Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Реализация системы развивающего обучения и личностного подхода ( по технологии Л. В. Занкова) в преподавании русского языка по стандартам ФГОС | Мой кабинет. Работа №340414

Дата публикации:
Автор:
Описание:

4.  Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы, правила.

Для реализации основных идей личностно ориентированного подхода на уроке я предварительно изучила особенности учащихся класса и разделила их на три группы, учитывая уровень знаний, сформированность умений и навыков, способы познавательной деятельности.

Учащиеся первой группы легко и быстро усваивают материал в полном объеме, обобщают материал, свободно переключаются с одной мыслительной

операции на другую,

 

 

Школьники, которым я предлагаю работать во второй группе, овладевают основным объемом знаний, для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя, усвоенные знания, умения и навыки применяют обычно в знакомых ситуациях.

 

С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изучаемый материал учащиеся третьей группы. Они не могут выделить главное, с большим трудом обобщают материал, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой

ситуации.

Учащимся я объяснила, что деление на группы условно, при успешной работе на уроке ученик может переходить из одной группы в другую, выполнять более

сложные задания.

Каким же образом организовать работу на уроке, не тормозя 

Сердюкова Татьяна Витальевна
Учитель – методист Многопрофильного
Лицея – интерната ФГБОУ ВО Дон ГУ
Реализация системы развивающего обучения и личностного подхода ( по технологии Л. В. Занкова)
в преподавании русского языка по стандартам ФГОС
Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, заставила меня понять важность личностно ориентированного подхода к обучению учащихся на уроках русского языка. Я пришла к выводу, что повышению эффективности моих уроков может способствовать такая организация работы, при которой перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе.
К сильным учащимся они относят таких, которые легко и быстро усваивают материал в максимальном объеме схватывают формальные структуры, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задач и
свободным переключением с одной умственной операции на другую.
К труппе средних относятся учащиеся, которые овладевают основным объемом знаний. определенным программой. Для успешного усвоения материала Этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное, существенное в
изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя. Учащиеся этой группы умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного, к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы; усвоенные знания, умения и навыки применяют обычно в знакомых ситуациях и с некоторым трудом и усилиями — в новых условиях. Переход от одного плана мышления к другому у учащихся этой группы может обеспечиваться только с помощью системы специально организованных упражнений.
В третью группу входят учащиеся, которые с большим трудом и не всегда в полном объеме усваивают изучаемый материал после длительной тренировки. Эти школьники не могут выделить все необходимые элементы в изучаемом материале (воспроизводят лишь отдельные из них), не в состоянии уяснить сущность отношений между ними, установить связь, с большим трудом обобщают материал, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации. Для них крайне затруднен, а часто и просто невозможен переход от одного вида мышления к другому.
Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных.
Проблема дифференцированного подхода в обучении требует исследования и решения ряда вопросов, в частности способов организации такой работы, видов дифференцированных заданий, методики их проведения и др.
Остановимся на каждом из них.
Способы организации дифференцированной работы могут быть различными. Кроме трех групп учащихся ( сильные, средние и слабые), можно выделять две динамические: в группу А объединяются школьники с высоким и достаточным уровнями учебных достижений, в группу Б -- те, у которых средний и начальный уровни учебных достижений. Эффективно также деление на тематические группы
1
(например, школьники, которые ошибаются в определении частей речи или не усвоили способов образования причастий, и др.),
В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный эффективный характер деятельности каждого учащегося. Так, для сильных учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для слабых задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. Выделяются такие типы заданий:
1.3адание с наличием образца выполнения (вначале полный подробный образец, потом образец с сокращенной системой операции, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым он уже работал, и выполняет задание).
2.3адание, в которых учащийся выполняет только отдельные его части.
Например, предлагается задание , где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей , которые могут возникнуть у учащихся. Так, в задании определите, сложное это предложение или простое, подсказывается способ определения:
а)определите, сколько в этом предложении пар подлежащих и сказуемых; б) обратное внимание, нет ли в его составе предложений без подлежащих (безличных и неопределенно личных).Выполнение этого задания облегчается тем, что в предлагаемом тексте выделяются подлежащее и сказуемое.
Другое задание: определите, какое это предложение - сложносочиненное или сложноподчинённое. Для этого : а) посмотрите, зависимы эти предложения по смыслу б) установите, какими — подчинительными или сочинительными - союзами они связаны. Для облегчения выполнения задания указывается каким союзом связаны данные предложения.
З. Задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель: использование таких вопросов помочь учащемуся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для выполнения задания. В условиях близкородственного двуязычия особенно важно уделять внимание вопросам сравнения и выбора в результате сравнения нужной формы.
Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала.
Например: 1) найдите производящую основу (она равна основе того слова, от которого образовано данное слово) . Рассуждайте так : слово лиственный образовано от листва ( основа листв-). Значит, производящая основа в слове лиственный -- листв2) найдите изменяемую часть (окончание ) в тлени прилагательном школьный рассуждайте так : чтобы найти в данном слове изменяемую часть , его надо изменить по родам, числам и падежам : школьный — школьная — школьные; школьный школьного — школьному... Изменяемая часть (окончание) Йы —ая —ое —ые —ый -ого -ому. Следовательно, в той форме слова, которую мы разбираем, окончание —ый. Оно имеет значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Это падежное окончание. Основа школьн-.
Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы, правила.
Для реализации основных идей личностно ориентированного подхода на уроке я предварительно изучила особенности учащихся класса и разделила их на три группы, учитывая уровень знаний, сформированность умений и навыков, способы познавательной деятельности.
Учащиеся первой группы легко и быстро усваивают материал в полном объеме, обобщают материал, свободно переключаются с одной мыслительной
операции на другую,
Школьники, которым я предлагаю работать во второй группе, овладевают основным объемом знаний, для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя, усвоенные знания, умения и навыки применяют обычно в знакомых ситуациях.
С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изучаемый материал учащиеся третьей группы. Они не могут выделить главное, с большим трудом обобщают материал, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой
ситуации.
Учащимся я объяснила, что деление на группы условно, при успешной работе на уроке ученик может переходить из одной группы в другую, выполнять более
сложные задания.
Каким же образом организовать работу на уроке, не тормозя развития сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных. Для этого используем прием троекратного объяснения.
Сначала излагаю материал всем. Затем ученики первой группы самостоятельно работают с другими источниками знаний (учебником, словарем, дидактическим материалом), а с учащимися второй и третьей группы разбираю материал вторично, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя отдельные положения. Ученики со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания. Ученики с высокими небными возможностями, отличающиеся самостоятельностью, расширят и углубляют знания. Третий раз объясняю материал слабым учащимся.
Предложим, я рассказываю о глаголе, его видах, Обращаясь к таблице,
ученики анализируют предложения, выделят глаголы, находят их отличительные признаки. Убедившись, что сильные ученики поняли, даю им задание придумать и записать в тетради глаголы разных видов. С остальными учащимися ещё раз изучаю понятие глагола, его виды. Вначале разбора нового материала инициатива принадлежит сильным учащимся, средние и слабые, не всегда поспевая за ходом коллективного рассуждения, не все усваивают, спросить стесняются. Вторичный разбор с ними позволяет каждому из них все непонятное, ответить на поставленный вопрос, попытаться сформулировать вывод. После повторного объяснения даю задание второй группе учащихся, а слабым объясняю снова.
Проверка выполнения задания осуществляется в следующем порядке. Вначале рассказывают, как выполнили задание учащиеся первой группы, затем второй группы. Учащиеся третьей группы внимательно слушают объяснения учащихся, видят перед собой образец рассуждений. Фактически слабые учащиеся ещё дважды прослушивают объяснения нового материала. После такого многократного прослушивания учащиеся третьей группы уже в состоянии сами выполнять простейшие задания, применять знания на практике.
Дифференциацию можно осуществлять на любом этапе урока (объяснение нового материала; формирование умений и навыков; закрепление; организация самостоятельной работы; проверка домашнего задания), а также на уроках разных типов.
При проверке домашнего задания прибегаю к дифференцированным формам учебной работы. Если всем учащимся давалось единое задание, то целесообразно
проверку произвести следующим образом. Сильные учащиеся выполняют упражнения того же типа, а со средними и слабыми целесообразно проверить сделанное, предложив объяснить упражнение. Например, в десятом классе при изучении темы Деепричастие даётся общее упражнение, но учащиеся первой группы при проверке упражнения перечисляют основные виды орфограмм, которые встретились в задании, учащиеся второй группы устно делают морфологический разбор двух деепричастий и объясняют правописание частицы НЕ с деепричастиями. Учащиеся третьей группы читают предложения с деепричастными оборотами и комментируют пунктограммы.
Возможность предусмотреть тщательную организацию учебной деятельности позволяет подбор заданий, которые обеспечивают наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося.
Задания для учащихся разных групп должны отличаться не объёмом, а типом конструкций. Для учащихся первой группы предлагаю задания следующих видов: подготовить словарный диктант по пройденной теме; подобрать материал, иллюстрирующий употребление данной части речи в разных стилях речи; составить план ответа по теме; самостоятельно изучить новый материал и объяснить товарищам; написать сочинение на лингвистическую тему; составить алгоритм рассуждения, обобщающую таблицу, опорный конспект; самостоятельно подобрать дидактический материал, аналогичный упражнению учебника; подобрать доказательство к данному умозаключению; формировать собственные выводы на основе собранного материала и т.д.
Иногда использую сильных учащихся в качестве своих помощников, ассистентов, Предлагаю выступить в роли дежурного учителя, объяснить новый
4
материал товарищам, провести сеанс одновременной игры по только что изученной теме, оказать помощь учащимся при выполнении самостоятельной работы. В процессе ролевых игр идет не только шлифовка знаний, но и более глубокое осмысление, формируется умение применять знания на практике, воспитываются организационные способности. Работая с сильными учащимися, ставлю перед собой задачу воспитания у них трудолюбия и требовательности к результатам своей работы.
Предусматриваю тщательную организацию учебной деятельности учащихся со средними учебными возможностями. Главное внимание обращаю на развитие их познавательной активности, участие в разрешении проблемных ситуаций, воспитываю самостоятельность и уверенность в своих познавательных возможностях. Предлагаю им реализовать себя при выполнении заданий следующих типов: составление примеров по образцу; подготовка ответа по данному плану; подбор материалов для цифровых, слуховых диктантов; составление заданий типа СОБЕРИ СЛОВО, ТЕЛЕГРАФИРУЙ; составление кроссвордов, ребусов по языку.
Для учащихся с пониженной успеваемостью необходима систематический стимул преодолению пробелов в знаниях. Чтобы научить их приёмам рациональной умственной деятельности, даю им образцы рассуждений, опоры, алгоритмы, предлагаю специальные упражнения.
