Процесс эстетического воспитания предполагает решение взаимосвязанных задач развития эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений и формирования художественных способностей и основ эстетического вкуса. Эстетическое восприятие представляет собой совокупность направленных на понимание произведений искусства познавательных процессов. К ним относятся образная память, восприятие, мышление, воображение, которые к тому же являются составляющими общих компонентов художественных способностей. Поэтому эстетическое воспитание предполагает развитие познавательной сферы. Наиболее важное место в эстетическом воспитании дошкольников занимает дидактическая игра. Обучение таким путем самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребёнка в воображаемую ситуацию, действовать по определяемым ею мотивам. Для таких игр характерно единство игровой и дидактической задач, причём последняя скрыта от ребёнка. Он просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознаваемого, непроизвольного обучения. В дидактической игре взрослый воздействует на ребёнка путём подбора и постепенного усложнения содержания игр, её правил. Взрослый при этом находится как бы на полпути от равноправного партнёра к учителю, ребёнок же имеет возможность проявлять активность и самостоятельность.
При разработке материала и содержания дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы психики, необходимо учитывать особенности умственного развития дошкольника.