Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

1. Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников | Королева Юлия Михайловна. Работа №339503

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает дидактическую игру как эффективное средство развития интеллекта дошкольников. Описываются основные методы и подходы, способствующие активному вовлечению детей в игровой процесс, который стимулирует когнитивные, логические и творческие способности.

Ключевые слова: дидактическая игра, интеллект, дошкольники, когнитивное развитие, образовательный процесс, педагогические методы.

                                                                                                       

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Королева Юлия Михайловна, воспитатель

ГБОУ школа № 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья рассматривает дидактическую игру как эффективное средство развития интеллекта дошкольников. Описываются основные методы и подходы, способствующие активному вовлечению детей в игровой процесс, который стимулирует когнитивные, логические и творческие способности.

Ключевые слова: дидактическая игра, интеллект, дошкольники, когнитивное развитие, образовательный процесс, педагогические методы.

 

Дидактическая игра представляет собой одну из наиболее эффективных форм обучения для дошкольников, поскольку она сочетает в себе элементы игры и учебного процесса. Игровая деятельность естественна для детей этого возраста и является важным средством их всестороннего развития. Рассмотрим основные преимущества дидактических игр и их влияние на развитие интеллекта у дошкольников, а также предложим практические рекомендации для их внедрения в образовательный процесс.

Одним из ключевых аспектов дидактической игры является её способность стимулировать когнитивные процессы. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления, помогают детям усваивать новые знания и навыки в увлекательной форме. Например, игра "Найди пару" с карточками, на которых изображены различные предметы или животные, развивает память и внимание, поскольку ребёнок должен запомнить расположение карточек и найти соответствующие пары.

Игры на классификацию и сортировку также способствуют развитию логического мышления и способности к анализу. Например, игра "Раздели по группам" предполагает, что дети должны разделить набор предметов на группы по определённым признакам, таким как цвет, форма или размер. Это упражнение помогает детям научиться классифицировать информацию и развивать аналитические навыки.

Творческие игры, такие как конструирование и создание моделей, развивают пространственное мышление и креативность. Например, игра "Построй город" с использованием конструктора или кубиков позволяет детям экспериментировать с формами и размерами, развивая способность визуализировать и создавать трёхмерные структуры. Эти игры также способствуют развитию моторики и координации движений.

Сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя различные роли и разыгрывают сценки, способствуют развитию воображения и социального интеллекта. Например, игра "Магазин" позволяет детям примерить на себя роли продавца и покупателя, что развивает их коммуникативные навыки и способность к сотрудничеству. В таких играх дети учатся взаимодействовать с другими, принимать решения и решать конфликты.

Игры на развитие речи и языковых навыков, такие как "Составь предложение" или "Скажи наоборот", помогают детям улучшать словарный запас, грамматические навыки и способность к связной речи. Например, игра "Составь предложение" предполагает, что дети должны составить правильные предложения из набора слов, что помогает им понимать структуру языка и развивать навыки синтаксиса.

Для успешного внедрения дидактических игр в образовательный процесс важно учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, игры должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей, чтобы быть интересными и доступными для них. Во-вторых, необходимо создавать мотивирующую и поддерживающую среду, где дети будут чувствовать себя уверенно и комфортно. В-третьих, важно разнообразить игры, чтобы охватывать различные аспекты когнитивного и эмоционального развития.

Примеры дидактических игр для дошкольников. "Найди пару": используйте карточки с изображениями предметов или животных. Расположите их лицевой стороной вниз и предложите ребёнку найти пары, запоминая расположение карточек.

"Раздели по группам": предложите ребёнку набор предметов (игрушки, картинки) и попросите разделить их на группы по определённым признакам (цвет, форма, размер).

"Построй город": используйте конструктор или кубики и предложите ребёнку построить город, объясняя, какие здания он строит и почему.

"Магазин": создайте игру, где ребёнок будет играть роль продавца, а вы — покупателя. Используйте игрушки или настоящие предметы для создания атмосферы магазина.

"Составь предложение": предложите ребёнку набор слов и попросите составить из них предложения. Это упражнение поможет развить грамматические навыки и понимание структуры языка.

Для успешного внедрения дидактических игр в образовательный процесс важно учитывать несколько ключевых аспектов. Игры должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей, чтобы быть интересными и доступными для них. Необходимо создавать мотивирующую и поддерживающую среду, где дети будут чувствовать себя уверенно и комфортно. Разнообразие игр должно охватывать различные аспекты когнитивного и эмоционального развития.

Игра "Чудесный мешочек" помогает развивать тактильное восприятие и мышление. В мешочек кладут различные предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что это за предмет. Это упражнение развивает у детей сенсорное восприятие и способность к абстрактному мышлению.

"Кубики историй" – игра, которая стимулирует воображение и навыки повествования. Дети бросают кубики с изображениями различных предметов и персонажей, затем придумывают историю, используя выпавшие картинки. Это помогает развивать языковые навыки и способность к связной речи.

"Логические цепочки" – игра, в которой дети должны найти логическую связь между картинками или словами. Например, "яблоко – яблоня – сад". Это упражнение развивает логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи.

"Игра с правилами" – важный элемент дидактических игр. Примером может служить игра "Твистер", где дети должны соблюдать правила и координировать свои движения. Такие игры развивают способность к саморегуляции и вниманию к деталям.

Подводя итог, можно сказать, что дидактическая игра является эффективным средством развития интеллекта у дошкольников. Использование разнообразных игр, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, креативности, языковых навыков и социальных умений, способствует всестороннему развитию детей.

 

Список литературы

Долгова В. И., Кондратьева О. А.,

Конурова

О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. –

 

С.

 

56–60. 

Жилина, Е. А. Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников / Е. А. Жилина, Е. А.

Овсяникова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 47-49.

Шинкарёва Н

. А

Д

идактические игры как средство развития у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе

/

Карельский научный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

– с. 13-17.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×