Для успешного обучения русскому языку при применении в процессе обучения для всех учащихся требований, методов и т.д. одновременно должны учитываться и индивидуальными особенности учащихся (способности, наклонности, степень подготовленности и т.п.), должен осуществляться личностно ориентированный подход к учащимся.
Знания учителем индивидуальных особенностей каждого ученика, внимательное наблюдение за работой его из урока в урок, из класса в класс дает учителю возможность вовремя прокорректировать свою работу, в одних случаях замедлить темпы, в других — сосредоточить внимание на более детальных и доступных для учащихся объяснениях нового и т.д.
Индивидуальная работа позволяет кажущуюся иногда недоступной конечную (цель достижение полной грамотности - сделать более близкой и конкретной.
Однако, до сих пор проблема индивидуальной работы на уроках русского языка методической литературе изучено недостаточно. В частности , не описана система (индивидуальной работы с учащимися на уроках разных типов, на разных этапах роков, уроках на различные темы в разных классах.
Проблема индивидуализации чрезвычайно актуальна. Она очень активно израбатывается разными исследователями, чаще всего учителями. Так, почти ежегодно в разделе Методика и опыт журнала Русский язык в школе появляются статьи по этой теме. Причем работы исследователей можно объединить в три группы, учитывая при этом, какие аспекты проблемы затронуты.
Так Л.Я Желтовская в своей работе Экономные приемы и средства проверки учащихся посвящает свои исследования вопросам педагогического и методического обоснования индивидуализации.
В работах М.Н. Хайкиной, А.М. Нефедова, Т.К Донской, Т.Л. Служевской этот вопрос рассматривается в чисто методическом плане, описаны формы работы.
Третья группа статей несет в себе результаты исследований. К этой группе относятся работы В.Я. Мельниченко, И.И. Бабковой и др.
Одним из аспектов индивидуальной работы на уроках русского языка, является выявление пробелов в знаниях учащихся. Я предлагаю следующие формы работы: устные беседы и письменные упражнения, списывание текста, списывание текстов, в которых пропущены орфограммы; запись слов и предложений под диктовку; самостоятельное изложение прочитанного, небольшие работы творческого характера.
Как же осуществлять индивидуальный подход на различных этапах урока?
Так, при закреплении и повторении использую следующие приемы работы.
1. Предлагаю всему классу работать по индивидуальным карточкам. Составляя карточки или подбирая задания из готового дидактического материала, стремлюсь как можно полнее учесть индивидуальные проблемы в знаниях.
Для учеников, получивших индивидуальные задания, объем сокращается, чтобы весь класс закончил работу одновременно.
Вот, например, карточка с общим заданием для всех учащихся -- списать и вставить пропущенные буквы:
Вокругшепчут...листьяД...ревьев.Колышут... стебетьк•и осенних цветов. Все реже стали разД...вать...ся голоса птиц,
Отдельные учащиеся записывают не три, а два предложения, но им дается дополнительное задание: выписать слова с —тся и —ться и письменно кратко объяснить, почему в одном слове пишется Ь а в другой — нет.
Этот прием, можно также использовать и после прохождения целой темы по морфологии или синтаксису, когда учителю необходимо проверить умение учеников самостоятельно выполнять задания
2 Устное комментирование данных учителем текстов, предложений.
Смысл: ученик вслух объясняет орфограммы, в написании которых обычно ошибается.
Это дает возможность проверить, насколько сознательно усвоил ученик то или иное правило.
З. Наряду с материалом по новой теме я включаю в дидактический материал Также слова в которых ошибается вызванный к доске ученик.
В качестве примера привожу фрагмент урока по теме Падежные окончания прилагательных .
Ученик, который допускал ошибки на правописание приставок и предлогов, получает карточку,
В которой одно задание по новой теме, второе — по его индивидуальным ошибкам.
Ранн... утром мы (от)правились (в) ДаЛЬН... путь.
Сначала шли (по)знаком„. местности
Задание 1 ,
Согласовать прилагательные с существительными, объяснить правила правописания падежных окончаний прилагательных.
З ание 2.
Раскрыть скобки, обозначить орфограммы, объяснить правило правописания.
Можно дополнить индивидуальным заданием упражнения учебника. Задания МОГУТ предлагаться нескольким ученикам, для которых при подготовке к уроку я составляю карточки. Этот прием также можно использовать при закреплении изучаемого материала.
Можно также использовать и следующий прием для домашнего задания заучивание трудных слов. Отдельным учащимся даются карточки со словами, в которых они постоянно делают ошибки, которые нужно запомнить. Учащийся знает, что на одном из следующих уроков он должен будет записать эти слова на доске по памяти и подчеркнуть в них орфограммы. Этот прием рассчитан полностью на самостоятельную работу.
Привожу примеры дополнительных заданий к упражнениям действующего учебника для 10-го класса, которые использую для работы на уроках русского языка и для индивидуальных заданий на дом.
К упражнению даю задание составить модель каждого глагола прошедшего времени. Кто сможет, на основании последних моделей составит общую модель. Например:
1) разДава-л-а-сьЗ) показа-л-и-сь л-а-сьл-и-сь
2)пе-л-и4) свети-л-а л-ил-а
Обшая модель:л-а,-о,-и(сь)
Работа по моделям приучает школьников видеть грамматическую категорию. В работе с учащимися с начальным уровнем учебных достижений также оправдал себя прием расчлененного логико-грамматического действия с опорой на различные (цветовые, графические, условные и др.) выделения грамматических форм морфем.
Например, объясняя образование глаголов прошедшего времени:
1-й шаг Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы: увидеть. Выделя ется основа неопределенной формы путем отбра-
окончания —ть.
2-й шаг к основе неопределенной формы прибавляется суффикс глаголов прошедшего времени: увидел.
3-й шаг К основе глаголов прошедшего времени прибавляются родовые окончания множественного числа:
риде+л+а -- ж.р., ед. ч., увиде+л+о — с.р., ед.ч.,
УВИДе+Л+И -- множеств. число.
Например, к упражнению, где следует определить грамматические признаки однокоренных слов, предлагаю таблицу, схему с образцом-анализом, чтобы на его основе учащиеся с начальным уровнем учебных достижений сделали правильный вывод о принадлежности того или иного слова к определенной части речи.
Состав слова
слово
е
скрипка
Скрип-
-к-

