. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Граненкина Татьяна Петровна. Работа №345045
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр. Подчеркивается важность игрового метода в обучении, который делает процесс познания увлекательным и доступным для детей. Описываются основные виды дидактических игр, направленных на развитие счетных навыков, понимания геометрических фигур и простых математических операций. Рассматривается роль воспитателя в организации и проведении таких игр, а также рекомендации по их интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, дидактические игры, счет, воспитатель.
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Граненкина Татьяна Петровна, воспитатель
МАОУ средняя общеобразовательная школа N89 г.Тюмени
дошкольное отделение
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр. Подчеркивается важность игрового метода в обучении, который делает процесс познания увлекательным и доступным для детей. Описываются основные виды дидактических игр, направленных на развитие счетных навыков, понимания геометрических фигур и простых математических операций. Рассматривается роль воспитателя в организации и проведении таких игр, а также рекомендации по их интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: математические представления, дошкольный возраст, дидактические игры, счет, воспитатель.
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста является важной задачей воспитания и обучения. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, и математика становится неотъемлемой частью их повседневной жизни. Математические представления включают в себя понимание чисел, количественных отношений, форм, пространственных ориентиров и простых операций. Дидактические игры представляют собой эффективный инструмент для формирования этих представлений, так как они позволяют детям учиться через игру, что значительно повышает мотивацию и заинтересованность.
Дидактические игры помогают детям не только осваивать математические понятия, но и развивать внимание, память, логическое мышление и творческий подход. Игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, что способствует развитию социальных навыков, умения работать в команде и общаться со сверстниками. Важно, чтобы воспитатель умело организовывал игровую деятельность, создавал комфортную атмосферу и поддерживал интерес детей.
Одним из первых шагов в формировании математических представлений является обучение счету. Дидактические игры, направленные на развитие счетных навыков, могут включать в себя как простые задания, так и более сложные игры. Например, игра «Сосчитай и положи» помогает детям научиться считать предметы и сопоставлять их с количеством. Дети могут использовать игрушки, кубики или другие предметы, чтобы визуально воспринимать процесс счета. Воспитатель может задавать вопросы, побуждая детей думать о количестве, а также использовать дидактические материалы, которые делают процесс обучения более наглядным.
Другой важной темой является знакомство с геометрическими фигурами. Дети должны уметь различать основные формы: круг, квадрат, треугольник, и т. д. Для этого можно использовать игры, такие как «Угадай фигуру», где дети на ощупь определяют фигуры и называют их, или «Собери фигуру», в которой они должны собрать определенную фигуру из конструктора. Эти игры не только помогают развивать зрительное восприятие, но и способствуют формированию пространственного мышления, так как дети учатся различать размеры и пропорции.
Воспитатель играет ключевую роль в организации дидактических игр. Он должен уметь выбирать соответствующий материал, который соответствует возрастным особенностям детей и их уровню развития. Важно учитывать, что игры должны быть не только развлекательными, но и образовательными, поэтому необходимо продумывать их содержание и структуру. Воспитатель должен активно вовлекать детей в процесс игры, задавать провокационные вопросы, которые побуждают детей размышлять и обсуждать.
Для успешного формирования математических представлений важно, чтобы игры проходили в ненавязчивой и игровой атмосфере. Использование различных материалов и технологий, таких как интерактивные доски и планшеты, также может сделать процесс обучения более увлекательным и разнообразным.
Еще одним важным аспектом является интеграция дидактических игр в повседневную практику. Воспитатель может использовать математические игры в различных ситуациях: во время прогулок, при подготовке к праздникам или в процессе свободной деятельности. Например, во время прогулки дети могут считать шаги, искомые предметы. Это помогает детям увидеть практическое применение математических понятий в жизни.
Родители также могут стать активными участниками процесса формирования математических представлений. Воспитатель может проводить семинары и мастер-классы для родителей, показывая им, как они могут поддерживать математическое развитие детей в домашних условиях. Простые игры с числами и формами, а также использование повседневных ситуаций для счета и измерения могут стать отличным дополнением к игровым занятиям в детском саду.
Таким образом, формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр является эффективным и увлекательным способом обучения. Игровая форма обучения способствует развитию интереса к математике, улучшает восприятие и усвоение материала. Воспитатель, создавая разнообразные и интересные игровые ситуации, может значительно повлиять на успешность детей в освоении математических понятий, что, в свою очередь, подготовит их к дальнейшему обучению в школе. Важно помнить, что игра — это не только средство обучения, но и способ радостного взаимодействия, который создает основу для гармоничного развития ребенка.
Список литературы
Володина, Н. В. Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр / Н. В. Володина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85832/ (дата обращения: 23.09.2024).
Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение. - 2020. – 80с.
Иванова, А. В. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / А. В. Иванова, Л. Д. Андреева // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL:
https://www.scienceforum.ru/2015/979/12578