Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

200 ЛЕТ ПОБЕДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | Зайцева Виктория Викторовна. Работа №329681

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории  на уроке и во внеурочное время. Она даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

Данная война посвящена Отечественной войне 1812 года- ярчайшей странице в  истории нашей страны.

Игра проводится для учащихся 8 классов и может стать традиционным школьным праздником.

Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Оборудование: портреты участников- героев  Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций  «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.

ИГРА – ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1842 ГОДА

 

«200 ЛЕТ ПОБЕДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

Данная война посвящена Отечественной войне 1812 года - ярчайшей странице в истории нашей страны.

Игра проводится для учащихся 8 классов и может стать традиционным школьным праздником.

Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Оборудование: портреты участников- героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.

План проведения:

Сообщение цели викторины, объявление правил игры.

Презентация команд.

Разминка.

Командные конкурсы.

Конкурс капитанов.

Конкурсы для болельщиков.

Подведение итогов.

Правила игры:

В игре участвуют две команды.

Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.

Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание 1 и в случае пр

а

вильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.

Если команда затрудняется с ответом или даёт неполный ответ

,

право ответа перех

о

дит к другой команде.

Побеждает команда, набравшая большее количество балов.

Ответ оценивается по шкале –

полный ответ (5 баллов), непо

л

ный ответ -(3 балла), неправильный ответ (0 баллов).

 

РАЗМИНКА

Разыгрывается право перехода хода.

Когда Наполеон вошёл в Московский Кремль, он был поражён красотой его соборов.

«Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком кремлёвском соборе идёт речь?

Ответ: Речь идёт об Успенском соборе.

О ком писал

А.С.Пушкин

:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель,

И совета он учитель,

А царю он- друг и брат.

Полон злобы, полон мести…

Без ума, без чувств, без чести…

Ответ: О графе А.А.Аракчееве.

 

Найди правильный ответ.

У учащихся в руках таблички с цифрами 1, 2, 3, 4. Выслушав вопрос и варианты ответа, участники конкурса поднимают необходимую, по их мнению, цифру.

Кому принадлежат слова?

«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:

Наполеону 1.

М.И.

Кутузову

Александру 1

Александру 2

«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:

Наполеону 1

Александру 1

М.И.

Кутузову

Александру 2

Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось

соединится

в ра

й

оне:

Витебска

Смоленска

Бородино

Малоярославца

Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из кот

о

рых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих со

л

дат:

П.А.

Тучков

Н.Н.

Раевский

А.П.

Ермолов

Д.С.

Дохтуров

Кто больше знает

Каждая команда получает лист бумаги и в течении 3-4 минут должна написать максимальное число имён участников Отечественной войны 1812 года.

 

Рассказ по плану

По 4 участника от каждой команды должны подготовить рассказ о начале Отечественной войны 1812 года по следующему плану:

Численность и расстановка сил русской и французской армий.

Планы Наполеона после перехода границы. Изменил ли он свою стратегию «ген

е

рального сражения»?

Планы русской армии. Сравните тактику русских войск в первые м

е

сяцы войны 1812 года и перед Полтавским сражением. Что было общего и в чём отличия?

Основной итог первого периода войны.

О чём рассказывают картины

Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В.Верещагина «Конец Бородинского сражения», «В покорённой Москве(Расстрел поджигателей)», «Не замай – дай подойти!», «Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало)», С.Герасимова «М.И.Кутузов - начальник Санкт - Петербургского ополчения», «М.И.Кутузов на Бородинском поле», П.Гесса «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину», А.Кившенко «Военный совет в Филях», П.Кривоногова «Оборона Смоленска», В.Мазуровского «Кто кого?», Ф.Рубо «Бородинская битва»(фрагменты панорамы), Н.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», посвящённой Отечественной войне 1812 года .,и пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция.

 

Литературный конкурс

События 1812 года получили достойное отражение в поэзии. Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу.

Участники команд по литературным текстам определяют, о каких героях Отечественной войны 1812 года идёт речь.

1.

которого Россия,

В свои годины роковые,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождём.

Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

2. Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

Ответ: А.С. Пушкин о Наполеоне

3.Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен !

Ответ: В.А. Жуковский о М.И. Кутузове.

 

ВЫСКАЖИ СВОЁ МНЕНИЕ

Участникам необходимо ответить на поставленные вопросы, обосновав своё мнение.

«Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервен

е

ние народа, Барклай, зима иль русский бог?» - размышлял А.С.

Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Высказываются разные оценки

Отечественной войны года. С

какими

из перечисле

н

ных вы согласны?

Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою н

е

зависимость.

Это была типичная война двух монархий.

Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые д

о

стижения.

Если бы Наполеон смог уничтожить Российской империю, мировая история п

о

шла бы иным, более прогрессивным путём.

