« Мотивация педагогической деятельности» | Митронькина Марина Олеговна. Работа №309114
Данный доклад ставит перед собой следующие задачи: раскрыть понятие и структуру педагогической деятельности и дать определение понятию «Мотивация».
По определению, Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер и направленный на передачу от старших поколений к младшим всего богатства накопленных человечеством знаний, материальной и духовной культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей из передачи и трансляции накопленного человеческого опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
« Мотивация педагогической деятельности»
Данный доклад ставит перед собой следующие задачи: раскрыть понятие и структуру педагогической деятельности и дать определение понятию «Мотивация».
По определению, Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер и направленный на передачу от старших поколений к младшим всего богатства накопленных человечеством знаний, материальной и духовной культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей из передачи и трансляции накопленного человеческого опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
По мере развития общество шагнуло от «обучения в контакте», когда дети учились в общении со старшими, подражая и следуя им во всем. Претерпев значительные изменения в целях, содержании и формах образования, сформировались социальные институты, основное назначение которых – организация педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности – это целеположенность, мотивированность, предметность.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Этот термин производный от слова «мотив» (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков). В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Понятие «мотивация» одни ученые трактуют как «совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение» (Конюхов Н.И. (Николай Игнатьевич – доктор психологических наук, профессор) «Словарь – справочник по психологии»), а другие считают мотивацией процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания (Платонов К.К. (Константин Константинович – отечественный психолог) «Краткий словарь системы психологических понятий»). В качестве мотивационных ориентиров здесь могут выступать внешние мотивы (например, мотив достижения) и внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат своей деятельности).
К внешним мотивам относятся:
Престижность работы в определенном образовательном учреждении;
Адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста;
Самоактуализация.
Вместе с тем в педагогической деятельности, основным содержанием которой является взаимодействие преподавателя и учащегося, может проявиться такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.
Один из исследователей педагогической способностей, Аминов Николай Александрович, ссылаясь на мнение американского психолога Генри Александра Мюррея, который определил мотив власти как потребность в доминировании, выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия.
Признаки, или эффекты доминирования проявляются в следующих желаниях:
Контролировать свое социальное окружение;
Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;
Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
Добиваться их сотрудничества;
Убеждать других в правоте.
За этими желаниями могут последовать действия, которые представлены группами:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения.
Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.
Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду (Психологический профотбор на педагогические специальности)
Он же приводит разновидности мотива власти:
Власть вознаграждения;
Власть наказания;
Нормативная власть;
Власть эталона;
Власть знатока;
Информационная власть.
Анализируя подход к мотиву власти, Аминов отметил, что Дэвид Кларенс Макклелланд (американский психолог, автор теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии) выделил 4 стадии развития мотивированности властью и интерпретировал каждую из них в конспекте возрастного развития:
Ассимиляция - с
тадия, основой которой являются отношения матери и ребенка («Нечто придает мне силы»). С позиции ориентации на власть в последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить, увеличить у индивида ощущение собственной силы
Автономность –
«Я сам придаю себе силы» - отвечает среднему периоду детства, связанному с приобретением независимости от матери и возрастанием контроля над своим поведением.
Самоутверждение властью –
«Я произвожу впечатление на других» - характеризует подростка, для которого перестали существовать авторитеты, который постоянно меняет друзей, чье участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми.
Продуктивность –
«Мне хочется выполнить свой долг» - соответствует зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе.
Последняя стадия представляет больший интерес. В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Это важно для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи (альтруистическом или просоциальном поведении) могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия.
Однако есть и другая точка зрения – авторы учебного пособия «Педагогика» под редакцией Пидкасистого П.И. (Павел Иванович – доктор педагогических наук, профессор) считают, что доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку. Такого характера мотивация помогает педагогу преодолевать многие препятствия профессионального и социального плана.
Мотивационно-потребительностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации (особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения), по Александру Борисовичу Орлову. Центрация трактуется одновременно как результат личностного роста преподавателя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом.