200 ЛЕТ ПОБЕДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | Зайцева Виктория Викторовна. Работа №329681
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Данная война посвящена Отечественной войне 1812 года- ярчайшей странице в истории нашей страны.
Игра проводится для учащихся 8 классов и может стать традиционным школьным праздником.
Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Оборудование: портреты участников- героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.
ИГРА – ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1842 ГОДА
«200 ЛЕТ ПОБЕДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Данная война посвящена Отечественной войне 1812 года - ярчайшей странице в истории нашей страны.
Игра проводится для учащихся 8 классов и может стать традиционным школьным праздником.
Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Оборудование: портреты участников- героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков.
План проведения:
Сообщение цели викторины, объявление правил игры.
Презентация команд.
Разминка.
Командные конкурсы.
Конкурс капитанов.
Конкурсы для болельщиков.
Подведение итогов.
Правила игры:
В игре участвуют две команды.
Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание 1 и в случае пр
а
вильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
Если команда затрудняется с ответом или даёт неполный ответ
,
право ответа перех
о
дит к другой команде.
Побеждает команда, набравшая большее количество балов.
Ответ оценивается по шкале –
полный ответ (5 баллов), непо
л
ный ответ -(3 балла), неправильный ответ (0 баллов).
РАЗМИНКА
Разыгрывается право перехода хода.
Когда Наполеон вошёл в Московский Кремль, он был поражён красотой его соборов.
«Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком кремлёвском соборе идёт речь?
Ответ: Речь идёт об Успенском соборе.
О ком писал
А.С.Пушкин
:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он- друг и брат.
Полон злобы, полон мести…
Без ума, без чувств, без чести…
Ответ: О графе А.А.Аракчееве.
Найди правильный ответ.
У учащихся в руках таблички с цифрами 1, 2, 3, 4. Выслушав вопрос и варианты ответа, участники конкурса поднимают необходимую, по их мнению, цифру.
Кому принадлежат слова?
«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:
Наполеону 1.
М.И.
Кутузову
Александру 1
Александру 2
«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:
Наполеону 1
Александру 1
М.И.
Кутузову
Александру 2
Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось
соединится
в ра
й
оне:
Витебска
Смоленска
Бородино
Малоярославца
Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из кот
о
рых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих со
л
дат:
П.А.
Тучков
Н.Н.
Раевский
А.П.
Ермолов
Д.С.
Дохтуров
Кто больше знает
Каждая команда получает лист бумаги и в течении 3-4 минут должна написать максимальное число имён участников Отечественной войны 1812 года.
Рассказ по плану
По 4 участника от каждой команды должны подготовить рассказ о начале Отечественной войны 1812 года по следующему плану:
Численность и расстановка сил русской и французской армий.
Планы Наполеона после перехода границы. Изменил ли он свою стратегию «ген
е
рального сражения»?
Планы русской армии. Сравните тактику русских войск в первые м
е
сяцы войны 1812 года и перед Полтавским сражением. Что было общего и в чём отличия?
Основной итог первого периода войны.
О чём рассказывают картины
Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В.Верещагина «Конец Бородинского сражения», «В покорённой Москве(Расстрел поджигателей)», «Не замай – дай подойти!», «Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало)», С.Герасимова «М.И.Кутузов - начальник Санкт - Петербургского ополчения», «М.И.Кутузов на Бородинском поле», П.Гесса «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину», А.Кившенко «Военный совет в Филях», П.Кривоногова «Оборона Смоленска», В.Мазуровского «Кто кого?», Ф.Рубо «Бородинская битва»(фрагменты панорамы), Н.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», посвящённой Отечественной войне 1812 года .,и пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция.
Литературный конкурс
События 1812 года получили достойное отражение в поэзии. Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу.
Участники команд по литературным текстам определяют, о каких героях Отечественной войны 1812 года идёт речь.
1.
…которого Россия,
В свои годины роковые,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождём.
Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.
2. Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Ответ: А.С. Пушкин о Наполеоне
3.Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен !
Ответ: В.А. Жуковский о М.И. Кутузове.
ВЫСКАЖИ СВОЁ МНЕНИЕ
Участникам необходимо ответить на поставленные вопросы, обосновав своё мнение.
«Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервен
е
ние народа, Барклай, зима иль русский бог?» - размышлял А.С.
Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Высказываются разные оценки
Отечественной войны года. С
какими
из перечисле
н
ных вы согласны?
Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою н
е
зависимость.
Это была типичная война двух монархий.
Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые д
о
стижения.
Если бы Наполеон смог уничтожить Российской империю, мировая история п
о
шла бы иным, более прогрессивным путём.
2 .Уже 200 лет обсуждается вопрос: надо ли было Кутузову сдавать Москву. А как считаете вы?
