Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Дидактические и словесные игры как средство развития связной речи у детей раннего дошкольного возраста» | Хоменко Лилия Анатольевна. Работа №352149

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Для этого в речевые занятия педагоги включает дидактические, пальчиковые, словесные игры направленные на развитие связной речи. Они помогают закрепить полученные знания, развивают ассоциативное мышление детей, способствуют развитию связной монологической речи.

Дидактические и словесные игры как средство развития связной речи у детей раннего дошкольного возраста
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Для этого в речевые занятия педагоги включает дидактические, пальчиковые, словесные игры направленные на развитие связной речи. Они помогают закрепить полученные знания, развивают ассоциативное мышление детей, способствуют развитию связной монологической речи.
Большое внимание в младшем дошкольном возрасте педагоги уделяют словесным играм, связанными с потешками, прибаутками, загадками, Используя для этих занятий то, что ребенок видит вокруг: дома, в детском саду, на улице. Вводила в словарь детей не только названия предметов, но и их деталей, частей: Вот автомобиль, а что у него есть? (руль, сидения, колеса, мотор и т.д.), или: Что есть у дерева? задавая детям вопросы: Что это?, Какой он величины?, Из чего сделан?, Для чего нужен?, Какого цвета?, этим самым побуждая называть самые разные признаки предметов ). Названия свойств предметов закрепляется и в словесных играх Зачем нужны игрушки, Кто у нас в гостях?, Подбери слово, Какие мы Так же проводились с детьми игры и упражнения, нацеленные на развитие связной речи. Большое внимание в этом младшем возрасте педагог уделяет словесным играм, связанными с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна детям в силу образности речевого оформления, читали сказки, потешки, Например: Выпал первый…, Утром дети…, Девочка Маша…. Детям предлагается послушать и догадаться о чем речь: Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице На данном этапе работы используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, пирамидки); сюжетные (образные): куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми - мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка. При составлении небольших сюжетных рассказов педагог спрашивает детей, где могут жить девочка и мальчик, что могло произойти с ними? Сначала воспитатель дает образец придумывания рассказа, а затем предлагает детям самостоятельно придумать свой рассказ, постепенно уходя от подражания. Воспитатель включает в работу рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отбирает картины с упрощенным сюжетом и дает образец своего рассказа по картине. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. В продолжение работы педагог включает рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяют в один сюжет, выстраивая законченный рассказ В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, с помощью воспитателя находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа.. Педагог усложнял все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использует уже частичный образец - начало или конец рассказа, т.к. этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста (Дидактическая игра Реклама). Одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его. Эту игру воспитатель применяет при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализируется образец, что побуждает детей к последовательному изложению структуры рассказа. Этот прием подсказывает детям план будущих рассказов. Составляя связный последовательный рассказ по группе игрушек, педагог сопровождает его игровыми действиями по типу игры-драматизации. Постепенно дети начали самостоятельно составлять рассказы. Воспитатель помогает детям развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал, убежал, встретил и т.д.), учит включать диалог действующих лиц (спросил - ответил), элементы описания внешнего вида героев. В игре Магазин ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему-модель, а продавец отгадать, какая это игрушка и продать ее. Во время, проведения дидактических игр, педагог предлагает дидактические игры с подгруппами детей, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм. Так, в играх Чего не стало?, Угадай игрушку дети учатся подбирать существительные, соответствующие предмету, объекту, а в игре Что игрушка рассказала о себе. В игре Найди ошибку педагогом выставляется набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Детям предлагается найти ошибку, исправить ее. В игре Продолжи рассказ - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой, открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Этот вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.
В игре Закончи сказку по-другому предлагает детям придумать другой конец сказки Колобок по представленной схеме. Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи детей проводятся в непосредственно образовательной деятельности детей, на прогулке, во 2-й половине дня, где игровые задания подбирались таким образом, чтобы они способствовали развитию связной речи детей, расширению словаря, развивали умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы по разным признакам. На прогулке детям предлагается сыграть в игру На что похоже и почему?. Воспитатель задает детям вопрос: Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?. Внимательно слушает детей, ведь у них такое непосредственное восприятие, иногда немного видоизменяет игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: Чем лист похож на бумагу? (толщиной, легкостью); А на траву? (цветом); А на каплю? (формой). Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. В работе с детьми воспитатель уделяет им большое внимание. Нетрадиционные пособия делают игры и занятия веселыми и интересными, помогают развивать ребенка, меньше утомляют детей. Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания детей об окружающем мире. Стимулирующим фактором для воспитателя является интерес детей к играм, дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, и значит работа не прошла даром, а самое главное виден результат работы. В результате планомерной и систематической работы с детьми, по развитию у детей связной речи через дидактическую игру дала хорошие результаты. Речь детей стала грамматически правильная, расширился словарный запас.. Они проявляют интерес к дидактическим словесным играм, могут составить небольшой рассказ по сказкам.
9
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×