Суф.- к-, окончание ---а.
1-е скл.
Сущ., обозн. П едмет
Так-по же роль выполняют и образцы рассуждений, которые предлагаю учащимся для индивидуальной работы.
Так, учащимся, которые допускают ошибки при написании звонких и глухих согласных, даю образец - рассуждения при выполнении упражнений.
Образец рассуждения. Для проверки правописания согласного в корне слова голу... ка подберем такое слово родственное, в котором эта согласная стоит перед гласной --голубок. В нем ясно слышится Б.
Большую помощь оказывает этой группе учащихся работа с алгоритмическими упражнениями при выполнении заданий на правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Например, выполняя упражнение, они могут использовать следующий образец письменного рассуждения, доказательства.
Работа н..т- -3 лиц. ед.ч. Чтобы определить, какую гласную — е или -- и- следует поставить в безударном личном окончании 3 лиц. ед. ч., глагол нужно поставить в неопределенной форме.
1- й шаг. Учить. Обратить внимание, какая гласная стоит перед -ть.
2-й шаггласная —и- , значит глагол относится ко
3-й шаг П спр. Потому что глаголы на —и(ть) относятся ко П спряжению
4-й шаг кроме глаголов-исключений: брить, стелить, которые относятся к спряжению.
Так как глагол учить П спряжения, то в личных окончаниях у него появляется гласная.
5-й шаг а в 3-м лиц. мн.ч. окончание —ат(ят). Следовательно, в предложении Работа уч..т в окончании З лиц. ед.ч. пишем —и. 6-й шаг Работа учит.
В тетради учащихся: учить — П спр., -и, -ат(ят) — в 3-м лиц. ед. ч. — ит--- учит.
При отсутствии ошибок в использовании развернутого рассуждения-доказательства следует переходить к свернутому алгоритму.
Упражнение. Дополнительное задание. Пользуясь образцом, определите, какую гласную необходимо писать в окончаниях глаголов.
Образец.
Плутом паш..т (З-лиц.,мн.ч.)
1. Пахать.
З. Не исключение. Глаголы-исключения: слышать, дышать, держать, гнать.
4. —е -, -ът-(-ют) Пашут.
Проверка имеет смысл только тогда, когда каждый ученик смотрит в свою тетрадь, сравнивает свою работу с демонстрируемым образцом, исправляет ее. Задача учителя состоит в том, чтобы заново привлечь внимание ученика к уже выполненной работе. Использую два приема.
1. Введение игрового момента, организация на материале домашнего упражнения грамматической игры.
Когда в 11 классе задано на дом упражнение на правописание суффиксов —0-, -ав наречиях с приставками.
Вызываю одного ученика и называю ему любое слово из этого упражнения, например, изредка. Ученик отвечает: суффикс — а -, т.к. приставка из- и тут же сам выбирает в домашнем упражнении другое слово (например, налево), называет его и сам вызывает второго ученика. Тот отвечает и вызывает третьего ученика и т.д., пока все слова не будут проверены. Тот, кто неправильно ответил на вопросы, не смог задать свой вопрос или назвал уже разобранное слово, выходит к доске и получает заранее заготовленное мною задание (например, выделить суффиксы и приставки в наречиях влево, издавна, Добела и т.д.),
2. Работа с карточками,
Этот способ применяется для проверки домашнего задания только на одно правило. Например, тема Приставки пре- и при-. Дома ребята делают 2 карточки в половину тетрадного листа, на которых фломастерами пишут красным цветом пре-, синим при- (цвета для облегчения работы учителя).
Во время проверки один из учеников выходит вперед с тетрадью и читает домашнее упражнение, а остальные поднимают нужную карточку, справляясь в своей тетради.
Если ошибающихся много, слово тут же объясняю, если ошиблись 1-2 человека, дается индивидуальное задание.
Каждая работа нуждается в проверке, классификации ошибок и тщательном анализе. Ошибки фиксируются в специальных тетрадях, в которых отводятся несколько страниц для учета ошибок каждого ученика. Запись предполагает указание даты, слова, в котором была допущена ошибка, и соответствующего правила .
Есть недостатки в традиционном способе работы над ошибками, при котором учащиеся зачастую не видят перспектив этой работы, выполняют ее для порядка.
Я предлагаю строго учитывать ошибки каждого школьника и намечать для каждого определенную систему ликвидации пробелов в его знаниях.
В начале учебного года присматриваюсь к сочинениям учащихся, провожу диктант, достаточно трудный, чтобы можно было выявить типичные ошибки и наметить план дальнейшей работы.
После нескольких письменных работ учащихся даю задание: каждому выписать и классифицировать все допущенные ошибки.
Каждый вырабатывает свой план работы над ошибками.
Изучив одну, самую необходимую для себя тему, ученик переходит к следующей. К том; же за время такой индивидуальной работы класс выполняет новые письменные работы и каждая дает ученику дополнительный материал.
Такая организация работы кажущуюся иногда недоступной конечную цель достижения полной грамотности - делает более близкой и конкретной, а весь длинный путь к ней можно разделить на отдельные этапы, каждый из которых будет для ученика , по выражению АС. Макаренко , близкой перспективой в его самостоятельной работе.
Как сделать специальные уроки работы над ошибками интересными, каким содержанием их наполнить, чтобы каждый ученик на таком уроке работал увлеченно, в полную меру своих сил и возможностей?
Предлагаю при проверке письменных работ в контрольных тетрадях кратко писать задание для работы над допущенными ошибками, а иногда в тетради вкладываю карточки с текстами упражнений, которые ученики должны выполнить.
Например, если ученик ошибся в правописании чередующихся гласных в корне, полезно дать задание, подобрать предложения со словами, в которых были обе чередующиеся гласные. Например, придумать предложение со словами загорелый загар или: подобрать 5-6 слов с корнями —гор- „— -гар-.
Для тех, кто не сделал ошибок или мало их допустил, подбирается задание творческого характера: упражнение из учебника, сочинение-миниатюра или сочинение по картине. Тема этих работ связана с той грамматической темой, на которую выполнялась контрольная работа.
10
Каждый, окончив работу, подает тетрадь учителю. Если задание выполнено правильно, ученику разрешается в рабочей тетради выполнять ту работу, которая дана сильным учащимся.
