1.2 Психолого-педагогические условия взаимодействия детского сада с родителями | Мой кабинет. Работа №340336
В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется согласованному взаимодействию педагогов и родителей, эффективность которого зависит от многих объективных и субъективных факторов: стиля воспитания ребёнка в семье, социального и материального положения семьи, личного родительского опыта, уровня культуры и образования родителей и педагогов и др.
Значимость дошкольного периода в воспитании и развитии ребёнка требует от педагогов и родителей высокого уровня развития их компетентности и выполнения своих функций. В то же время, процесс взаимодействия педагогов и родителей осложняется изменениями ценностных ориентаций семьи, завышенными социальными ожиданиями родителей, низкой культурой участников взаимодействия. Особое значение имеет взаимодействие с родителями детей раннего возраста, так как в раннем возрасте дети сталкиваются с детским садом впервые, для того чтобы помочь ребенку адаптироваться в ДОО родители и педагоги должны взаимодействовать сплоченно, оказывать друг другу взаимопонимания и быть настроены доброжелательно.
Психолого-педагогические условия взаимодействия детского сада с родителями
Педагоги ДОО находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок – родитель – воспитатель». В условиях сотрудничества с семьёй, предполагающее взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.
О.В. Ольховик указывает, что основными условиями для реализации доверительного взаимодействия между детским садом и семьёй, являются следующие:
- изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями [21].
Так же условиями для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями, по мнению Вторушиной Е. Б, являются:
- согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
- совместное формирование целей и задач деятельности (документальное обеспечение);
- выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества
-положительный эмоциональный настрой родителей и педагогов на совместную работу по воспитанию детей. Родители с уверенностью в ДОУ обращаются за помощью в решении каких-либо проблем в воспитании, зная, что их мнение и предложения будут учитываться во взаимодействии с ребёнком. Воспитатели, в свою очередь, получают доверие со стороны родителей в решении педагогических проблем. Так же ребёнок чувствует себя комфортно и правильно развивается, потому что воспитатели и родители действуют сообща, не оказывая однородное влияние [21].
Одним из важнейших условий является установление доверительных отношений между семьёй и дошкольным учреждением. Взаимодействие будет успешным, если детский сад признает родителей воспитанников полноценными участниками образовательных отношений, будет оказывать семье педагогическую помощь, привлекать семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Результат воспитания ребёнка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Т.А. Маркова отмечала, что работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи, но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи и создании педагогических условий для воспитания и обучения в ней детей [13, с. 100].
В ходе организации взаимодействия с родителями детей раннего возраста педагоги стремятся развивать их интерес к проявлениям своего ребёнка, желание познать свои возможности как родителей, включаться в активное сотрудничество с педагогом группы по развитию ребёнка.
Сотрудничество ДОО и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребёнка только в контексте семьи [19, с. 120].
Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребёнка, готовят ребёнка к жизни в современном обществе.
Создание в ДОО единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации. Эта совместная деятельность имеет свои особенности [7, с. 52].
Во-первых, это необычное для педагогов и родителей условие деятельности. Возможность родителей находиться в условиях педагогического пространства, а педагогам создать основу для сотрудничества, существенно влияет на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов.
Во-вторых, образовательный процесс – это взаимосвязь различных видов деятельности детей и педагогов. В-третьих, образовательный процесс выстраивается так, чтобы реализовать основные линии развития ребёнка, поэтому сотрудническая деятельность воспитателей, детей и их родителей будет обеспечивать целостность педагогического процесса за время пребывания ребёнка в детском саду посредством последовательного разворачивания содержания образовательной программы и в детском саду, и в условиях семьи.
Формирование условий обеспечивающих партнёрство педагогов и родителей требует использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности как участников образовательно-воспитательного процесса детского сада. В этой связи использование возможностей педагогического проектирования представляется весьма актуальным, так как позволяет осуществлять совместную деятельность путём выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов сотрудничества
Взаимодействие ДОО с семьёй ребёнка раннего возраста будет успешным, если соблюсти следующие условия:
- установление взаимного доверия между специалистами ДОУ и родителями;
- соблюдение педагогического такта по отношению к родителям;
- условное разделение родителей на группы по принципу их педагогических установок, влияющих на выбор того или иного приоритетного направления развития детей;
- синтезирование задач развития и обучения детей в ДОО и в семье, учитывая мировоззрение педагогов и родителей;
- использование современных форм взаимодействия ДОО с родителями для эффективного сотрудничества.
В заключение надо сказать, что комфортные психолого-педагогические условия взаимодействия ДОО с родителями – это неотъемлемая часть работы с родителями, без этих факторов эффективного сотрудничества не будет. В ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включаться в активное сотрудничество с педагогом группы по развитию ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета 2012г. № 5976.
Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (
Минобрнауки
России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва // Российская газета 2013г. № 1155.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Специальная литература (книги)
Арнаутова
, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П.
Арнаутова
. - М.: издательский дом «Карапуз», 2017. – 262
с
.
Виноградова, Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательство «Просвещение», 2017. - 128
с
.
Горина, Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка [Текст] / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2018. – С. 52-54.
Давыдова, О.И.
Компетентностный
подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019. – 128
с
.
Доронова
, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н.
Доронова
. – М.: Просвещение, 2019. – 120
с
.
Загик
, Л.В. Воспитателю о работе с семьёй: пособие для воспитателя дет
.
с
ада [Текст] / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2019. - 192
с
.
Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: методические рекомендации [Текст] / А.В. Козлова. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 112
с
.
Куликова, Т.А. Семейная
педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. – М.:
Юрайт
, 2017. – 241 с.
Маркова, Т.А. Детский сад и семья [Текст] / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 2019. – 176
с
.
Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. 2018. 137
с
.
Сертакова
, Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод
.
п
особие [Текст] / Н.М.
Сертакова
. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019. – 78
с
.
Смыш
, В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада: из опыта работы [Текст] / В.П.
Смыш
. – М.: Просвещение, 2021. – 64
с
.
Солодянкина
, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй [Текст] / О.В.
Солодянкина
. – М.: АРКТИ, 2018. – 412 с.
Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова. - Пермь: Меркурий, 2017. – С. 71–74.
Публикации в периодической печати
Волкова, И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи [Текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2021. - № 2. – С. 28 – 37.
Емельянова, М. От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству [Текст] // Дошкольное образование. – 2020. -№ 7. – С. 118-122.
Зверева, О.Л. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста [Текст] // Управление ДОУ. – 2021. - № 6. – С. 21-24.
Корнева, А.В. Семейный клуб «Растём вместе» [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2018. - № 7. – С. 59-62.
Николаева, Н. Семейный клуб «
Здоровячок
» [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 1. – С. 73-75.
Пантыкина
, В.М. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] // Молодой учёный. – 2020. - № 8. – С. 1009-1011.
Сычёва, С.В. Традиционные и новые формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников [Текст] // Воспитатель ДОУ. – 2021. - № 11. – С. 86-89.
Электронные ресурсы
Арнаутова
, Е.П.
Роль взаимодействия с родителями детей раннего дошкольного возраста
//Электронный журнал «Педагог и семья»
.
[
р
ежим доступа]
:
https://sdojournal.ru/authors/arnautova.html
Особенности работы с детьми в раннем возрасте [режим доступа]:
https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-s-detmi-v-ranem-vozraste.html
Педагогическая
поддержка
родителей
[режим
доступа]:
https://www.maam.ru/detskijsad/obespechenie-psihologo-pedagogicheskoi-poderzhki-semi-i-povyshenie-kompetentnosti-roditelei-v-voprosah-razvitija-i-obrazovanija-r.html
Федеральная государственная программа дошкольного образования [режим
доступа]:
https://ds212.centerstart.ru/sites/ds212.centerstart.ru/files/archive/ОП_ДО%20212%20ЭЦП_0.pdf