« Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика» | Парфёнов Сергей Валентинович. Работа №240661
Автор: Парфёнов Сергей Валентинович
Тема, анализируемая в курсовой работе, - «Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они занимаются совместной деятельностью, которая ведет к формированию новых коллективных отношений, возникновению социальной направленности личности, выражающейся в желании общаться со сверстниками, на фоне основной деятельности в этом возрасте - учебы.
Учитель начальной школы - самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является основой всех других профессий в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Учитель начальных классов - это учитель, воспитатель, психолог в одном лице. Он дает уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский досуг и досуг.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и обучение, и успех этого процесса зависит от их успеха в школе. Учитель начальной школы играет огромную роль в обучении своих учеников. От результатов деятельности учителя зависит, каким будет наше общество завтра. Образовательная деятельность и сформированные в ней основные психические новообразования становятся главными факторами не только интеллектуальной сферы, но и всей личности ребенка, определяющими пути и особенности их развития.
Преподавание рассматривается не как прямая трансляция знаний учителя ученикам, а как совместная-совместная работа учителя и учеников по овладению знаниями и решению задач. Поэтому задача педагог - создать условия для формирования и развития в процессе воспитания тех качеств личности, которые отвечают потребностям общества.
Объект исследования – формирование личности ученика начальных классов.
Предмет исследования – роль личностных и профессиональных качеств учителя в формировании личности младшего школьника.
Цель курсовой работы – проанализировать роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть психологические особенности учащихся младшего школьного возраста;
2) проанализировать развитие и становление личности младшего школьника в образовательном процессе;
3) изложить методы и способы педагогического воздействия на учеников начальных классов;
4) определить роль учителя в развитии личности младшего школьника.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Частное образовательное учреждения среднего профессионального образования «Московский городской открытый колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
ТЕМА: « Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика»
Специальность «Учитель начальных классов»
Выполнил студент 1 курса
Группы ПвНК.11-191
Парфёнов С.В.
Проверил:
Преподаватель
___________________________
Оценка __________________
Подпись _________________
Дата «___»___________20___ г.
Москва, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности ученика
1.1 Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие и становление личности младшего школьника в образовательном процессе………………………………………………………12
Глава 2. Анализ роли учителя начальных классов в формировании личности ученика
2.1 Методы и способы педагогического воздействия на учеников начальных классов…………………………………………………………………...……….16
2.2 Роль учителя в развитии личности младшего школьника…………..…….21
Заключение…………………………………………………………………...…..29
Список литературы………………………………………………………...…….31
Введение
Тема, анализируемая в курсовой работе, - «Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они занимаются совместной деятельностью, которая ведет к формированию новых коллективных отношений, возникновению социальной направленности личности, выражающейся в желании общаться со сверстниками, на фоне основной деятельности в этом возрасте - учебы.
Учитель начальной школы - самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является основой всех других профессий в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Учитель начальных классов - это учитель, воспитатель, психолог в одном лице. Он дает уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский досуг и досуг.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и обучение, и успех этого процесса зависит от их успеха в школе. Учитель начальной школы играет огромную роль в обучении своих учеников. От результатов деятельности учителя зависит, каким будет наше общество завтра. Образовательная деятельность и сформированные в ней основные психические новообразования становятся главными факторами не только интеллектуальной сферы, но и всей личности ребенка, определяющими пути и особенности их развития.
Преподавание рассматривается не как прямая трансляция знаний учителя ученикам, а как совместная-совместная работа учителя и учеников по овладению знаниями и решению задач. Поэтому задача педагог - создать условия для формирования и развития в процессе воспитания тех качеств личности, которые отвечают потребностям общества.
Объект исследования – формирование личности ученика начальных классов.
Предмет исследования – роль личностных и профессиональных качеств учителя в формировании личности младшего школьника.
Цель курсовой работы – проанализировать роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть психологические особенности учащихся младшего школьного возраста;
2) проанализировать развитие и становление личности младшего школьника в образовательном процессе;
3) изложить методы и способы педагогического воздействия на учеников начальных классов;
4) определить роль учителя в развитии личности младшего школьника.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности ученика
1.1 Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Начальным школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и ровного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет достаточно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника еще находится на стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, в костной системе еще много хрящевой ткани.
