Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

" Особенности проведения первых уроков на флейте и направление последующих занятий" | Гафиятуллина Фарида Эдуардовна. Работа №365144

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Первые уроки обучения игре на музыкальных инструментах является одним из самых важных этапов воспитании музыканта.

Это время, когда закладываются основные навыки игры на инструменте и на педагоге лежит большая ответственность за то, что бы навыки были правильными и перед молодым музыкантом не возникало в будущем проблемм, связанных с технологией исполнения. Первые занятия должны проводиться под тщательным наблюдением преподавателя. Они являются фундаментом, на котором закладывается основа для усвоения и интеграции наиболее важных игровых навыков, кратчайшего пути понимания музыки как творческого процесса.

МБО ДО «Детская школа искусств им. С.Губайдулиной»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

Тема: Особенности проведения первых уроков на флейте

и направление последующих занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила преподаватель

Ф.Э. Гафиятуллина,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чистополь 2025

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………. 3 2.Первое занятие………………………………………………..………. 3

2.1 Первые домашние занятия…………………………………….…… 4

2.2 Воспроизведение первого звука………………………………….6

3. Последующее обучение…………………………………………….7

4.Заключение…………………………………………………………....... 12

5.Список литературы………………………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первые уроки обучения игре на музыкальных инструментах является одним из самых важных этапов в воспитании музыканта.

Это время, когда закладываются основные навыки игры на инструменте и на педагоге лежит большая ответственность за то, чтобы навыки были правильными и перед молодым музыкантом не возникло в будущем проблем, связанных с технологией исполнения.

Важнейшим условием успешного осуществления работы преподавателя на начальном этапе обучения ученика является знание теории игры на духовых инструментах. Первые занятия должны проводиться под тщательным наблюдением преподавателя. Они являются фундаментом, на котором закладывается основа для рациональной установки мундштука на губах, дыхания, звуковой атаки, работы пальцев, положения головы, туловища, рук и ног, кратчайшего пути усвоения и интеграции наиболее важных игровых навыков, кратчайшего пути понимания музыки как творческого процесса.

Первый урок-это большое и важное событие для ребенка. Он ждет чего-то необычного и интересного. Его внимание обостряется новыми впечатлениями, которые прочно врезаются в его память. У учеников вырабатывается определенное отношение к учителю и занятиям. Поэтому на первом уроке учитель должен заинтересовать ребенка, дать почувствовать ему себя свободно на уроке, уметь преподнести материал так, чтобы у ребенка возникло желание приобрести как можно больше знаний и умений. У ученика должен возникнуть активный интерес к предоставляемым ему музыкальным произведениям.

1. Первое занятие.

На первом уроке учитель может еще раз проверить и уточнить музыкальные и физические данные своих учеников. Затем показать инструмент, в кратком и доступном формате объяснить его устройство и названия частей. Желательно, чтобы преподаватель сыграл яркое и выразительное произведение или мелодический отрывок. Это сразу привлечет внимание учащегося к изучению музыкального инструмента. Далее покажите мундштук, объясните его назначение и подробно объясните, как извлекать звук с помощью мундштука без использования инструмента, то есть производится постановка губ и языка. Ученик держит мундштук большим и указательным пальцами левой руки. Это обеспечивает свободу и незажатость исполнительского аппарата. Прежде всего, учащийся дует в мундштук, как бы имитируя губами слог "пу", не издавая при этом ни звука. Затем он пытается артикулировать атаку "ту". Как только внешняя форма амбушюра воспринята учеником, учитель обращает внимание на правильный способ вдоха и выдоха.  Сначала учащийся выполняет несколько дыхательных упражнений без мундштука. Он делает глубокий вдох, не поднимая плеч. Кладет руки на живот, выдыхает воздух и обращает внимание на то, чтобы брюшной пресс реагировал на выдох, но в приподнятом состоянии оставался как можно дольше. Затем предпринимается попытка направить все усилия на извлечение первого звука мундштуком, сочетая работу губ, языка и дыхания. Высота звука может быть произвольной.

Не следует начинать с первых же уроков постановочные занятия с учеником на инструменте. Это отвлекает внимание ученика от контроля за выполнением указаний преподавателя, усложняет его первые шаги в обучении. Главное на первых занятияхтщательно скорректировать технику звукоизвлечения на мундштуке, а затем перейти к занятиям на инструменте.

При проведении первых занятий преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Следует систематически делать короткие перерывы для отдыха, во время которых можно разъяснять учащемуся музыкальную грамоту. Также первые занятия можно проводить в присутствии двух-трех учеников. Слушая замечания преподавателя, поочередно выполняя одну и ту же технику исполнения, они будут поочередно играть и активно отдыхать.

Первые домашние занятия должны состоять из упражнений с мундштуком, которые следует выполнять по 5-10 минут три-четыре раза в день, и дыхательных упражнений. Чтобы визуально контролировать правильное положение мундштука на губах, рекомендуется практиковаться перед зеркалом.

Каждое последующее занятие начинается с проверки выполнения домашнего задания. Если ученик более или менее освоил постановку губ, языка и дыхания, то учитель может разрешить ему сыграть на инструменте простейшие звуки. Но с этим не следует торопиться. Уроки на мундштуке должны быть проведены несколько раз подряд.

Учитель должен подготовить ученика к тому, что первый этап обучения игре на инструменте является самым сложным и неинтересным, но в дальнейшем от качества усвоения начальных навыков зависит все музыкально-техническое развитие ученика. Необходимо найти такую форму занятия, которое сложное и неинтересное превратило бы в

увлекательное, несложное и хорошо усваивалось учеником. Но прежде чем извлекать звуки на инструменте, учитель должен показать, как это делать должным образом. Он должен объяснить правила постановки головы, туловища, рук и ног. Объяснение должно быть настолько убедительным, чтобы ученик знал, почему инструмент нужно держать именно так, а не иначе.

Начиная извлекать первые звуки на инструменте, учащийся сосредотачивает свое внимание на достижении четкой и ясной атаки звука. Первый звук обычно извлекается с трудом, с шипением, " с петухами", с неустойчивой интонацией, но, тем не менее, его необходимо повторять до тех пор, пока он не станет довольно чистым. Продолжительность первого звука должна постепенно достигать четырех четвертей и соответствовать полному выдоху учащегося. Начинающий музыкант испытывает ряд трудностей, связанных с непривычным положением инструмента в его руках, наряду с необходимостью скоординированных действий дыхания, языка и губ. Преподаватель должен объяснить ученику, что при систематических занятиях постепенно устраняется чрезмерное напряжение в процессе игры на инструменте, нужно стремиться к тому чтобы при звукоизвлечении были задействованы только те мышцы исполнительного аппарата, деятельность которых необходима в данный игровой момент.

На инструменте нужно заниматься стоя. Положение головы и корпуса прямое и ненапряженное, без наклонов вперед или назад. Локти рук несколько отодвинуты от грудной клетки и слегка приподняты. Такое положение дает свободу дыхательным мышцам в их работе. Стоять нужно на обеих, слегка расставленных ногах, распределив на них в равной мере тяжесть тела.

Первые звуки на инструменте исполняются без нот, потому что ноты только отвлекают внимание ученика и вызывают дополнительные трудности. Но приступить к изучению нотной записи тех звуков, которые ученик играет, уже можно.

У ученика должна быть нотная тетрадь, в которую сначала учитель, а затем и сам ученик будут записывать необходимые упражнения, этюды и пьесы. С первых уроков детей следует приучать писать ноты, потому что это одно из основных средств повышения музыкальной грамотности начинающих учеников.

Для объяснения единицы измерения длительности звука на инструменте берется целая нота. Первый извлеченный звук должен длиться четыре четверти, а описание метроритма и нотной записи начинается с целой ноты, которая содержит в себе две половинные, четыре четверти, восемь восьмых и т.д. Также необходимо объяснить учащемуся удобство группировки нот в такты. Знакомство с метроритмом лучше всего начинать с объяснения счета 4/4; 2/4; 3/4. Но усвоение новых музыкальных понятий учащимся должно происходить постепенно. Динамический оттенок первого звука должен соответствовать mezzo forte.

Воспроизведение высококачественных звуков-главная задача ученика на первом этапе обучения. Извлечение красивого и полного по тембру звука на духовом инструменте - это уже своего рода мастерство. Если ученик показал отличные способности и хорошо справляется с заданием, учитель может показать ему технику извлечения следующего звука.

2. Последующие занятия.

Как только ученик освоит извлечение простейших звуков, преподаватель должен предложить ему сыграть первые простые произведения, они должны быть построены на этих звуках. Богатая фактура фортепианного сопровождения позволяет ученику не только следить за усвоением основных приемов звукоизвлечения, но и для решения простейших музыкальных и образных задач. Педагог должен следить, чтобы каждый звук, извлеченный учеником при игре, был произведен на полном дыхании с правильным вдохом, сила звука находилась в пределах mezzo forte, начало звука было ясным и четким, моменты подачи воздуха и атака звука точно соблюдались.

Последующая работа с новичками направлена на закрепление диапазона и освоение новых звуков. В это же время важны последовательность и постепенность в укреплении амбушюра и дыхания. Помимо постоянного контроля за правильностью освоения дыхания, атаки звука, проверки и закрепления пройденного материала, проигрываются новые упражнения и разучиваются новые произведения. Они выполняются очень медленно и спокойно. Места, где необходимо брать дыхание, устанавливает учитель с учетом продолжительности выдоха ученика на данном этапе. Выполняя небольшие подготовительные упражнения и разучивая простые произведения, которые необходимо учить наизусть, ученик выучит достаточно звуков, чтобы начать исполнять свою первую гамму. На этом этапе он уже может попытаться связать отдельные звуки лигой. Четкая атака звука, при полной его выдержанности, предполагает штрих деташе (detache). Более короткие звуки относятся к стаккато (staccato). Постепенно ученик будет правильно понимать и производить главные штрихи.

Учебные материалы, направленные на усвоение рациональной постановки, укрепление амбушюра и дыхания, не должны быть слишком обширными. Художественные произведения должны занять свое место в образовании духовика как можно скорее.

Педагог подбирает музыкальную литературу таким образом, чтобы кроме интересного содержания она несла в себе материал, последовательно развивающий технические навыки. Очень важно подбирать также упражнения и этюды, которые помогают преодолевать отдельные трудности, встречающиеся в произведениях.

После того как простые приемы игры на духовом инструменте освоены учеником, педагог начинает постепенно усложнять задачи и повышать к нему требования.

Следующие занятия в классе условно можно разделить на четыре направления: совершенствование рациональной постановки, развитие хорошего звука, совершенствование технических приемов игры, воспитание навыков художественного воспроизведения музыки.

1. Значение первого аспекта состоит в том, что он завершает первый важный этап - создание рациональной постановки игры на духовом инструменте, которая является фундаментом для построения всех последующих занятий.

Научные исследования в области обучения игре на духовых инструментах подчеркивают необходимость индивидуального подхода к формированию техники амбушюра и дыхания. Оптимальное расположение мундштука, сочетающееся с губным аппаратом каждого исполнителя, начинается с адаптации к личностным особенностям строения губ, черт лица и зубового ограждения. Неприемлемым является навязывание педагогом универсальных методик позиционирования губ, языка и использования дыхания, ввиду вероятности замедления технического и музыкального прогресса ученика, а также возможной утраты ранее освоенных навыков игры.

Акцентом в обучении становится естественная постановка исполнительского дыхания. Преподавателям рекомендуется уделять особое внимание методике грудобрюшного дыхания без излишнего напряжения мышц, избегая любых задержек между вдохом и выдохом. Рекомендуется сочетание непосредственных вдохов с дыхательными упражнениями в положении лежа, позволяя учащемуся почувствовать правильный ритм, без чрезмерного наполнения легких или передышки, что может влечь за собой одышку и нарушить исполнение.

Кроме того, положение корпуса и точное выравнивание головы, наряду с поддержанием локтей в приподнятом состоянии, вносят свой вклад в игровую стабильность, обеспечивая правильную циркуляцию воздуха и поддержание необходимой гибкости. Ноги, располагаемые со слегка повернутыми пятками внутрь и незначительно разведенными врозь носками, следует немного развести для равномерного распределения массы туловища.

При этом важно сохранить эмоциональный отклик в исполнении, если он не выходит за рамки допустимого, так как его затухание может негативно повлиять на выразительность и техническую свободу произведения.

2. Второй аспект, определяющий направление дальнейших занятий, связан с развитием красивого звучания. Работа над качеством звука начинается с самых первых шагов обучения. Красота звучания всегда зависит от содержания произведения и выражения его художественного образа. Поэтому важно уделить особое внимание звуку при обучении. Ученик должен понимать, какой звук требуется от него в каждом конкретном случае. Для этого педагог должен поставить перед ним определенные звуковые задачи. Красивый звук сам по себе не гарантирует успешного исполнения, он должен быть выразительным и осмысленным. Основные характеристики качества звука, такие как тембр, произношение, ведение, соединение и окончание, динамическая окраска, во многом зависят от правильного методического подхода на начальном этапе обучения.

Основным недостатком в развитии красивого звука является ограничение свободы в амбушюре. Уже на самых первых уроках педагог должен бороться с зажатостью и скованностью губного аппарата. Не стоит требовать от ученика сразу же выполнения динамических оттенков, так как это лишь внешний эффект.

На этапе формирования амбушюра, дыхания, атаки и других постановочных моментов главной задачей является достижение полного и чистого звука на инструменте. Работа над шлифовкой тона, его филировкой, развитием нюансировки и исполнительской динамики является делом последующего этапа обучения на духовых инструментах. Атака звука оказывает огромное влияние на образование звука и его качество. Она должна быть четкой и определенной. Ученику следует с самых первых уроков учиться не "выдувать" звуки, применяя атаку, похожую на слог "ВАУ".

