" Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР посредством дидактических игр" | Рохманина Елена Ивановна. Работа №349460
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание предметов, особенностей строения;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
употребление предлогов;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Управление образования администрации муниципального образования Кореновский район
Конспект выступления на тему
« Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР посредством дидактических игр»
Подготовила воспитатель ГКОУ КК школы – интерната ст.Платнировской Рохманина Е.И.
2024 год.
Содержание
1.Введение.
2.Основные формы и методы работы с детьми по развитию лексико-
грамматического строя речи.
3.Особенности работы в коррекционной группе.
4.Заключение.
5.Используемая литература.
Введение.
Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи – это развитие лексико-грамматических навыков.
Выраженной особенностью речи детей с ТНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном употреблении многих слов – диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Развитие грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Развитие лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Основные формы и методы работы с детьми по развитию лексико-
грамматического строя речи.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание
предметов
,
особенностей
строения
;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
употребление
предлогов
;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Дидактические игры на развитие лексики
«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи – фрукты; одежда – обувь).
«Найди лишний предмет».
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
«Назови части»:
- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
- Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);
- Лохматый, косолапый… (медведь);
- Маленькая, быстрая, проворная… (белка);
«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).
Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т.д.).
«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) – девочка, медведь…; (что?) – время, дождь… и т.д.
«Кто как ест?» (по картинкам): - Кошка лакает молоко; - Собака грызет кость; - Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) – лает, бегает, рычит, кусает, грызет);
«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.
Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие словообразования. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных). «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница). «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе). «Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша). «Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных). «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных). «Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег». Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат). Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
Цель: развивать у детей словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения: «Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
Заключение
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Используемая литература
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987 - №6).
2.Лубовский В.И. Специальная психология.- М.-Академия, 2003.
3.Петрова В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников//Дети с ограниченными возможностями здоровья: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова.-М.,2007