В конце урока, когда нужно дать разрядку классу, использую такой прием: Выполнение упражнений, составленных на основе слов, в которых школьники допускают ошибки.
Упражнения эти носят игровой характер Кто лучше знает правило?
1. Вызываю одновременно 2-3 ученика и каждый из них под диктовку быстро записывает в столбик 10 слов (учитель диктует из тетрадей учета ошибок)
2. Пишу на доске для двух учеников по три слова и предлагаю подобрать еще 2-3 слова на то же правило. Класс выполняет аналогичное задание. Слова, подобранные для игры, могут быть и не связаны с темой урока.
З. Далее, я считаю необходимым, остановиться на приемах и средствах проверки знаний, умений и навыков учащихся, которые способствуют оперативному выявлению пробелов, предупреждению наиболее типичных ошибок, сокращают время для проверки работы, помогают более обоснованно выбирать приемы дальнейшего обучения каждого учащегося, т.е. в известной мере содействуют осуществлению индивидуального подхода к учащимся.
Использую экономные приемы и средства проверки знаний, например, карточки с познавательной задачей для сильного ученика.
Задание. Укажите главные члены предложения. Какой вывод можно сделать о способе выражения подлежащего в приведенных предложениях.
Есть ли разница в способе выражения подлежащего в данных предложениях. Если есть, сформулируйте, в чем она состоит.
Для слабоуспевающих учащихся готовлю карточки с инструкциями, правилами выполнения заданий с образцами рассуждений. Используют сигнальные карточки.
Организация учебной работы школьников с учетом учебных возможностей каждого способствует их интеллектуальному развитию. Такая работа нравится учащимся•. сильным ученикам особенно нравятся задания которые требуют большого напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать с более доступным материалом- чем прежде. Повышается интерес к предмету. Не увидишь скучающих учащихся, которым нечего делать на уроке. Развивается работоспособность, трудолюбие.
Реализация личностно ориентированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала, оформление карточек с индивидуальными заданиями, подбора и составления системы познавательных задач, четкого продумывания структуры урока, оснащение кабинета справочной и научнопопулярной литературой по предмету.
Но эта трудоемкая работа, как показывает практика, окупается сторицей и оказывает благотворное воздействие на учащихся.
Приложение. Серия уроков на основе дидактических принципов, разработанных Л.В. Занковым.
1 7.
ТЕМА: Совершенный и несовершенный вид глагола.
Цели: формировать умения и навыки распознавать вид глагола по вопросам и значению, совершенствовать умения и навыки составления диалога по изученной теме, прививать интерес к изучению русского языка.
1. Организационный этап.
1. Запись даты.
2. Фонетическая разминка.
Сколько букв и сколько звуков в слове ”четырнадцатое”?
Сколько слогов? Охарактеризовать каждый слог.
Найти звук ”согласный, звонкий, мягкий“
••Согласный, звонкий, твердый“ 'Гласный, ударный.
З. Работа дежурного ”учителя” (ученика).
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
Какие два вида есть у глагола?
Что является начальной формой глагола?
Какие окончания у глаголов в неопределенной форме?
Что мы знаем о временах глагола?
Каким членом предложения бывает глагол?
Как пишется НЕ с глаголами?
4. Применение теоретических знаний.
1 ВАРИАНТ: Диктант по аналогии.
П ВАРИАНТ: Сгруппировать слова по видам орфограмм.
Ш ВАРИАНТ: Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
(Не)знаю, он учит... ся, береч... ся, (не)здоровит... ся, кто осмелит... ся, (не)хочу, (не)волит, увлеч.,. ся, готов обрушит... ся, стрич... ся, будем смеят... ся, зажеч-.. ся.
5. Проверка выполнения заданий Ш , П, вариантов.
П. Постановка цели, актуализация знаний.
.Запись темы урока.
„Актуализация знаний.
IlI, Введение знаний.
Работа с учебником .
2.3адание I варианту: записать три глагола несовершенного вида, три глагола совершенного вида. Подумать, чем отличаются по составу глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
З. Повторное объяснение 1 и П вариантам (”немой” диктант).
4.11 вариант -- упражнение .
5 Работа с третьим вариантом:
словесное рисование; выборочный диктант.
СВЕТЛЯКИ
Вечером у лесной тропинки мы увидели первых светляков. Огоньки! Огоньки! - закричал Саша. Мы собрали в коробочку несколько светляков, принесли домой и посадили на листья сирени. Всю ночь под нашим окном горели и переливались зеленые огоньки.
6.Проверка выполнения заданий и П вариантов. Совместная работа: образовать глаголы несовершенного вида. Увидели Собрали-
Закричал-
Принесли Посадили-
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением. Такие глаголы образуют видовые пары.
Чем отличаются по составу глаголы, входящие в видовые пары? Что мы знаем о видовых парах глаголов?
1V. вариант -- составить план ответа по теме: ”Совершенный и несовершенный вид глагола“
Работа в парах.
Составление диалогов по теме.
V. Оперирование знаниями в новой ситуации. Слуховой диктант с грамматическим заданием: указать глаголы, которые показывают, что действие производится:
в течение длительного времени; в один момент.
Какие слова подчеркивают характер тех или иных действий?
Долго я пробирался через густейшую заросль. Вдруг мне открылось в дремучих лесах умершее озеро. Я долго сидел и смотрел в эти закрытые глаза земли. (М. Пришвин).
Как понимать выражение закрытые глаза земли?
Произведения каких авторов отличаются такой же тревогой за судьбу природы, всего живого?
Дифференцированное домашнее задание:
подготовить связный рассказ по теме: Совершенный и несовершенный вид глагола; подобрать десять глаголов совершенного и несовершенного вида для работы с сигнальными карточками; подготовить вопросы по изученной теме; диктант-кроссворд Части речи. Подведение итогов урока.
УРОК ТЕМА: НЕ с существительными.
ЦЕЛИ: формировать умения и навыки слитного и раздельного написания НЕ с существительными; совершенствовать умение использовать опорный конспект для систематизации знаний по теме.
ХОД УРОКА Организационный этап.