Выработка у ученика навыка продолжительного выдоха также является связанной с задачей формирования качественного звука. Дальнейшие занятия предполагают осторожное и постепенное развитие длительного и интенсивного выдоха с использованием органов дыхания (грудной клеткой, легкими), подвижности диафрагмы и брюшного пресса. Лучшими упражнениями для развития этого навыка являются выдержанные звуки, сначала исполняемые в одном нюансе, а затем с разными динамическими оттенками. Регулярная игра выдержанных звуков помогает укрепить мышцы рта и лица, тренирует ровный и продолжительный выдох. Внимание к качеству звука должно проявляться учеником не только при исполнении музыкально-художественных произведений, но и при работе с гаммами и этюдами.

3. Третий аспект в развитии занятий будет сосредоточен на улучшении основных технических приемов игры, таких как дыхание, работа с амбушюром, языком и пальцами. Для начинающих музыкантов важно освоение этих навыков постепенно, без стремительных скачков и избыточных трудностей. У начинающих музыкантов важно осваивать технические навыки постепенно, без резких скачков и избыточных трудностей. Ученику следует помнить с самого начала, что технические приемы становятся прочными и устойчивыми благодаря многократным, терпеливым и осознанным повторениям соответствующих движений исполнения. Педагог должен предупредить ученика о важности равномерного развития различных техник, не уделяя преимущества одной перед другой.

4. Четвертый аспект- обучение навыкам художественного воспроизведения музыки. .Весьма важно, чтобы педагог всегда развивал у ученика "чувство фразы", способность осознанно определять начало, направление движения и конец фразы. Когда исполнительские навыки ученика приобретут устойчивость, педагог может требовать от него выразительного исполнения. Музыкальная фразировка нераздельно связана с качеством звука. Если исполнитель не достигнет чистого звука без посторонних шумов, его игра не принесет истинного художественного наслаждения, несмотря на другие качества. Музыкальная фразировка требует не только богатого тембра, но и выразительных динамических оттенков. Ученику необходимо точно и грамотно исполнять музыку, что предполагает безоговорочное следование нотному тексту, то есть выполнение всех указаний автора или редактора относительно ритма, темпа, динамики и т.д.

С самого начала обучения важно развивать у ученика чувство ритма. Диапазон задач перед учеником очень широк: от простых ритмических требований для начинающих школьников до свободного "художественного" ритма для студентов консерватории. Умение играть rubato означает естественное производство незначительных ускорений и замедлений, которые не указаны в нотах, но логично вытекают из содержания музыки и без которых невозможно живое исполнение. Rubato предполагает преодоление механического метроритма, которым не должен ограничиваться исполнитель. Музыкальная фразировка требует от исполнителя сочетания ритмической строгости с незаметными агогическими изменениями.

Исполнение художественного произведения не может обойтись без точной интонации. Игра любого исполнителя не достигнет художественной цели, если его интонация неточна или фальшива. Поэтому ученику требуется постоянное внимание и самокритичное отношение к интонации.

Для блокфлейты важно обеспечить чистоту и естественность звучания. Даже мелкая ошибка в атаке сразу заметна и слышна на духовом инструменте.

Также педагог должен прививать ученику с самых ранних лет профессиональные навыки ухода за инструментом. Не рекомендуется нескольким ученикам играть на одном инструменте. Если педагог хочет проверить инструмент ученика, нужно его протереть чем-нибудь дезинфицирующим.

Заключение.

Начальное обучение игре на флейте является частью общего процесса профессионального обучения, имеет своей основной задачей заложить прочный музыкальный фундамент, на котором должно базироваться дальнейшее развитие учащегося.

Педагог должен исходить из индивидуальных особенностей (музыкальных, физиологических) и предпосылок ребёнка, его интереса к обучению.

Задача педагога заключается в том, чтобы умело и своевременно исправлять существенные ошибки и недостатки в постановке ученика, помочь ему прийти к правильному решению любых музыкальных задач простым, ясным и коротким путем.

На этом этапе учащиеся должны получить основы правильного восприятия музыки и приобщаться к ее лучшим образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:


1. В.Н.Гержев. Методика обучения игре на духовых инструментах : учебное пособие / В. Н. Гержев. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015. - 125 с.

2. В. Красильников. Особенности развития техники игры на деревянных духовых инструментах в условиях современной исполнительской практики: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство / Ю. В. Красильников ; Министерство культуры РФ ; ФГБОУВО "Краснодарский государственный институт культуры", Факультет консерватория, Кафедра оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов. - Краснодар : КГИК, 2022. - 71 с.

3.Н.И. Платонов. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие / Н.И. Платонов - Москва : Музгиз, 1958. - 48 с.

4. Н.И. Платонов, Техника игры на флейте. (М., 1931) / Н.И. Платонов  - Москва ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1939. - 26 с.

5. Цибин В. Н. Основы техники игры на флейте, ч. 1. М., 1940

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз