Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Эффективные приемы и методы подготовки учащихся к ГИА» | Светлана Игоревна Исаева. Работа №321284. Номер работы: №321284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

             Изучение  французского   языка  в школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); чтобы школьники достигли общеевропейского порогового уровня обученности (В1);

- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны  изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся , формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

Выступление « Эффективные приемы и методы подготовки учащихся к ГИА»

 

Изучение  французского   языка  в школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); чтобы школьники достигли общеевропейского порогового уровня обученности (В1);

- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся , формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения  языков  и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка. Единый государственный экзамен по французскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

При этом я считаю очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий и приёмов к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений и приёмов позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты уроков для группы и для самого себя.

В своей работе над лексикой в каждом классе считаю целесообразным ведение словарей каждым учеником. Работая над темой обучающиеся сначала знакомятся с новыми словами устно, произносят их за учителем или диктором, а затем записывают их. В процессе записи лексических единиц дети запоминают графическое изображение слова. Затем дается задание выучить по 10 слов к каждому уроку. На последующих уроках проверяю знание выученной лексики. В дальнейшем после изучения темы провожу лексический зачет сначала в устной, а затем в письменной форме.

Часто использую упражнение " Вставьте в слово пропущенную букву."

 

В своей работе широко применяю игровую технологию не только с учащимися младших классов.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

а) создание психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

При работе с лексикой с младшими школьниками применяю следующие игры: "Снежный ком" Дети называют слова по определенной теме. Каждый должен назвать свое слово, повторив предыдущие . В результате , количество слов увеличивается ,что способствует развитию памяти ,внимания, активности, быстроте реакции, ориентирует учащихся на целенаправленное использование информации. Этот прием можно применить при описании фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся говорит 1 предложение, относящееся к иллюстрации. Следующая группа должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.

"Крестики-нолики." На доске подготавливается таблица , в каждой клетке записывается буква. Ребенок делает свой ход, называя слово на эту букву по изученной теме.

“Se taire – parler” (“Молчать – говорить”) - эту игру я использую при проведении фонетических занятий. Ученики по команде и под руководством учителя начинают произносить какой-либо текст: фонетическое упражнение, рифмовку, стихотворение, считалку, затем учитель своим хлопком переводит этот текст из слышимого во внутренний голос каждого ученика, через некоторое время вторым хлопком делает его опять слышимым – как бы “включает и выключает радио, не прерывая передачи”. Ученики согласованно продолжают произнесение, насколько бы неожиданно их не прервали. Данная игра учить держать общий ритм действия своим внутренним слухом, ориентирует на согласованность с одноклассниками, прекрасный способ формирования произносительных навыков, обеспечивающий одновременное усвоение учащимися и фонетических и интонационных особенностей французского языка .

La phrase magique” (“Чудесная фраза”) - игра направлена на восстановление заданного целого из отдельных частей. Пример. На разрезанном плакате учитель записывает реплики из различных диалогов, модальные фразы на разные темы. Плакат помещается в центре классной доски. Члены разных команд, – подбегают к доске, забирают “свои” слова, фразы, реплики соответствующие заданным им темам, размещают их на своем игровом поле (стол, доска), дописывают фразу , детали по своей теме и презентуют работу.

“La feuille intelligente”.“Умный листок”. Группа делится на две команды. С последней парты передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно слово по заданной теме. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных. Это быстрый и веселый способ проверки пройденного лексического материала.

“Trouve la paire” (“Найди пару”). Это игровое упражнение можно использовать при формировании у ребят готовности к общению. Учитель заранее готовит набор карточек, с репликами героев различных диалогов, которые могли бы составить пару. Для выполнения задания требуется свобода перемещения игроков: они ходят по классу, сравнивают карточки и ищут свою пару. В конце можно попросить несколько пар рассказать свои диалоги. Упражнение – прекрасный способ обучения пониманию высказывания на французском языке, высказываться самим учащимся в соответствии с конкретной ситуацией общения.

"Игры с мячом. Ведущий -учитель или ученик начинает игру: бросает мяч одному из из учащихся, говорит слово. Задания могут быть разными на повторение лексики по определенной теме. Например, называется слово на русском языке нужно дать его перевод на французском и наоборот, назвать антонимы или синонимы.Ученик возвращает мяч, называя слово, противоположного значения. Например , peu - beaucoup

gai- triste

Игры с мячом можно использовать на проверку счета, вопрос- ответ.

 

" Управляемый диалог" - прием обучения диалогической речи. Учитель побуждает ученика задать вопрос своему однокласснику, помогая сформулировать вопрос. Например. Aline ,demande à Serge s`il aime la musique.

Aline: Serge, est-ce que tu aimes la musique?

Serge: Oui, j`aime la musique.

С учащимися 5-11 классов применяю работу с кластерами .

Создание кластеров является способом графической организации материала. Кластер используется на стадии вызова и рефлексии для работы с лексическим материалом. При введении новой темы предлагается учащимся вспомнить весь словарный запас, который им знаком по данной теме, и провести разбивку на кластер. В середине листа или доски записывается ключевое слово, а затем записываются слова, которые можно употреблять по данной теме. Важно находить смысловые связи, т.е. соединять эти слова. После разбивки на кластер, составляются предложения по полученным соединениям, что позволяет сделать краткие устные сообщения по теме, используя имеющийся словарный запас. Работа учащихся может проводиться индивидуально, затем в парах и в группах. Это дает возможность учащимся приобщиться к имеющимся ассоциациям и связям. Они обмениваются информацией, составляют и зачитывают общий кластер. При зачитывании кластеров все должны быть внимательны и вычеркивать карандашом те слова, которые проговаривались. Та лексика, которая не была вычеркнута, выписывается на доске и отрабатывается. Можно на доске составить общий кластер, с которым можно работать при подготовке устного высказывания по теме. Затем на стадии рефлексии вместо традиционного лексического опроса и словарных работ, проводится снова разбивка на кластеры, в который ребята должны включить новый лексический материал. После чего сравнивают учащиеся оба кластера и обсуждают результаты работы над темой, насколько расширился словарный запас учащихся. . Этот прием можно использовать при проведении обобщающих занятий для контроля за сформированностью базовых навыков говорения

Методический прием «Синквейн» также вызывает у учащихся большой интерес. Прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Синквейн – это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк. Сейчас ребята в средних и старших классах без труда делают синквейны по любым темам.

Правила написания синквейна.

1.Первая строка-одним словом обозначается тема (имя существительное)

2.Вторая строка - описание темы двумя словами ( имена прилагательные)

3.Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме ( разные части речи)

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 

 

Например:

la famil heureuse unie

aimer, soigner , aider

Jʼaime mes parents le foyer

 

Мне как предметнику разговорного жанра (иностранные языки) понятно, что особую трудность сегодня вызывает устная часть ЕГЭ, когда за полторы минуты нужно выразить мысль, четко отстояв свою точку зрения, поэтому в работу над формированием навыков устной речи я использую следующие эффективные методы:

1.Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. Пример: сделать покупки в продовольственном магазине, используя фразы-клише: «Мне нужно…»;

«Сколько это стоит?»; «Что-нибудь ещё?» и т.д.

2.Ролевая игра, которая позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Пример: «Вы в магазине готовой одежды во Франции и обращаетесь за помощью к продавцу, т.к. затрудняетесь сделать выбор». Диалог проходит в форме общения между покупателем и продавцом и включает в себя информацию о размерах одежды, фасоне, цвете, цене, возможности расплатиться чеком или наличными и т.д. Пример применения метода на уроке французского языка.

Тема: «Вы в Париже».

Форма проведения урока: ролевая игра

1.Учитель моделирует ситуацию « Вы заблудились во время прогулки, вам необходимо попасть в Лувр ( к Эйфелевой башне, на Монмартр) , попробуйте расспросить прохожих, как пройти туда, не забудьте быть вежливыми в ходе беседы».

2.Учащиеся делятся на пары, получают роли «турист – парижанин». Для составления диалога учащиеся пользуются картой Парижа, используют фразы по теме «Ориентация в городе», фразы-клише «скажите, пожалуйста…»; « как пройти…»; « не могли бы Вы мне помочь…» и др.

3.После составления диалогов учащиеся учат свои роли и озвучивают их. Вся группа слушает каждый диалог, старается выделить допущенные ошибки.

4. После выполнения задания учитель делает анализ, выделяет типичные ошибки, проводит коррекционную работу.

5. Домашнее задание: составить вопросы для диалога подобного типа с пропущенными ответами.

3.Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Пример: обсудить проблему отношений подростков и родителей, основываясь на изученную лексику, отстоять свою точку зрения, привести аргументы.

4.Следующая игра называется «Зацепись за слово». Учащиеся разбиваются на две группы, далее мною дается слово, это может быть глагол, имя существительное или имя прилагательное. Группы соревнуются, например, если это глагол, то нужно или проспрягать его в максимальном количестве времен, или найти как можно больше его производных, или вспомнить максимальное количество устойчивых выражений с данным глаголом и т.д. Побеждает та группа, которая даст последний ответ.

5. Игра – «Диктофон». Получив тему, ребята должны за 2 минуты каждый подготовить ответ и записать его на диктофон в течении полутора минут. Задание выполняется с секундомером в руках. Потом каждый слушает свою запись и делает необходимые коррекционные замечания, а потом выносит свою работу на суд зрителей.

Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в игре есть элемент неожиданности. Для игры характерна спонтанность речи. То есть игра — ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца

В своей педагогической деятельности я использую активные методы обучения. Активными методами обучения являются те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

К ним относятся дискуссии, мозговой штурм. 

Группа делится на две команды. Одна – «за», другая – «против». Дискуссии могут проводиться на разные темы. Например:

- Книги…

- Компьютер

- Школьная форма и т. д.

Такой прием позволяет учащимся развивать способность аргументировать, отстаивать свою точку зрения на основе своего опыта , который в дальнейшем пригодится при работе над эссе.

Методический прием «Мозговой штурм» используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово Учащимся предлагается записать все слова или фразы по данной теме.