Запись даты.
Фонетическая разминка по слову ”ЛЬНОПРЯДЕНИЕ”
Диктант по аналогии.
I вариант: записать свои примеры на те же правила.
П вариант: сгруппировать слова по видам орфограмм.
III вариант: списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Меч,.. г... рит, врач... , дочь... , (не)знаю, туч... , саться, рощ... не)навидеть, печ... , заг... р, к... снуться.
6. Работа ”дежурного” учителя.
На сколько групп делятся части речи?
Назвать самостоятельные части речи.
Назвать служебные части речи.
Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
Для чего служат частицы?
Какой смысл вносит в предложение частица НЕ? Как пишется НЕ с глаголами?
П. Постановка цели, актуализация знаний.
Запись темы урока.
Определение целей.
Что мы должны понять в этой теме? (НЕ с существительными пишутся слитно и раздельно, когда слитно, когда - раздельно). З. Объяснение по опорному конспекту.
4. Задание первому варианту: выполнить упражнение.
7. Повторное объяснение для второго и третьего вариантов.
Запись примеров: ненависть, ненастье, небрежность.
Употребляются ли эти слова без НЕ? (Без НЕ это слово теряет самостоятельное лексическое значение).
Какой можно сделать вывод о правописании НЕ с существительными?
ЗАДАНИЕ: из слов, записанных на доске, выбрать только те, которые без НЕ не потребляются.
Невнемание, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, недомогание. незабудка, несчастье, независимость.
ЗАДАНИЕ: с помощью приставки НЕ образовать слова и заменить их
СИНОНИМа-МИ без НЕ.
Здоровье — нездоровье (болезнь)
воля - неволя (рабство) приятель -- неприятель (враг)
Какой можно сделать второй вывод о правописании Не с существительными.
8. Проверка выполнения задания первого варианта.
Далее учащимся, которые работают в первом варианте, предлагается исследовательская работа: самостоятельно изучить тему ”НЕ с прилагательными“ и сделать обобщенный опорный конспект (Правописание НЕ с дествительными и прилагательными“
Задание второму варианту: упражнение .
Третий вариант вместе с учителем анализирует примеры.
(НЕ)правдой не проживёшь.
Каждая (НЕ)удача прибавляет ума.
(НЕ)силой борются, а умением.
10.Проверка выполнения задания второго варианта.
1 1 Совместная работа второго и третьего варинтов.
1. По данному толкованию найти слово.
Чувство сильной вражды — ненависть.
Отсутствие желания — нежелание.
Дождливая, пасмурная погода — ненастье.
Вымысел, лживое сообщение — небылица.
Падение снаряда или пули ближе цели — недолёт. П, Определить главную мысль текста.
В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять в речи.
НЕВЕЖА грубый, невоспитанный человек. Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо.
НЕВЕЖДА - это неуч, необразованный человек. Слово НЕВЕЖДА входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественный.
Ш. Сеанс одновременной игры (одному учащемуся из первого варианта все задают вопросы о правописании НЕ с глаголами, существительными, прилагательными).
Итоги урока.
НЕ с глаголами.
НЕ с существительными.
НЕ с прилагательными (рассказывает учащиеся первого варианта). Домашние задание.
Выучить опорный конспект НЕ с существительными, упражнение .
УРОК
ТЕМА: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками,
ЦЕЛИ- совершенствовать правописные умения и навыки учащихся.
ХОД УРОКА
Х4отивация учебной деятельности, сообщение целей и задач урока.
11. Анализ ошибок, повторение, обобщение и систематизация материала.
1.Краткая информация о результатах контрольной работы.
Контрольная работа показала, что некоторые учащиеся испытывают затруднения в определении разрядов имен прилагательных, в правописании суффиксов —к- и —ск- имен прилагательных.
На уроке будут работать четыре группы учащихся:
группа- учащиеся с высоким уровнем учебных достижений,
П группа-чащиеся с достаточным уровнем учебных достижений и т.д.
Задание учащимся I группы: написать сочинение по началу.
Каждый из семи учащихся первой группы выбирают себе из нескольких вариантов возможное начало своего сочинения.
1. ”Если человек имеет перед собой большую цель в жизни, то необходимо, чтобы она проявлялась во всем. Человек должен быть честен в незначительном и случайном: только тогда он найдет себе честный путь и в большом, в исполнении своего основного человеческого долга“ (Д.С. Лихачев).
2, '•Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом, со многими залами... то самый большой зал в этом дворце... - это зал, в котором царствует искусство“ (Д.С. Лихачев).
З. “Литература дает нам глубочайший опыт жизни. Она... развивает в человеке не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей“ (Д.С. Лихачев).
4. каждого человека есть два дома. Один - личный, в нем он прячется от холода и дождя... Другой - общий, на нем стоят все дома. Свой первый дом человек украшает и бережет, а второй... ” (Игорь Шкляревский).
П вариант: совместная работа П, Ш и IV групп.
1. Повторение сведений о разрядах имен прилагательных. СКОЛЬКО выделяется разрядов имен прилагательных?
Что знаем о притяжательных прилагательных?
Какие имена прилагательные называются качественными? Привести примеры относительных имен прилагательных,
2.3адание учащимся П группы.
Самодиктант: из стихотворения А.С. Пушкина ”Зимнее утро“ выписать прилагательные и распределить их по разрядам.
Прилагательные каких разрядов поэт употребляет больше и почему?
В каком значении употреблено прилагательное ”янтарный”? С какой целью? З. Учащиеся III и IV групп повторяют сведения о разрядах прилагательных.
ЗАДАНИЕ: определить разряд прилагательных.
Стройный, могучий, давний, бронзовый, медвежий, французский, соломенный, птичий.
ЗАДАНИЕ: прочитайте предложение. По какому признаку легко определить, что прилагательные, употребленные в нем, являются качественными?
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр.
(КГ. Паустовский)
4.Проверка заданий второй группы.
5,Повторение орфограммы Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных.
Работа с опорным конспектом.
Составление диалога по правилу.
6. Задание второй группе: записать 8 прилагательных с -Н- и -НН- в суффиксах и графически обозначить орфограмму.