2 .Уже 200 лет обсуждается вопрос: надо ли было Кутузову сдавать Москву. А как считаете вы?

Да, в тех условиях другого выхода не было.

Следовало дать бой у стен столицы и на её улицах, а не уходить без сопроти

в

ления.

Надо было продолжить Бородинское сражение.

Необходимо было пойти на генеральное сражение ещё до Бор

о

дина.

 

БОРОДИНО – ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?

Познакомьтесь с различными точками зрения на эту проблему и ответьте на вопросы:

Кому и как удалось выполнить поставленные накануне сражения з

а

дачи?

Кто же победил в Бор

о

динском сражении?

Е.В. Тарле: «Когда Кутузову ночью представили первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручён».

М.Н. Покровский: «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25 – тысячный совершенно не тронутый резерв, тогда как из русских армий вторая не существовала вовсе, а первая была расстроена совершенно».

Ж. Мишле: «Наполеон, который так сильно ждал большого сражения, думая, что оно положит Россию к ногам его, выказал себя перед Москвой колеблющимся, нерешительным, как отзывались все историки…Победа была его неполная, он очень мало воспользовался ею, не преследовал сильно ослабленных русских».

Б.С. Абалихин: «Чья это победа? На мой взгляд ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей».

А.А. Васильев: «Для меня здесь нет вопросов. Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам»… То, что французы не разгромили русскую армию при Бородино, - неудивительно».

С.Б. Окунь: «Бородинское сражение было выдающейся победой России, еще раз продемонстрировавшей все превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусствам Наполеона».

А.З. Манфред: «То была победа нравственная, но ещё осталась нерешённой задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».

П.А. Жилин: «Бородинское сражение – генеральное сражение 1812 года. Но оно не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороны… На Бородинском поле в первые с особой силой выявилась несостоятельность наполеоновской теории достижения победы в одном генеральном сражении, которая стала своего рода рецептом победы».

 

Конкурс капитанов

Нужно провести экскурсию по местам Москвы, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г

о

да. Составьте наиболее полный и удобный маршрут.

Возможный маршрут: здание Манежа(О.И.Бове), Храм Христа Спасителя (К.А.Тон), Музей – панорама «Бородинская битва» (Ф.А.Рубо), Триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812 года (О.И.Бове, И.П.Витали, И.Т.Тимофеев). Современные названия улиц ( Кутузовский проспект), станции метро («Багратионовская», «Фили»).

На события Отечественной войны 1812 г. Откликнулся великий баснописец

И.А.Крылов

. Прочитайте басни «Обзор», «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме в них говори

т

ся.

Ответ: В «Обзоре» И.Крылов защищает тактику М.Кутузова, сберегавшего силы русской армии. В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.

 

Конкурс болельщиков

Проводится в период подготовки заданий командами.

Тарутинский

марш – манёвр: что вы знаете об этой военной опер

а

ции?

Кому принадлежат слова «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и велич

е

ственной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё наш

е

ствие»?

Ответ: Это отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Где находится монумент, воздвигнутый в 1848 году в память От

е

чественной войны 1812 год на котором начертано: «На сем месте российское воинство,

укрепясь

, спасло Россию и Е

в

ропу»?

Ответ: В.Лейпциге

О

взятии

какого города неприятелем идёт речь: «Солдаты корпусов Раевского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии, более двух суток отстаивала свои позиции, им помогали жители гор

о

да»?

Ответ: О взятии Смоленска

Закончите фразу: «Посреди пограничной реки Неман, в шатре, стоящем на плоту, Александр 1 и Нап

о

леон подписывали…»

Ответ: Тильзитский мир

Какое событие описано в отрывке: «Короткий зимний день скл

о

нялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв сам

о

обладание»?

Ответ: Поражение при Аустерлице 1805 г.

О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отр

я

дов. Он писал о себе: «Я был рождён для

рокового

1812 года». Кто этот чел

о

век?

Ответ: Д.Давыдов

«Канцелярским Нап

о

леоном» именовали его современники. О ком идёт речь?

Ответ: О М.М.Сперанском

9.Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии?

Ответ: С реки Березины в декабре 1812 года.

10 .Какие сооружения имеет в виду А.Вознесенский в стихотворении «Останки башни»:

И вместо Храма Господня,

Поставленного во спасение

Как грешники в преисподней

Дымится в хлорке бассейна.

Ответ: Бассейн «Москва», построенный на месте взорванного в 1913 г. Храма Христа Спасителя.

11 .О какой палате идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

У русского царя в чертогах есть палата,

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху до низу, во всю длину кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокой.

Ответ: О Военной галерее Эрмитажа, где находятся портреты 323 русских военачальников, участников войны 1812 года.

 

Подведение итогов

Команда – победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд, и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.

Возможные номинации: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик), «Воин и поэт» (номинируется лучший игрок)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×