Процесс окостенения руки и пальцев в раннем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому тонкие и точные движения пальцев и руки являются трудными и утомительными.
Происходит функциональное улучшение мозга-развивается аналитическая и систематическая функция коры; соотношение процессов возбуждения и торможения постепенно меняется: процесс торможения становится все сильнее, хотя процесс возбуждения все еще преобладает, а молодые школьники очень возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит существенные изменения в жизнь ребенка. Весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье резко меняются. Основной и основной деятельностью отныне становится обучение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться, приобретать знания. А обучение-это серьезная работа, требующая организации, дисциплины, волевых усилий ребенка. Школьник включен в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться до 11 лет.
Основной деятельностью, ее первой и важнейшей обязанностью становится обучение-приобретение новых знаний, умений и умений, накопление систематической информации об окружающем мире, природе и обществе.
Конечно, не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к преподаванию. Они еще не понимают, зачем надо учиться. Но вскоре выясняется, что учение-это работа, требующая волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной деятельности, самоограничения. Если ребенок не привык к этому, то у него возникает разочарование, возникает негативное отношение к обучению. Чтобы этого не произошло, педагог должен внушить ребенку мысль, что обучение-это не праздник, не игра, а серьезная и напряженная работа, но очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного и необходимого. Важно, чтобы сама организация воспитательной работы подкрепляла слова учителя.
Вначале ученики начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится на основе отношений с коллективом. Большую роль играет личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Поначалу он проявляет интерес к самому процессу воспитательной деятельности без осознания своей важности. Только после появления интереса к результатам своей воспитательной работы формируется интерес к содержанию воспитательной деятельности, приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования мотивов преподавания высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к образовательной деятельности.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворенности своими достижениями. И это чувство усиливается одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает все, даже самый маленький успех, самый маленький прогресс. Юные школьники испытывают чувство гордости, особый прилив сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное влияние учителя на младших связано с тем, что педагог с самого начала пребывания детей в школе становится для них неоспоримым авторитетом. Авторитет учителя - важнейшая предпосылка обучения и воспитания в младших классах.
Воспитательная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Юные школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своеобразным созерцательным любопытством.
Юный школьник с живым любопытством воспринимает окружающую обстановку, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.
Наиболее характерной особенностью восприятия таких учеников является его малая дифференциация, где в восприятии сходных объектов совершаются неточности и дифференцирующие ошибки. Следующей особенностью восприятия учащихся в раннем школьном возрасте является его тесная связь с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для ребенка означает что-то делать с ним, что-то менять, совершать действия, брать его, прикасаться к нему. Характерной чертой учеников является выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокий уровень развития, принимает характер целенаправленной, управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальной школы. Главная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевой регуляции внимания, управления в раннем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учеников сохраняется произвольное внимание и есть далекая мотивация (они могут сосредоточиться на неинтересной и трудной работе для ожидаемого результата в будущем), то младший ученик обычно может сосредоточиться на работе только при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше справиться с задачей и т.
Гораздо лучше в раннем школьном возрасте развилось непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание студентов, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в раннем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельная тяжесть словесно-логического и семантического запоминания, развивается способность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. Из-за относительного возрастного преобладания активности первой сигнальной системы у младших учеников зрительная память развита больше, чем словесная логика. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретную информацию, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
Молодые школьники, как правило, запоминают механически, не осознавая смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в школьном возрасте - совершенствование воссоздающего воображения. Он связан с представлением предыдущего восприятия или созданием образов по данному описанию, схеме, рисунку и т. д. воссоздающее воображение усиливается все более правильным и полным отражением действительности. Развивается и творческое воображение как создание новых образов, связанное с трансформацией, обработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, сочетания.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешних явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что позволяет делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитическая и синтетическая деятельность в раннем школьном возрасте еще очень элементарна, она находится в основном на стадии наглядного и эффективного анализа, основанного на непосредственном восприятии предметов.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в общую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - обучение, предъявляющее к ученику ряд серьезных требований.
