Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

" Управление проектной деятельностью в дошкольной образовательной организации" | Лопаткина Татьяна Юрьевна . Работа №320380

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    МБДОУ «Детский сад № 44 комбинированного вида

                                            Проект

          «Чудесный мир русского народного творчества»

   (приобщение детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры)

Совместный проект: заведующего, музыкального руководителя, воспитателей подготовительной группы, учителя-логопеда

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

 = музыкальный руководитель – Кулиниченко Е.С.

 = учитель-логопед – Захарова Н.А.

 = воспитатель подготовительной группы- Рябова М.А.

 = дети подготовительной логопедической группы, родители.

МБДОУ «Детский сад № 44 комбинированного вида

Проект

«Чудесный мир русского народного творчества»

(приобщение детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры)

Совместный проект: музыкального руководителя, воспитателей подготовительной группы, учителя-логопеда

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

= музыкальный руководитель – Кулиниченко Е.С.

= учитель-логопед – Захарова Н.А.

= воспитатель подготовительной группы- Рябова М.А.

= дети подготовительной логопедической группы, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гатчина 2022 год

 

 

Содержание

Актуальность прое

кта

 

Цель и задачи проекта

 

Формы и методы реализации

.

 

Новизна

и ожидаемые результаты

 

Этапы проект

а

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность проекта:

Польза народного творчества известна давно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. К сожалению. в последнее время этому виду творчества относится весьма скромное место. В итоге этот значимый компонент воспитания выпадает из педагогического процесса и теряет свою развивающую функцию. Для устранения существующего пробела и разработан данный проект. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение данной проблемы -это приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами малых форм фольклора.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: использование малых форм фольклора для развития интереса и любви к русской национальной культуре , народному творчеству.

Задачи проекта:

Образовательные:

= Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору

= Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

= Знакомить детей с русскими народными росписями.

Развивающие:

=Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.

= Использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах

= Расширять словарный запас.

рименять интерактивные формы для развития творчества детей и педагогов.

Воспитательные:

=Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважение к его традициям.

Для родителей:

= Привлечь родителей для взаимодействия в проекте ,которое укрепит приобщение к истокам русской народной культуры.

= Привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях

 

 

 

 

3. Формы и методы реализации:

Методы:

= комплексный , позволяющий в практике приобщения детей к истокам русской народной культуры , решать задачи разных разделов воспитания:

художественно-эстетического ,экологического, валеологического, нравственного, трудового .

=личностно-ориентированный, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что даёт им возможность проявить свою активность и индивидуальность.

= деятельностный ,позволяющий ребёнку применять полученную информацию в различных видах деятельности :коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, двигательной и т.д.

Выделены следующие направления работы:

Формирование у детей интереса и положительного отношения к русской народной культуре. Приобщение идёт через все виды деятельности ребёнка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.

Формы организации приобщения – непосредственно-образовательная деятельность, игры, беседы, рисование, чтение художественной литературы и т.д.

4.Новизна и ожидаемые результаты проекта:

Новизна проекта заключается:

- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путём вооружения их навыками творческих и игровых действий.

- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребёнок- взрослый, которая способствует развитию ребёнка ,как субъекта познания.

Ожидаемые результаты проекта:

повышение интереса детей, родителей и педагогов к устному народному творчеству;

использование в речи детей малых фольклорных форм;

проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх;

Возможности проекта для родителей и педагогов: повышение интереса к использованию малых форм фольклора для художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях и на занятиях.

Этапы проекта

Этап реализации проекта начался с создания проблемной ситуации.

К детскому саду, пока спали дети, прилетела Сорока -белобока и протрещала о том, как в соседней деревне «Бей баклуши» живут люди, которые не знают, что такое праздники, что такое хоровод, частушка, как посадить картошку, а только и делают, что ничего не делают. Надо срочно им помочь, рассказать и показать, что такое фольклор, сколько радости и веселья он дарит людям! Но для начала мы должны сами познакомиться и подружиться с ним!

1этап – подготовительный

подбор методической литературы;

создание предметной среды;

подбор фольклорного материала;

подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;

составление картотеки малых форм фольклора.

Для достижения цели подобрали фольклорный материал ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда и использовался:

на занятиях по всем видам деятельности;

на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.

во время проведения режимных моментов.

в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;

на специально организованных занятиях.

2этап – основной

Реализацию проекта осуществляли по нескольким направлениям

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность.

(использование фольклора на занятиях с логопедом, воспитателями,

на музыкальных занятиях)

Этапы работы по 5 образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

Организация мини-

музея «Виды художественной росписи»

Выставка работ русских художников Васнецова, Билибина, Васильева (иллюстрации к сказкам и былинам)

Организация выставки по предметам быта и культуры русского народа

Подготовка атрибутов к проекту (воспитатели-родители)

Знакомство и разучивание русских народных игр, хороводов.

