1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 | Гусева Светлана Петровна. Работа №363719
В данной статье приводится конкретный пример, как можно использовать современные информационные технологии на уроках литературного чтения, с целью мотивации детей и привлечения интереса к образовательной деятельности.1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Гусева Светлана Петровна
Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка
«Что такое современный урок?»
В данной статье приводится конкретный пример, как можно использовать современные информационные технологии на уроках литературного чтения, с целью мотивации детей и привлечения интереса к образовательной деятельности.
Что такое современный урок? Каждый учитель наверняка задавался таким вопросом и каждый раз размышлял о том, а как же провести урок, чтобы привлечь внимание современных детей, а главное не только привлечь, но и суметь его удержать.
Портрет современного школьника: что показал опрос Института воспитания?
Полноценная жизнь в двух мирах — реальном и виртуальном — стала признаком нового поколения. А любовь к социальным сетям — его клеймом. «Дети соцсетей» — можно услышать в адрес молодежи. Но что мы на самом деле знаем о современном подростке, кроме его увлечения потреблять и создавать контент? Какие у него хобби? Как он относится к труду и кем хочет стать? Как проводит досуг? Что считает успехом? Институт воспитания провёл исследование среди 600 подростков в возрасте от 10 до 17 лет и создал портрет современного школьника в мельчайших деталях.
Свободное время более 70% школьников предпочитают проводить за развлечениями: просмотром кино или видеороликов, компьютерными играми, общением в социальных сетях и прогулками с друзьями. Заядлых киноманов оказалось больше всего — 77%.
На втором месте среди интересов школьников — игры на компьютере и в телефоне. Чаще этот вид отдыха выбирают дети 10–13 лет, а 85% всех игроков — мальчики. К играм тоже достаточно требовательный подход: они должны быть с увлекательным фэнтезийным сюжетом, интересными героями и диалогами, но в то же время заставлять думать. Большой интерес дети проявляют к головоломкам.
Все эти требования возникают из-за того, что привычным способом общения для 70% подростков стали социальные сети. Поэтому привычный диалоговый вид сообщений переносится и в игры, и в фильмы. Около 14% школьников уделяют соцсетям более пяти часов в день. Что можно делать в интернете столько времени? Листать ленту, общаться с друзьями, играть в онлайн-игры. Причем ленте соцсетей уделяется особая значимость: оттуда 79% подростков узнают главные мировые, общественные и даже политические новости. Школьники хотят быть «в теме» того, что происходит вокруг них.1
И как же в этот увлекательный, наполненный фантазиями и приключениями мир пробиться учителю со своими занятиями и попытками донести знания.
Я считаю, что сейчас самое время для того, чтобы использовать стремления детей к информационным технологиям и применять их в своих целях. Основная задача учителя - усилить мотивацию ученика к изучению предмета, продемонстрировать, что школьные знания — это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения. Традиционный объяснительно - иллюстративный метод уходит на второй план. На смену ему приходит взаимодействие учителя и ученика, где ученик является полноправным участником процесса обучения. Если раньше для того, чтобы познакомиться с произведением какого- либо автора ученик брал в руки книгу, то теперь зачастую школьники используют телефон или другие гаджеты.
Поэтому хочу привести конкретный пример использования информационных технологий при реализации рабочей программы начального образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Рассказ «Ванька» А.П. Чехова входит в рабочую программу по предмету литературное чтение в 3 классе и одной из тем к уроку является «Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. На примере рассказа А.П. Чехова «Ванька». На уроке мы с детьми должны создать литературный портрет героя, предварительно прочитав рассказ.
Литературный портрет - изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.
Как же на этом уроке можно применить современные технологии? Я предлалагаю использовать Искусственный Интеллект или Нейросеть. Нейросети - это компьютерные системы, способные обрабатывать и анализировать большие объемы информации, а также самостоятельно извлекать знания и делать выводы. В контексте уроков литературного чтения нейросети могут быть использованы для анализа текстов произведений, выявления ключевых тем и мотивов, а также для создания интерактивных заданий и игр, основанных на произведениях.
Форма работы на уроке групповая, дети работают в группах, имея перед собой текст рассказа и ноутбуки с нейросетью. В начале урока детям предлагается с помощью нейросети создать изображения счастливого детства, каким сейчас они его себе представляют. Для этого нужно подобрать и правильно сформулировать свои мысли, чтобы получить желаемый результат.
Дальше детям необходимо задать вопрос: «Всегда ли детство выглядит таким образом?»
И ответом на этот вопрос будет: «Нет!» Такой вывод дети могут сделать, прочитав рассказ «Ванька». В этом рассказе А. П. Чехов рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом.
Для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.
Поэтому дальше детям предлагается создать портрет самого главного героя, использую текст произведения. Какой главный вывод могут сделать дети по прочтении рассказы и выразить его в изображении портрета? Ванька чувствовал себя одиноким в большом городе Москве. Москва для него большой, красивый город, но всё-таки чужой и мальчик скучает по своей деревне. Мальчик в письме просит своего деда забрать его из Москвы. Он очень одинок, его судьба очень тяжела. Мальчик только в мечтах и надеждах верит, что его дед придет за ним. Ванька очень умный и сообразительный мальчик, который пытался найти выход из сложившейся ситуации в его жизни. После того, как он отправил письмо деду, он крепко уснул с чувством выполненного долга. Это говорит о том, что даже сложные, тяжелые и казалось бы безвыходные моменты жизнь каждый человек должен мечтать и надеяться только на лучшее.
В заключение хотелось бы добавить, что современный мир уже невозможно представить без использования нейросетей, искусственного интеллекта, новейших информационных технологий во многих отраслях науки. Искусственный интеллект усиливает возможности ученых и позволяет решать более сложные и масштабные задачи. Благодаря искусственному интеллекту открываются новые горизонты и переосмысливаются традиционные методы исследований. Несмотря на все достоинства ИИ важно помнить, что нейросети не заменят человеческого интеллекта. Нейросеть - лишь инструмент, расширяющими познания и возможности человека.
Портрет современного школьника: что показал опрос Института воспитания