение выпускающим кафедрам [1]. Однако документ содержит перечень необходимых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников соответствующей специальности или направления подготовки. В частности:
- 23.03.01 ТТП(ба)ОП: «ПК11: способность использовать организационные и методические основы метрологического обеспечения для выработки требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса»;
- 23.03.03 ЭТМК(бп)ААХ: «ПК-11: способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю» и т.д.
Исходя из вышеизложенного становится очевидно, что для успешной реализации компетенций ФГОС 3+ у студентов инженерно-технических специальностей и направлений подготовки необходимо:
1) вернуть дисциплину МСС в те учебные планы, из которых она была исключена;
2) увеличить количество часов аудиторной (контактной) нагрузки для данной дисциплины;
3) включить в учебные планы выполнение письменной аттестационной работы (КП, РГР).
В заключении хотелось бы отметить, что все необходимые условия для наиболее полной реализации нормативных и метрологических компетенций имеются на профилирующей кафедре метрологии, стандартизации и сертификации ОГУ, которая прилагает много усилий для формирования надлежащей лабораторно-методической базы и кадрового потенциала [4].
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .
2. Воробьев, А.Л. Роль знаний о качестве в структуре инженерного образования [Электронный ресурс] / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 29-31 янв. 2014 г., Оренбург / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург , 2014. – С. 219–221. – ISBN 978-5-4417-0309-3. – Режим доступа: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/287/1/219-221.pdf .
3. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2015 года) [Электронный ресурс] / Техэсперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon_o_tehnicheskom_regulirovanii.
4. Щурин, К.В. Научно-образовательные аспекты управления качеством продукции и услуг на примере кафедры метрологии, стандартизации и сертификации ОГУ [Электронный ресурс] / К.В. Щурин, А.Л. Воробьев // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 30 янв.-1 февр. 2013 г., Оренбург / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург , 2013. – С. 662–665. – ISBN 978-5-4417-0161-7. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf9/s5.pdf.