Разыгрывание сценок

русских народных сказок.

Познавательное развитие:

Беседа о традициях, обрядах и быте русского народа

Просмотр и обсуждение

презентаций «Быт древней Руси», «Традиции народных праздников»

Знакомство с пословицами, поговорками, фразеологизмами и их толкование

Рассматривание игрушек и изделий народных промыслов

Формирование представления о предметах быта в русской избе

Знакомство детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы

Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек, колыбельных

Разыгрывание сценок и эпизодов из сказок и былин

Заучивание попевок и считалок к народным играм

Художественно-эстетическое развитие:

Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин

Просмотр видеофильмов и слушание народной музыки

Ряжание в русские народные костюмы

Знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка, ложки, гусли, гармошка)

Закрепление знаний о народных промыслах: Дымково, Гжель, Городец, Жостово, Хохлома.

 

Физическое развитие:

Проигрывание подвижных игр и хороводов

Разучивание элементов русских народных танцев

Использование пальчиковых игр

Развитие ориентировки в пространстве

Развитие и укрепление крупной и мелкой моторики

 

Учитель-логопед использовала фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, при индивидуальной работе .Комплексно воздействовала на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, общей и мелкой, артикуляционной моторики.

Формирование слоговой структуры речи:

«Скок, да поскок, молодой дроздок»

Самомассаж лица:

«Водичка-водичка,умой мое личико»

Автоматизация и дифференциация звуков:

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки..

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

 

Артикуляционная гимнастика по русским народным сказкам:

Сказка «Колобок»

Упражнения:

Дедушка – мимическое упражнение «Нахмурить брови»

Бабушка – упражнение «Улыбка»

Колобок – упражнение «Надуй щечки»

Катится колобок по дороге – упражнение «Облизать губы»

Заяц – упражнение «Длинный язык»

Волк – упражнение «Покажи зубки»

Медведь – упражнение «Вкусное варенье»

Лиса – упражнение «Втянуть щечки».

 

 

Сказка «Репка»

Развитие мелкой моторики.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

Различные пальчиковые театры.

Воспитатели использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали фольклорный материал, старались применять их во всех режимных моментах, на занятиях. Эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации. Рассматривали иллюстрации и повторяли знакомые. Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В уголок поместили предметы русского быта: люльку, музыкальные инструменты. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегали к фольклору в совместных народных играх с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделили укреплению связей с родителями. Провели консультации «Русские народные календарные игры», «Роль игры- драматизации в развитии ребёнка», консультации по развитию интереса к традициям русского народа. Воспитатели провели совместно с родителями мастер-класс по изготовлению куклы оберега. Педагоги раздавали каждому родителю тексты колыбельных песен, давали домашнее задание по совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок. драматизации сказок и потешек)

3 этап- заключительный.

Воспитатели рассказали детям о том, что Сорока -Белобока наблюдала за нами всё это время и запомнила ,что вы говорили про фольклор, как водили хороводы, играли, рисовали, трудились. А потом прилетела в деревню « Бей баклуши» и рассказала про это всем жителям.

Провели:

Проведено фольклорно-игровое мероприятие «Посиделки с Василисой Премудрой» с детьми подготовительной группы .

Дети в народных костюмах собрались в творческой гостиной. На посиделках звучали пословицы, отгадывались загадки, произносили скороговорки, играли на музыкальных инструментах ,водили хороводы, пели частушки , а также все стали участниками игры «Ворон» .Итогом мероприятия стало совместное чаепитие у русского самовара и угощениями: сладкими пирогами. Красочность и богатство зрительных образов, эмоциональный настрой помогли сохранить внимание детей до конца мероприятия. А говорящая скатерть вызвала большой восторг и радостное удивление у воспитанников. Родители получили положительный опыт в использовании различных форм фольклора для познавательного развития своих детей.

В результате работы над проектом:

Повысился интерес детей к устному народному творчеству.

Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Дети знают

,

что такое

потешки,

поговорки,

частушки

.

Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.

Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.

В свободной деятельности дети стали использовать

элементы русских народных росписей.

Таким образом, этот проект показал ,что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора, даже в короткие сроки, может вызвать у детей большой интерес и любовь к народному творчеству.

6.Литература:

1.«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014)

2.Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева С-Петербург Изд. «Детство - Пресс» 2015г

3.И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ИД «Цветной мир» Москва 2017

4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы-составители: А.С. Куприна, О.Н. Корепанова, Т.А. Бударина и др.

5.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.

6. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Е.Н. Михина.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×