Урок по теме «Рождество» можно начать с   (мозгового штурма). Учитель начинает фразу  «Рождество – это … ». Дети продолжают данную фразу, рассказывают свои ассоциации по данной теме, вариантов может быть большое количество. Затем учитель говорит свои варианты ответов. Свои ответы я предлагаю в презентации. Ответы на задание из «мозгового штурма» сопровождаются праздничными картинками.

Урок по теме «Праздники» можно начать так: Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете? Какой твой любимый? Какой у вас любимый семейный праздник ?

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

1. Основам письма начинаем обучать уже в начальной школе. Учащиеся выполняют упражнения типа - "Напиши своему другу, который живет во Франции, письмо и расскажи о....". Или "Напиши письмо Деду Морозу" и т.д. Данный вид тренинга, несомненно, имеет много плюсов. Что касается меня, я считаю этот вид работы рациональным. Потому что у него практическая направленность.

2. Учащиеся 5-11 классов пишут письма своим друзьям , рассказывая обо всех событиях происходящих в их жизни.

3. Проект (мини-проект) (2-11 классы) - это еще одно письменное задание. Его ценность в том, чтобы учащиеся смогли изложить найденную информацию в постере (2-8 классы) или компьютерной презентации (9-11 классы) как можно короче, изложив при этом самую её суть.

4. Сочинение - описание события или картины заставляет учащихся не только назвать предметы или перечислить события и факты, но и сделать это ярко и выразительно. Здесь не обойтись без разнообразных описательных прилагательных, красивых и, разумеется, правильных грамматических структур. Рекомендуется использовать опорные выражения и связующие слова.

5. Создание учащимися собственных презентаций - это тоже своего рода письмо, только с применением ИКТ. Здесь тоже важно посоветовать ученику не только, как грамотно и какой объем текста следует разместить на слайде, но и какой фон выбрать, какой режим подобрать, если по ходу презентации идет рассказ ученика.

Таким образом, благодаря различным приемам и методам, обогащается урок, создается мотивация в изучении иностранного языка и осуществляется подготовка учащихся к ГИА.

Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ по французскому языку.

Каждый учитель старается найти ответ на вопрос « Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?

1шаг

В своей практике я предусматриваю работу с тестами , начиная с 5 класса.

Контрольные, итоговые работы разрабатываю в формате ОГЭ, ЕГЭ, используя разнообразные материалы. Большим подспорьем в подготовке к экзамену являются занятия по внеурочной деятельности. Работа по подготовке к ГИА активизируется, начиная с 8 класса.

2 шаг

- начинать работу над подготовкой учащихся к ОГЭ, ЕГЭ следует с анализа результатов за предыдущий учебный год, принимая во внимание методические рекомендации.

- для подготовки учащихся к итоговой аттестации использовать материалы , предложенные ФИПИ (федеральным институтом педагогических измерений)

3 шаг

Важным моментом является заинтересованность учащихся.

Задача каждого учителя - мотивировать учащихся на подготовку и результат, вооружиться поддержкой родителей.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

4 шаг

Несомненно , экзамен - большая нагрузка для учащихся как физическая , так и психологическая. Когда наступает экзаменационная пора всегда нарастает психологическое напряжение. Стресс- при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность, но излишне эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силу для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь. Следует действовать сообща с педагогом - психологом: проводить индивидуальные беседы, коллективные тренинги, способствующие положительному психоэмоциональному настрою.

5 шаг.

В процессе подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ хорошо зарекомендовала себя следующая методика работы:

Диагностика уровня владения ЗУНами.

Актуализация ,систематизация и обобщение знаний по теме.

Отработка практического навыка , формирование умений и навыков при наличии пробелов в знаниях и умениях.

Повторная диагностика уровня владения ЗУНами.

Корректировка умений и навыков.

Контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.

6 шаг

В своей работе 1) Образовательные ресурсы 2) Демонстративные (теоретический материал) 3) Интерактивные (учебный материал) 4) Диагностические ( тесты, тренажеры)

Часто провожу фронтальную работу на уроках, используя КИМы ОГЭ, ЕГЭ и этого года, и прошлого. Создаю презентации для повторения тем по грамматике . Регулярно провожу самостоятельные работы как по отдельным темам, так и с использованием КИМов . Использую и готовые тесты, которые можно найти в сети «Интернет» на сайтах подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и составленные самой.

Рекомендую своим ученикам чаще проходить online тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию.

7 шаг

После проведения занятий, консультаций регулярно отслеживаю уровень усвоения материала каждым учащимся.( личные карты учета)

8 шаг

Важным моментом в подготовке к ОГЭ,ЕГЭ являются пробные экзамены. Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполненных заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков. С каждым повторным экзаменом учатся управлять своим эмоциональным состоянием.

9 шаг

Изучив результаты пробных экзаменов , работаю над пробелами в знаниях учащихся.

10 шаг

Уверенность педагога передается и учащимся . Думаю , что немаловажна для них наша поддержка: добрые слова и вера в их силы. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

Спасибо за внимание!

 

.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×