Все это решительно влияет на формирование и закрепление новой системы отношений с людьми, коллективом, преподаванием и связанными с ними обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и правила поведения, начинает формироваться социальная ориентация личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Во-первых, они импульсивны - они склонны действовать сразу под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не думая и не взвешивая все обстоятельства, по случайным случаям.
Причина этого - необходимость активной внешней разрядки при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Особенностью возраста является общая недостаточность воли: младший школьник еще не имеет большого опыта в длительной борьбе за поставленную цель, преодолении трудностей и препятствий. Он может опустить руки в случае неудачи, потерять уверенность в своих силах и неспособности.
Часто бывают капризы, упрямство. Обычная причина их-недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования были выполнены, он не видел никаких отказов.
Каприз и упрямство - особая форма протеста ребенка против твердых требований, которые предъявляет ему Школа, против необходимости жертвовать желаемым, во имя того, что необходимо.
Старшеклассники очень эмоциональны. Эмоциональность влияет, прежде всего, на то, что их умственная деятельность обычно окрашивается эмоциями. Все, что дети смотрят, что думают, что делают, придает им эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, молодые школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень прямолинейны и откровенны в выражении радости. Горе, печаль, страх, удовольствие или недовольство.
В-третьих, эмоциональность выражается в их высокой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроения, склонности к аффектам, кратковременных и бурных проявлениях радости, горя, гнева, страха. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, ограничивать их нежелательные проявления.
Большие возможности открываются в школьном возрасте для воспитания коллективистских отношений. В течение нескольких лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для его дальнейшего развития опыт коллективной деятельности-деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитание коллективизма помогает вовлечению детей в общественные и коллективные дела. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной социальной деятельности.
1.2 Развитие и становление личности младшего школьника в образовательном процессе
В период школьного возраста формирование личности достаточно заметно. Личность-это пожизненное системное воспитание, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира.
Важнейшим условием формирования личности является ее участие в деятельности. Поступление в школу - это поворотный момент в жизни ребенка. Развиваются новые отношения со взрослыми и сверстниками, ребенок включается в целую систему коллективов (общеобразовательная школа, класс). Включение в новый вид деятельности - учение, предъявляющее к ученику ряд серьезных требований, вынуждает его подвергать свою жизнь строгой организации с целью формирования социально ценных личностных черт.
В этом возрасте закладывается основа нравственного поведения, начинается формирование социальной ориентации индивида. Нравственное сознание младших школьников претерпевает значительные изменения по окончании обучения в начальных классах. По мере расширения круга общения ребенка, как в классе растет команда сверстников-накапливается нравственный опыт ребенка.
Социальные оценки поступков, знаний и личных качеств младшего школьника уже имеют для него большое значение. Но в то же время доверчивость и открытость юных школьников по отношению к взрослому (в первую очередь - к учителю) еще очень велика.
Одно из противоречий формирования личности ребенка на этом этапе заключается в том, что, с одной стороны, возрастает его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны, он безоговорочно стремится следовать нравственным закономерностям, данным взрослыми. Поэтому очень важна роль взрослых (особенно учителей), с которыми ребенок находится в постоянном общении.
Большую возможность представляет возраст начальной школы для воспитания отношений, основанных на принципе коллективизма. Формирование коллективистской ориентации - процесс постепенный.
Первокурсники еще не чувствуют себя частью единой команды, они всегда обособлены, независимо друг от друга. Команда начинает формироваться, когда под влиянием учителя дети начинают проявлять благожелательный интерес к успехам и неудачам своих одноклассников, когда они будут считать свои личные успехи частью общего успеха. Такая организация деятельности необходима для того, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, поэтому результат деятельности одного ребенка зависит от деятельности другого. Также очень важно, чтобы каждый студент занимал активную позицию в деятельности.
Формирование морально-коллективистской направленности существенно изменяет характеристики эмоций младших школьников. Как правило, для многих это происходит без негативных переживаний и воспринимается положительно самими детьми. На протяжении всей начальной школы наблюдается повышение сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Юные школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Они более уравновешенны, чем дошкольники, у них устойчивое, стабильное жизнерадостное, жизнерадостное настроение. Но при этом у некоторых детей возникают негативные аффективные состояния. Их причина-несоответствие между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение долго и ребенок не находит средств для его преодоления, негативные переживания выливаются в гневные высказывания и действия. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию его положительных качеств, дружескому отношению к окружающим.
Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Положительная оценка, одобрение действий школьника вызывает чувство удовлетворения, побуждает делать то же самое в будущем. Порицание, осуждение вызывают у ребенка неприятные переживания от сознания того, что он вызвал недовольство взрослых товарищей. В результате возникает желание в дальнейшем воздерживаться от подобных действий. Использование поощрения и цензуры требует большого такта со стороны учителя. Ошибка в применении наград и наказаний пагубно сказывается на процессе воспитания личности. Например, неумелое поощрение, захваливание может принести большой вред, так как формирует завышенную самооценку. Отрицательная оценка, если она повторяется часто, также нежелательна.
По окончании обучения в начальных классах, под влиянием растущих требований, правильно организованной учебно-воспитательной работы, младший школьник обучался трудолюбию, трудолюбию, дисциплине, аккуратности. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, появляется способность сдерживать себя и контролировать свои действия, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость, способность преодолевать трудности.
Уже в третьем классе у детей заметно начинает проявляться осознанное чувство долга, еще недостаточно стабильное и не вполне самостоятельное.
У детей школьного возраста когнитивный интерес развивается очень заметно. Сначала возникают интересы отдельных фактов, единичных явлений (1-2 класса), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и отношений между явлениями (в конце 3 класса). Уже на третьем курсе учебные интересы начинают дифференцироваться. Развитие образовательных интересов младших школьников напрямую зависит от организации воспитательной работы.
Поэтому педагог должен ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников. Таким образом, в школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные изменения в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный период их жизни - подростковый возраст.
Глава 2. Анализ роли учителя начальных классов в формировании личности ученика
2.1 Методы и способы педагогического воздействия на учеников начальных классов
Меры педагогического воздействия должны иметь главной целью интересы конкретного ребенка: формирование положительных качеств, привычек, подавление вредного поведения и т. Ведь право, прежде всего, защищает интересы личности. Виды и пределы воспитательных мер во многом зависят от цели и причины их применения.
Основное требование состоит в том, что педагог ни в коем случае не должен оскорблять и унижать ребенка. Педагог должен исходить из того, что уважение к ребенку должно быть таким же, как уважение к взрослому.
Иногда существует точка зрения, что то, что нельзя сказать взрослому, сказать ребенку, вполне приемлемо. Например (к счастью, редко), нашлись учителя, которые считали обидным называть взрослого дураком или идиотом, но если ребенок после многократных объяснений не понимает материала и ведет себя неправильно, вполне нормально выражать ему свое недовольство этими словами. Или, например, неприлично комментировать внешность взрослого, но говорить ребенку, что он “выровнялся”, да еще и использовать красочное сравнение, вполне допустимо. Объясняется это тем, что все это сказано ребенку из лучших побуждений, в воспитательных целях.
На самом деле для ребенка такие высказывания столь же оскорбительны, как и для взрослого. Честь и достоинство ребенка охраняются законом в той же степени, что и честь и достоинство совершеннолетнего лица, и родитель (другой законный представитель) ребенка, подвергшегося насилию, может потребовать в суде денежную компенсацию за вред, причиненный его подопечному.
К сожалению, бывают случаи, когда учителя унижают учеников, поведение которых кажется им неправильным с моральной точки зрения, относятся к ним с презрением, игнорируют их. Это происходило, например, в случае беременности старшеклассницы в школе. С одной стороны, конечно, это событие экстраординарное; редко взрослый человек считает беременность в 15 или 16 лет нормальным явлением. Вот почему необходимо продемонстрировать другим учащимся, что это не успешная модель поведения. Однако, опять же, это необходимо сделать, объясняя свою точку зрения, в то время как отношение к самой гимназистке должно оставаться правильным и ровным.
Возможно, она считает свое положение нормальным, у них в семье такие традиции и т. д. В любом случае заявления о том, что ее не пустят на занятия, выгонят из школы или другая оценка ее морального облика в резких выражениях недопустимы.
Педагог не должен применять воспитательные методы, связанные с психическим насилием над ребенком (крики, издевательства и т.д.).
Недопустимость психического насилия и ответственность за его использование уже упоминались в статье о насилии в отношении детей, опубликованной ранее в журнале. Однако это правило также может иметь исключения. Исключение составляет ситуация, когда педагог вынужден кричать на ребенка в собственных интересах - если ребенок ведет себя опасно (то есть может нанести вред своему здоровью или здоровью других, а также нанести вред собственности). Если ребенок не реагирует на замечание, сделанное в правильной форме, и при этом его поведение необходимо срочно остановить, вполне допустимо и повышение голоса, и резкие слова.
Такое поведение становится допустимым, так как совершается в условиях крайней необходимости: учитель обязан предотвратить вред, но без крика он не может этого сделать, он не может использовать другие законные средства.
Критерием законности является соотношение допустимого и предотвращенного вреда: вред, причиненный криком психике ребенка, должен быть незначительным по сравнению с вредом, предотвращенным криком (например, тяжкий вред здоровью ребенка). Поэтому следует помнить, что таким образом следует предотвращать действительно опасные ситуации (например, ребенок вылезает из окна, или машет в толпе одноклассников ножницами, или этими же ножницами перерезает провод дорогого прожектора). Если говорить о пустяковых угрозах (ребенок забыл учебник дома, или пришел на урок в запрещенной Уставом одежде, или играл в игру на уроке и т.
Следует также помнить, что ребенок-это отдельная личность с собственным мировоззрением, пусть и не полностью сформированным, правом на собственные решения, мнения. Поэтому, выбирая методы воспитания ребенка, нельзя забывать о его праве на свободу мнений, на честь и достоинство личности, на выбор его мировоззренческой позиции. Конституция гарантирует эти права, право на свободу мысли и слова (в определенных рамках, конечно) каждому, а не только взрослому гражданину. Никто, включая ребенка, не может быть вынужден выражать или отказываться от своих взглядов и убеждений.
Нельзя навязывать ребенку нормы поведения, которые не общепризнаны в обществе. Педагог должен передать ребенку информацию о том, каковы правовые требования человеческого поведения, каковы общепринятые нормы морали, этикета. Если та или иная проблема не имеет общего решения, то педагог, конечно, может высказать и обосновать свою точку зрения, но не должен оказывать давление на ребенка, убеждать его в том, что он не прав, навязывать свою позицию.
Достижение целей воспитания и воспитания называется педагогическим процессом. Система учебно-воспитательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и студентов, называется методом воспитания или методом обучения. Разделение средств и методов на воспитание и воспитание весьма условно, а иногда даже искусственно, поэтому в дальнейшем мы будем использовать универсальные понятия "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".
Технологическая схема педагогического процесса выглядит так. Сначала учитель убеждает ученика в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить ученика, то есть получить усвоение определенного количества знаний, необходимых для решения задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать навыки и навыки ученика. На всех этих этапах полезно постоянно поощрять усердие слушателей, следить и оценивать этапы и результаты работы.
Для правильного функционирования педагогического процесса необходимо не менее пяти групп методов воздействия на личность:
- убеждение;
- упражнения и тренировки;
- обучение;
- стимул;
- контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса используется и такое понятие, как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Разговор, обсуждение, разъяснение - примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Важнейшими формами организации педагогического воздействия являются следующие:
- процесс обучения;
- несудебная работа;
- семейное воспитание;
- просветительская деятельность молодежных организаций;
- просветительская деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой они имеются).
2.2 Роль учителя в развитии личности младшего школьника
Личность учителя была и остается одним из важнейших элементов в процессе становления и обучения подрастающего поколения. Современная русская школа в настоящее время находится в трудных условиях.
Интенсивное развитие технических средств обучения, обилие учебных пособий, увеличение числа детей, для которых русский язык не родной, ставят перед школой, а значит, и перед учителем новые задачи. Эффективное и грамотное решение крайне важно и необходимо, так как от него будет зависеть успех будущих выпускников в зрелом возрасте, а значит, и от российского государства в целом.
Учитель в процессе своей профессиональной деятельности оказывает всестороннее влияние на личность ученика. Влияние происходит не только в рамках образовательного процесса и овладения новыми знаниями. Сам учитель и его личность становятся образцом поведения для учеников.
Поэтому можно сказать, что целью педагога в процессе работы, с одной стороны, является реализация ФГОС базового общего образования, а с другой - формирование и развитие гармоничной личности ученика. Учитель, передавая свои знания или обучая детей самостоятельно овладевать ими, одновременно воздействует своей личностью на учеников, сидящих в классе.
Учителю в процессе взаимодействия с учеником важно понимать особенности развития ребенка, позитивно относиться к личности обучаемого, направлять его силы на реализацию потенциала ученика и осознавать в меру ответственности, которая лежит на учителе при взаимодействии с детьми.
Личность педагога и ребенка находится в постоянном взаимодействии. Учитель обучает, развивает и воспитывает своих учеников, становясь для них заботливым, чутким и понимающим взрослым, а затем специалистом высокого уровня в определенной области знаний.
Однако реальность более сурова и учитель не всегда добр и внимателен, специалисты обнаружили в результате исследований, что 8 из 100 учеников боятся своих учителей.
Грубый крик, публичное заявление перед классом о неспособности ребенка выучить учебный материал или откровенное издевательство с плохими текущими и окончательными оценками, несправедливое или чрезмерное наказание могут серьезно травмировать психику детей, ученики начальной школы крайне уязвимы в такой ситуации.
Именно поэтому работать учителем может только высоконравственный человек, способный контролировать и управлять своим психоэмоциональным состоянием, способный в некоторых случаях стать эталоном для ребенка в будущей самостоятельной, взрослой жизни. Ученики, особенно начальная школа, впервые сидя за партой, видят перед собой в определенном смысле идеальный образ учителя, доброго, знающего, справедливого и внимательного.
Однако учитель - это, прежде всего, человек, со своими достоинствами и недостатками, своими семейными и профессиональными проблемами. Вот почему важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно, был уверен в завтрашнем дне, был психологически в порядке. Потому что от этого будет зависеть, каким станет ребенок, когда вырастет хорошим или плохим, ответственным или развязным, чутким или жестоким.
Возлагая на Педагога большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, необходимо помнить о колоссальном влиянии родительской семьи на личность ребенка. Ведь именно семья является основным источником человеческих ценностей, где на примере своих родителей ребенок видит в повседневной жизни проявление добродетелей или пороков, любви или ненависти, а значит, усваивает их, демонстрируя потом в действиях или декларируя в высказываниях.
И, к сожалению, бывает, что в самой семье родители ребенка обесценивают не только работу самого учителя, но и унижают его личность. Некоторые учителя указывают на факты пренебрежительного, а иногда и откровенно неуважительного отношения к ним со стороны учеников, испытывая при этом сильные негативные эмоции.
Такое отношение недопустимо, государство вынуждено прилагать все усилия и использовать различные средства для формирования в сознании родителей уважительного и уважительного отношения к учителю. Повышая престиж педагогической профессии среди населения, демонстрируя важную для общества в целом деятельность.
Говоря о роли педагога, можно только сказать, что педагогическая деятельность осуществляется в учебном заведении, в коллективе, а значит, и сам педагог является частью большой школьной семьи во главе с директором. Отношения между учителями в процессе работы, на переменах и в часы отпуска - это призма, через которую преломляется или не изменяется взгляд ученика на своего учителя. Уважение между коллегами, готовность оказывать помощь и поддержку, демонстрирует студентам не только отношения между людьми, но и саму модель взаимодействия двух коллег по работе, то, как строится рабочее общение в организации.
Трудно переоценить роль личности учителя в процессе становления и развития личности ученика. Ученики взрослеют и навсегда покидают стены своего детского сада. Они уезжают в другие города, чтобы построить карьеру, создать семьи, и очень важно, чтобы даже через много лет, когда взрослый мужчина или женщина встретили своего учителя на улице, быть финансово более эффективным, физически сильнее или иметь лучшее образование, даже докторскую степень, всегда чувствовать, что их Учитель перед ним.
Человеку, который наравне с родителями дал понимание сущности добра и зла, помог реализовать себя неотъемлемой частью своего народа и общества, привил качества реального человека и гражданина. Вот почему учитель, независимо от экономического положения или социальных преобразований, всегда должен оставаться учителем. Каждую минуту зная, что на него смотрит ребенок, который скоро станет взрослым и вступит в новую жизнь и чем он станет, во многом зависит от личности школьного учителя.
Новый подход ФГОС ориентирован на духовно-нравственное развитие личности студента, формирование и развитие «навыка обновления навыков», на национальный образовательный идеал. Таким образом, новый федеральный стандарт образования определяет образовательный процесс как важнейшее условие современного школьного образования и выделяет на эти цели оплачиваемые часы инвариантной части нормы.
Продуктивное развитие младших школьников в условиях личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса во многом зависит от педагога. Именно от него во многом зависит успех в достижении поставленных целей и задач. Концепция личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю.
Помимо профессионализма, он должен обладать свободой от педагогических стереотипов и догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и человеческим отношением к людям, особенно к детям. Одной из главных особенностей такого педагога является наличие желания понять и принять ребенка таким, какой он есть, познать и учесть его возрастные и личностные особенности при осуществлении педагогического процесса, учить, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
В условиях реализации концепции личностно-ориентированного воспитания в начальной школе ребенок является субъектом обучения, который, обогащая и расширяя свои способности самостоятельно решать различные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по изменению себя, то есть собственно образовательной деятельности. Ведущую роль в такой системе играет общение в воспитательной деятельности, которая организуется учителем в школьном возрасте. Такая система способствует более тесному взаимодействию детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности, формированию умения обобщать и анализировать полученный материал, ставит педагога в положение делового партнера, активно сотрудничающего со своими учениками.
Исследования учителей по удовлетворению образовательных требований родителей и учеников экспериментальных классов показали, что дети, обучающиеся в классах, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования, охотнее идут в школу, чаще говорят о школе по собственной инициативе, восторженное состояние обучения в этих классах, они сохраняются в течение года и т.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию младших школьников предоставляет значительные возможности для творческого роста педагога, и тогда даже самые скромные его методические открытия и открытия становятся достоянием его коллег по школе, району и городу. Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества является предоставление педагогу возможности творческого самовыражения, которое реализуется на открытых уроках, творческих докладах, выступлениях в педсовете, районных и городских семинарах, лекциях, педагогических чтениях.
Достижение более высоких уровней, чем школа, стимулирует творческие силы учителя. Сам факт подготовки речи предполагает анализ, систематизацию, обобщение, выбор лучшего из опыта учителя, то есть его собственных творческих операций.
Фактором стимулирования и развития педагогического творчества является аттестация. Необходимость дать самооценку своей деятельности, сформулировать идею своего опыта, проанализировать его побуждает учителей активно действовать для его пропаганды, наиболее эффективного показа.
Проблема взаимосвязи между уровнем мастерства педагога и результатами его работы достаточно сложна и многогранна.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных способностей ученика могут быть:
- организация активной деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе;
- формирование мотива предстоящей деятельности;
- использование различных источников знаний, включая технические;
- научить студентов о различных способах переработки информации;
- подход, ориентированный на личность;
- опираться на силы ученика;
- поддержка самостоятельности и самодеятельности студента и т.д.
Так, реализация личностно-ориентированного воспитания в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю: помимо профессионализма, психолого-педагогической компетентности он должен быть свободен от педагогических стереотипов и догм, способности к творчеству, широкой эрудиции, высокого уровня психолого-педагогической подготовки, высокой культуры и человеческого отношения к людям, особенно к детям.
Одной из основных особенностей педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие желания понять и принять ребенка таким, какой он есть, познать и учесть его возрастные и индивидуальные особенности при осуществлении педагогического процесса, учить, опираясь на сильные стороны каждого ученика»
Развитие психолого-педагогической компетентности педагога-это не самоцель, а средство совершенствования учебного процесса и фактор, обеспечивающий то или иное качество реализации образовательных подходов.
В поисках новых моделей обучения учителям, руководителям, методистам приходится постоянно обращаться к разработке инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении образовательного процесса, которые, добавляя к ним знания, навыки и умения, способствуют личностному росту.
Учителя, реализующие подход, ориентированный на человека, должны быть более ориентированы на создание для ученика возможностей занять активную и активную позицию в процессе обучения, не только усвоить материал, предложенный учителем, но и познать мир, вступить с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на том, что найдено как окончательная истина.
Заключение
Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт социального развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Ведь развитие личности - это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они занимаются совместной деятельностью, что приводит к формированию новых коллективных отношений, возникновению социальной направленности личности, выражающейся в желании общаться со сверстниками, на фоне основной деятельности в этом возрасте - учебы.
Одним из условий успешной учебной деятельности является интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.
При поступлении в школу ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, которые определяют все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
В школе ребенок вступает в новые отношения с учителями, в отношения Содружества и взаимопомощи с товарищами. В нем развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, своей школы, чувство товарищества, коллективизма.
Новое положение ребенка в обществе - положение ученика - характеризуется появлением обязательной, социально значимой, социально контролируемой деятельности - воспитательной, которая является основной деятельностью в жизни младшего ученика.
Проблема формирования личности - это обширная, содержательная и сложная проблема, охватывающая огромное поле исследований.
Личность - это нечто уникальное, связанное, с одной стороны, с ее наследственными особенностями, а с другой-с уникальными условиями микрообработки, в которой она культивируется. У каждого родившегося ребенка есть мозг, речевой аппарат, но он может научиться думать и говорить только в обществе. Конечно, постоянное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек биологичен и общественен. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.
Список литературы
Агеева И. А. Успешный учитель:
тренинговые
и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
Борытко
Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
Бачериков
Н.Е. Психология умственного труда учащейся молодежи / Н.Е.
Бачериков
, М.П. Воронцов, Э.И.
Добромиль
. Киев, 2008. 168 с.
Введение в педагогическую деятельность: учеб
.
п
особие / Л.К.
Гребенкина
, Н.А.
Жокина
, О.В.
Еремкина
. – Рязань, 2009. — 156 с.
Востриков А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Вестник ТГПУ. 2011. №13.
Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе.
Диагностичное
прямое формирующее личность обучение.
Практическое
человекознание
: монография. Ч. 1, 2. Томск. Изд-во «Школа свободного развития». 2007. 480 с.
Выготский Л.С., Психология развития человека. - М.: Изд-во
Эксмо
, 2005. - 1136 с.
Выпряжкина
И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2013. 37-41 с.
Генике
, Е. А. Трифонова // Под
общ
. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «
Бонфи
», 2012.
Кононов А.Н. Личность педагога как доминирующий фактор развития личности ученика // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы XXXIII Международной научно-практической конференции (10.08.2016). – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С.40-42.
Куликов А.М. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников / А.М. Куликов // Школа здоровья. № 2. 2011. – С. 10–15.
Липский
И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2014 - С. 280-287.
Никогосян
Л. Г. Роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста // Образование и воспитание. - 2017. - №2. - С. 9-12.
Пазухина
С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). – 2011. – С. 113-122
Подласый
И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб
.
д
ля студентов вузов, обучающихся по направлениям
подгот
. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П.
Подласый
. - 2-е изд.,
испр
. и доп. - М.:
Гуманитар
, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 48-51.
Семаго Н., Семаго М., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб
.:
Речь, 2010. – 385 с.
Сластенин
В.А., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.
Сластенин
, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.
Шиянов
. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 512 с.
Соколова Э.А. Особенности личности учителя и проблемы взаимодействия с учениками // Психологическое сопровождение образовательного процесса. –
Учреждение образования
"Республиканский институт профессионального образования"
(Минск). Т. 1. №
3-1.
2013. – С. 296-303.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1
/ С
ост. Е. А.
Самусева Г.В. Проблема становления личностного опыта младших школьников в учебно-воспитательном процессе //
ПНиО
. 2013. №2.