« Функциональная грамотность – компетенция 21 века» | Екатерина Дмитриевна Еремина. Работа №299019
Автор: Екатерина Дмитриевна Еремина
Перед нами возник первый ключевой вопрос: « Что такое функциональная грамотность и какой она бывает?»
На первом этапе своей работы наша команда постаралась разобраться в данной проблеме и выяснить на сколько она критична. Разобраться и помочь понять коллегам, на что направлена каждая составляющая функциональной грамотности. А так же помочь коллегам в формировании базы методический материалов.
Так, что же такое « Функциональная грамотность», почему этот вопрос является важной частью образовательной деятельности. Только хорошо разобравшись в этом вопросе, можно правильно выстроить дальнейшую работу.
Новые слова и понятия всегда пугают, но разобравшись, мы пришли к выводу что это не новое, а хорошо забытое старое.
Выступление
на методическом семинаре
по теме:
« Функциональная грамотность – компетенция 21 века»
учителя математики
МБОУ « СОШ№19» ИГОСК
Ереминой Е.Д.
2021 год
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые участники семинара!
Я, Еремина Екатерина Дмитриевна, являюсь руководителем рабочей группы по функциональной грамотности учителей нашей школы. В состав нашей группы вошли учителя физики, биологии, математики, информатики, истории, русского языка и учителя начальных классов.
Наша рабочая группа выбрала для себя девизом слова:
« Функциональная грамотность для всех!»
Вы спросите почему? На этот вопрос я отвечу в конце своего выступления.
Задачи нашей группы:
-повысить профессиональную и творческую активность педагогов, стимулировать профессиональную деятельность учителей в соответствии с направлением «Функциональная грамотность для всех»;
- разработать новые эффективные формы методической работы;
- оказывать практическую помощь педагогическим работникам в разработке заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.
- расширить банк электронных, методических и дидактических материалов.
СЛАЙД 2
Перед нами возник первый ключевой вопрос: « Что такое функциональная грамотность и какой она бывает?»
На первом этапе своей работы наша команда постаралась разобраться в данной проблеме и выяснить на сколько она критична. Разобраться и помочь понять коллегам, на что направлена каждая составляющая функциональной грамотности. А так же помочь коллегам в формировании базы методический материалов.
Так, что же такое « Функциональная грамотность», почему этот вопрос является важной частью образовательной деятельности. Только хорошо разобравшись в этом вопросе, можно правильно выстроить дальнейшую работу.
Новые слова и понятия всегда пугают, но разобравшись, мы пришли к выводу что это не новое, а хорошо забытое старое.
СЛАЙД 3
Впервые это понятие « грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности».
Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.
Смысл концепции функциональной грамотности в наше время состоит в приближении образования с многоплановой человеческой деятельностью. Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой. Поэтому государству нужны функционально грамотные специалисты.
СЛАЙД 4
Процитирую слова Алексея Алексеевича Леонтьева- лингвиста, психолога, доктора психологических наук и доктора филологических наук.
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
СЛАЙД 5
Роль учителя многогранна:
- тьютор, сетевой тьютор
- фасилитатор
- организатор, управленец
- аналитик
- конструктор
- посредник
- информатор
От преподавания — к изучению,
от монолога — к интерактивному взаимодействию,
от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
СЛАЙД 6
Мы подошли ко второму ключевому вопросу: обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе?
СЛАЙД 7
Для того чтобы стать функционально грамотным человеком ребенку важно обладать:
Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
Способностью строить социальные отношения;
Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
СЛАЙД 8
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?
СЛАЙД 9
Я рассмотрю два примера более известных для нас направлений функциональной грамотности.( читательскую и математическую)
Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления. Это подтверждается двумя авторитетными международными
исследованиями: PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста).
Российские четвероклассники по уровню читательской грамотности — одни из лучших в мире: по последним результатам PIRLS, Россия — на первом месте среди десятилеток.
А вот школьники 9-10-х классов занимают лишь 38-е место среди 65 стран, которые участвуют в исследовании.
Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, сопоставлять и находить нужную информацию.
По последним результатам исследования математической грамотности, 15-летние школьники из России занимают места чуть выше среднего среди 65 стран. Это фактически означает, что применение академических знаний в области математики для решения конкретных задач дается ребятам с большим трудом.
Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-42 из 65, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.
СЛАЙД 10
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В 2020 году вышел очередной Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Согласно последнему Указу, необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности».
СЛАЙД 11
Функциональная грамотность делиться на следующие направления:
Читательская грамотность
- способность человека п
онимать и использовать письменны
е тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная
грамотность -
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественно-научными
идеями: научно объяснять явления; понимать особенности
естественно-научного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность -
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность
- знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
С 2018 года
в исследовании выделено еще направление
Г
лобальные компетенции
. Под
глобальными компетенциями
в исследовании PISA понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
С 2021 года в исследовании выделено еще направление
Креативное
мышлени
е-
это
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инноваци
онных и эффективных решений,
нового знания, или эффектного выражения воображения.
СЛАЙД 12
Наша школа участвовала весной прошлого года в апробации по функциональной грамотности на сайте Российская электронная школа. Учащиеся 8-9 классов выполняли диагностические задания по функциональной грамотности по следующим составляющим: читательская; математическая, естественнонаучная грамотности.
В этом учебном году наши 6 классники выполняли региональную работу по функциональной грамотности по этим же составляющим.
Нашей рабочей группой совместно с учителями предметниками были проведены анализы работ и выявлены проблемы, а так же намечены пути их решения.
Своими мнениями и методами решения выявленных проблем с вами поделятся учителя предметники, которые вмести со своими учащимися принимали участие в выполнении данных работ.
СЛАЙД 13
Мы пришли к следующему выводу, что необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений.
Для того чтобы переформатировать традиционный урок в системно-деятельностный (а именно системно-деятельностный подход поможет учащимся развивать свою функциональную грамотность), современному учителю необходимо искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые школьники приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни.
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Именно поэтому нашей командой выбран девиз « Функциональная грамотность для всех!»
СЛАЙД 14
Хочу закончить свое выступление словами Иоганна Генриха Песталоцци.
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Спасибо за внимание!