7. Учащиеся Ш и IV групп работают с сигнальными карточками, совершенствуя навыки правописания -Н- и -НН- в суффиксах таен прилагательных.
8. Повторение правила, определяющего правописание суффиксов -К- и СК- в прилагательных.
Задание III и IV группам: устное комментирование упражнения .
9.Проверка выполнения задания П группы. Затем учащиеся П группы самостоятельно выписывают свои ошибки в '(Справочники“ и готовятся к уроку “защиты ошибок“
10.Работа учащихся III и IV групп над индивидуальными ошибками (с помощью учителя).
111. Проверка выполнения задания первой группой.
1V. Домашнее задание.
2 группа составить словарный диктант по орфограммам ”Буквы С и Е после ШИПЯЩИХ в разных частях слова“ З груша -- упражнение .
4 группа из 'Справочника“ (из раздела ”Мои ошибки”) выписать слова с безударными гласными в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.
Итоги урока.
Какие орфограммы мы повторили, анализируя свои ошибки?
Какие ещё правила нужно повторить, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях? (Индивидуальные задания).
УРОК
ТЕМА: М еждометие как часть речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ: правильное чтение предложений с междометиями.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: использование междометий как средства выразительности в художественных произведениях (литература).
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с междометиями как частью речи; формировать умения распознавать междометия, правильно их писать, использовать необходимые знаки препинания.
ХОД УРОКА
Г Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с междометиями, без которых наш разговорный язык нельзя себе представить. Разные по своему значению и употреблению, междометия являются ”самыми оригинальными словами языка“ (Н.М. Шанский ). Обратим внимание на синтаксические особенности междометий.
ЗАДАНИЕ: прочитать предложения и попытаться определить, являются ли междометия членами предложения.
1. Перед чужим он слепо преклонялся, а своего, увы, не замечал. (МЮ. Лермонтов).
2, Ага! Сам сознаешься, что ты глуп. (А.С. Пушкин). З. Эй! Садись ко мне, дружок. (Н.А. Некрасов).
ЗАДАНИЕ: Прочитать предложения . в каком из них чувство радости выражено живее, эмоциональнее?
1. “Ребята! Наши!“ — прокричал Петя и поскакал вперед по улице. ”Ура! Ребята! Наши!“ – прокричал Петя и поскакал вперед по улице.
Что выражают междометия?
В составе предложения они оказываются изолированными словамиодиночками, островками непосредственного чувства и воли, как бы брошенными между словами, передающими мысли и образующими определенные словосочетания и фразы. (НИМ. Шанский).
П. Объяснение нового материала по опорному конспекту.
111. Задание на выбор: самостоятельно выполнить упражнение , прочитать статью учебника о междометии и ответить на вопросы.
Тем учащимся, которые работали со статьёй в учебнике, предлагаю вставить в предложения подходящие по смыслу междометия и выделить их соответствующими знаками.
1.что ты наделал?
как это нехорошо выглядит!
как тяжело.
4.Пошли! Живее!
Кто там? Сюда! Скорей!
6.Вот вы где! Наконец то я вас нашел.
У. Проверка выполнения упражнения .
Те учащиеся, которые первыми выполнили упражнение, получают индивидуальное задание на карточке.
КАРТОЧКА № 1.
ЗАПИСАТЬ НОУЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ НЕТ РЕЖДОМЕТИЙ.
1. Расскажи-ка мне, братец, каким образом Дубровский тебя ограбил и как он тебя
хотел повесить.
2. Hу, что же он сделал.
5. Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени.
4. Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конуре.
5. Жаль, Миши, ей-богу, жаль!
6. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена.
7. О Волга.. , Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
8. Чем хуже был бы твой удел, когда когда б ты менее терпел?
9. Ого-го! Пан судья изволит сердиться.
10.Эй, послушай-ка!
11. Ну, да ты меня еще не знаешь.
ПЕРЕПИСАТЬ, РАСКРЫВАЯ СКОБКИ.
1. Вся столица содрогнулась, а девица -- хи(хи)хи да ха(ха)ха.
2, Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин(дин)дин.
-3. Теперь ему так живется — ой(ой)ой.
4. Часы на каланче отбивают четверти: Был день -- было дело! Дин (дон).
5. Вам бы быть писателем, ей(ей).
СОСТАВИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ КЕЖДОМЕТИЕ.
ОСТЕЛЬНЫМ учащимся предлагается задание на выбор. В это время учитель проводит индивидуальную работу со слабыми учащимися: формирует умения
ПРЕ{ВЊТЬНО писать междометия и ставить при них соответствующие знаки. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. (АС. Пушкин).
Ура! Он счастия не ищет и не от счастия бежит. (МК). Лермонтов).
VI. Проверка выполнения задания
VIl. Сообщение сведений о происхождении междометий.
70
Многие из них являются первообразными и представляют собой превращенные в слова рефлекторные звуки и инструктивные предложения. Таковы А!, Ой!, Ух!, Фу!
И др. . (Н,М. Шанский). V111* Совместная работа.
1. Назвать междометия. От каких частей речи образованы?
Здравствуй, счастливое племя! (АС. Пушкин).
Бешено кричали: Браво! Браво! Бис! (В. Вересаев).
Чу! За белой, душной тучей прокатился глухо гром. (Ф. Тютчев). Ух, батюшки! — выкрикивал Емельян Прокудин. (Е. Пермитин).
2. Определить, является ли междометие членом предложения.
Далече грянуло ура.
Ура! Наш класс занял первое место в соревнованиях. О себе я и ох не скажу.
выыполнить упражнение . Задание на :
списать, раскрывая скобки;
сгруппировать слова по видам орфограмм; -записать другие слова на те же правила. Дифференцированное домашнее задание.
Упражнение.
Сообщение о происхождении междометий.
ХЛ- Итоги урока.
Один из учащихся, выполнявший индивидуальное задание по карточке, предлагает классу вопросы по теме Междометие.
Урок
Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цели урока: вырабатывать умения и навыки распознавать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, использовать их в речи, определять вид подчинения; совершенствовать умения воспринимать текст на слух, восстанавливать его; способствовать воспитанию культуры поведения Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Фонетическая разминка
Диктант по аналогии: Ж-лтый-
Плащ, мм-
ВолчонокИспеч..т-
Возмущ..нныйПеч. мка-
ц.фК-
Нащ лЦ..ганСпиц.
Синиц.. н-
Мотоц..кл-
П Объяснение нового материала.
1 .Запись темы урока, постановка целей.
2.объяснение по опорному конспекту( конспект прилагается).
З. Работа с учебником.
4. Ш. Закрепление полученных знаний.
1 Объяснительный диктант.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то нужно быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.
З. Дружба- это самая чистая любовь, Дружба- это самая высокая форма любви, где ничего не требуется, где просто наслаждаются, отдавая.
4. Делай так, чтобы людям, которые окружают тебя, было хорошо.
5. Из двух людей, которые спорят, больше виноват тот, кто умнее.
2. Творческий диктант: простые предложения преобразовать
сложноподчиненное предложение.
Образец. Переходи улицу. Ты находишься на перекрестке. Поблизости нет транспорта( условие).- Если ты находишься на перекрестке и поблизости нет
транспорта, переходи улицу.
1. Не включай на улице магнитофон. Не все хотят слушать музыку. Многих это просто раздражает(причина).
2. Нужно остановиться и ответить на вопрос прохожего. Ты очень спешишь. Тебе дорога каждая минута( уступка).
З. Не разговаривай громко. Ты идешь по улице. Вокруг тебя люди( время)
Приди в гости точно в назначенный час. Не ждали тебя другие приглашенные.
Не волновалась хозяйка (цель).
Графический диктант.
1, Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника( А.П. Чехов)
2. Остерегайся занять благодаря случайности пост, который тебе не по плечу, чтобы не показаться тем, чем ты не являешься на самом деле(Г.Лихтенберг). З. Никогда на шепот искушенья не приклонялся я, хоть я не трус, хотя обиду чувствую глубоко, хоть мало жизнь ценю(А.С. Пушкин)
4. Чувствуется, что этот человек знает много и что у него есть своя мера людей.
Восстановленный диктант.
Манера поведения
1 Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударение, произношение и интонация режут сл. 2. В беседе не прикрывай рот рукой, потому что тебя будет плохо слышно, и не хлопай собеседника по плечу, чтобы привлечь внимание. З. Слово или фраза, которые ты произнес невежливо или грубо, влияют на слушателя раздражающе, потому что часто бывает оскорбительным не слово, а тон. 5. Продолжить мысль, создавая при этом высказывание, представляющее собой сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Каждый человек знает, как бывает обидно и как портится настроение, когда(ктото)
толкнет и не извинится;
скажет грубое слово;
З) не заметит, что вы устали;
4) не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. Как важно чувствовать и понимать, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать ( от кого и когда ты вправе ожидать поддержки и помощи).
Психологическое исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на других людей,( с которыми оно находится во взаимодействии).
На Востоке существует традиция, по которой человек не может обнародовать не ТОЛЬКО свое плохое настроение, но и горе. У нас нет такой традиции, но каждому следует помнить, что и от него во многом зависит настроение окружающих.
Домашнее задание.
1. Выучить опорный конспект Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
2. По выбору:
- написать сочинение-миниатюру:
)Поведение человека-это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик (Гете);
2) Быть воспитанным- вести себя определенным образом (Ожегов); З) Какого человека мы считаем культурным, воспитанным человеком?
-написать сочинение-миниатюру по началу:
10. Я и другой человек. Мы и другие люди. Несмотря на то что об этом много написано, жизнь показывает, что эти вопросы продолжают волновать очень многих , так как являются главными вопросами человеческого бытия..
2) Мы постоянно находимся среди людей. Еще Марк Аврелий говорил: Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. . .
З) Задумываемся ли мы о том, как ведем себя с разными людьми?
Умеем ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать?..
подготовить сообщение на лингвистическую тему Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными на тему Вежливость на каждый ден.
Подведение итогов урока.
1. Сеанс одновременной игры ( Класс задает вопросы одному учащемуся по теме урока).
2. Один из учащихся предлагает классу вопросы по теме урока.
З. Дополнить опорный конспект следующей информацией о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:
4.
7.4
А) В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными могут сочетаться разные виды связи.
Б) Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами. В) Знаки препинания при однородных придаточных ставятся так же, как между однородными членами.
Г) Между двумя подчинительными союзами( или союзными словами) запятая не ставится, если дальше следует вторая часть союза.
Урок
Тема: Как проникнуть в красоту речи?
Цели: формировать навыки правильной, логической, богатой речи; совершенствовать умения и навыки находить и исправлять ошибки в содержании, построении и речевом оформлении высказываний; соблюдать основные правила этики общения.
Ход урока
1 Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Инсценировка поручение.
Алло, это квартира ЛУКОШКИНЫХ? Можно Игоря к телефону?
ну.
Гоша, это ты? А я тебя сразу не узнал!
Это Петухов говорит. - ну.
Как дела, нормально?
ну.
Ну и у меня все четко.
Ну.
Слушай, старик, ты помнишь, что завтра — двадцать пятое?
Ну.
Вкалываешь?
Ну.
Не подведешь?
Ну.
Молоток!
ну.
Готовься как следует!
ну.
Классиков пошуруй.
ну.
Цитат побольше откопай.
Ну.
Чтобы все обалдели!
Из Тургенева рвани!
ну,
И из Чехова пару цитат выдай!
Ну.
Чтобы все варежку разинули!
Ну ладно, вкалывай. Больше не возникаю.
Да, чуть из башки не вылетело!
Ну.
Объявление же нужно написать !
ну.
У тебя фломастеры есть?
Ну. - А бумага? ну. - Вот сам и напишешь. А то у меня почерк завальный.
ну.
Сейчас я тебе текст продиктую.
Ну.
Карандаш взял, записывай?
ну.
Сегодня, двадцать пятого сентября..
ну.
В семнадцать часов тридцать минут..
Ну.
В актовом зале школы.. , - Ну.
Ученик
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×