Да, в тех условиях другого выхода не было.
Следовало дать бой у стен столицы и на её улицах, а не уходить без сопроти
в
ления.
Надо было продолжить Бородинское сражение.
Необходимо было пойти на генеральное сражение ещё до Бор
о
дина.
БОРОДИНО – ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?
Познакомьтесь с различными точками зрения на эту проблему и ответьте на вопросы:
Кому и как удалось выполнить поставленные накануне сражения з
а
дачи?
Кто же победил в Бор
о
динском сражении?
Е.В. Тарле: «Когда Кутузову ночью представили первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручён».
М.Н. Покровский: «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25 – тысячный совершенно не тронутый резерв, тогда как из русских армий вторая не существовала вовсе, а первая была расстроена совершенно».
Ж. Мишле: «Наполеон, который так сильно ждал большого сражения, думая, что оно положит Россию к ногам его, выказал себя перед Москвой колеблющимся, нерешительным, как отзывались все историки…Победа была его неполная, он очень мало воспользовался ею, не преследовал сильно ослабленных русских».
Б.С. Абалихин: «Чья это победа? На мой взгляд ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей».
А.А. Васильев: «Для меня здесь нет вопросов. Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам»… То, что французы не разгромили русскую армию при Бородино, - неудивительно».
С.Б. Окунь: «Бородинское сражение было выдающейся победой России, еще раз продемонстрировавшей все превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусствам Наполеона».
А.З. Манфред: «То была победа нравственная, но ещё осталась нерешённой задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».
П.А. Жилин: «Бородинское сражение – генеральное сражение 1812 года. Но оно не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороны… На Бородинском поле в первые с особой силой выявилась несостоятельность наполеоновской теории достижения победы в одном генеральном сражении, которая стала своего рода рецептом победы».
Конкурс капитанов
Нужно провести экскурсию по местам Москвы, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г
о
да. Составьте наиболее полный и удобный маршрут.
Возможный маршрут: здание Манежа(О.И.Бове), Храм Христа Спасителя (К.А.Тон), Музей – панорама «Бородинская битва» (Ф.А.Рубо), Триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812 года (О.И.Бове, И.П.Витали, И.Т.Тимофеев). Современные названия улиц ( Кутузовский проспект), станции метро («Багратионовская», «Фили»).
На события Отечественной войны 1812 г. Откликнулся великий баснописец
И.А.Крылов
. Прочитайте басни «Обзор», «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме в них говори
т
ся.
Ответ: В «Обзоре» И.Крылов защищает тактику М.Кутузова, сберегавшего силы русской армии. В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.
Конкурс болельщиков
Проводится в период подготовки заданий командами.
Тарутинский
марш – манёвр: что вы знаете об этой военной опер
а
ции?
Кому принадлежат слова «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и велич
е
ственной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё наш
е
ствие»?
Ответ: Это отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Где находится монумент, воздвигнутый в 1848 году в память От
е
чественной войны 1812 год на котором начертано: «На сем месте российское воинство,
укрепясь
, спасло Россию и Е
в
ропу»?
Ответ: В.Лейпциге
О
взятии
какого города неприятелем идёт речь: «Солдаты корпусов Раевского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии, более двух суток отстаивала свои позиции, им помогали жители гор
о
да»?
Ответ: О взятии Смоленска
Закончите фразу: «Посреди пограничной реки Неман, в шатре, стоящем на плоту, Александр 1 и Нап
о
леон подписывали…»
Ответ: Тильзитский мир
Какое событие описано в отрывке: «Короткий зимний день скл
о
нялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв сам
о
обладание»?
Ответ: Поражение при Аустерлице 1805 г.
О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отр
я
дов. Он писал о себе: «Я был рождён для
рокового
1812 года». Кто этот чел
о
век?
Ответ: Д.Давыдов
«Канцелярским Нап
о
леоном» именовали его современники. О ком идёт речь?
Ответ: О М.М.Сперанском
9.Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии?
Ответ: С реки Березины в декабре 1812 года.
10 .Какие сооружения имеет в виду А.Вознесенский в стихотворении «Останки башни»:
И вместо Храма Господня,
Поставленного во спасение
Как грешники в преисподней
Дымится в хлорке бассейна.
Ответ: Бассейн «Москва», построенный на месте взорванного в 1913 г. Храма Христа Спасителя.
11 .О какой палате идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?
У русского царя в чертогах есть палата,
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху до низу, во всю длину кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Ответ: О Военной галерее Эрмитажа, где находятся портреты 323 русских военачальников, участников войны 1812 года.
Подведение итогов
Команда – победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд, и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.
Возможные номинации: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик), «Воин и поэт» (номинируется лучший игрок)