« Технология "Синквейн" по развитию речи детей старшего дошкольного возраста». | Страмоус Ольга Владимировна. Работа №339552
Эффективным и увлекательным методом, который стимулирует познавательную активность и способствует развитию речи, является работа с нерифмованным стихотворением — синквейном.
Уникальность этой методики заключается в том, что она создаёт условия для развития личности, которая умеет критически мыслить. Это означает, что ребёнок учится исключать ненужное, выделять главное, обобщать и классифицировать информацию.
Когда синквейн используется творчески на занятиях, дошкольники воспринимают его как интересную игру. Однако важно помнить, что составлять синквейн следует только на хорошо знакомые детям темы, и всегда нужно показывать им образец.
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.
Я считаю, что одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
открываются
новые
творческие
интеллектуальные
возможности;
способствует
обогащению
и
актуализации
словаря;
является
диагностическим
инструментом;
носит характер комплексного воздействия
(
развивает речь
, память, внимание,
мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании на занятиях синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак, согласовывать слова в предложении.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что синквейн– получается у всех!
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста. Я хочу вас познакомить с этой методикой.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк.
Его форма напоминает «елочку».
я
строка
(вершина
«елочки»
)
–
одно
слово;
я строка
– два
слова;
я
строка
–
три
слова;
я
строка
–
четыре
слова;
я
строка
(основание
«елочки»
)
–
одно
слово.
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания). Отвечает на вопросы: кто? или что?
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы: что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза (предложение) из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
Ну и в завершении пятая строка — итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать , устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какое, какая? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные не рифмованные стихотворения.
Например:
Кто? Лиса
Какая? Хитрая, рыжая
Что делает? Бежит, охотиться, прячется Предложение. Лиса живет в лесу
Ассоциация. Животное Что? Апельсин
Какой? Оранжевый, круглый Что делает? Растет, спеет, висит
Предложение. Я люблю есть апельсин Ассоциация. Фрукт
Свои работы (синквейны) дети оформляют в форме графических рисунков.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный.
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-
ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:
Словесные
игры
и
упражнения
(
«Кто
это?
Что
это?»
,
«Отгадай загадки»
,
«Узнай по описанию»
,
«Скажи, какой? какая? какое? какие?»
,
«Подбери признаки»
,
«Кто что делает?»
и другие.)
Дидактические
игры
«Найди
пару»
,
«Кто
что
делает?»
,
«Слова
с противоположным значением»
и др.
Игры малой подвижности (
«У Маланьи, у старушки»
,
«Что мы делаем – не скажем»
,
«Живые слова»
и другие.)
этап –
основной
.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
«Синквейн –загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки
вывешиваются
на
доске
и
педагог
может
видеть,
насколько
у
каждого
ребенка
есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
Составь «Синквейн
по
образцу».
«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действия, нехарактерного для данного предмета.
«Чужое
слово».
Аналогичное
задание.
«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий – четвертую,
четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
этап
-
практический
.
Самостоятельное
составление
синквейнов
детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
«Чей синквейн Лучше?»
Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
«Речецветик».
Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый
ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
«Занимательный кубик».
На каждой стороне кубика картинка с изображением
предмета
или
явления.
Дети
по
очереди
бросают
кубик,
выпавшая
картинка и есть тема синквейна.
«Волчок».
Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется
синквейн.
«Отгадай
загадку,
и
на
отгадку
составь
синквейн».
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Таким образом, прием составления синквейна носит комплексный характер воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и
существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.
Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Построение грамматических оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.