Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

2.3 Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста | миронова татьяна николаевна. Работа №239599

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: миронова татьяна николаевна
 

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников включала в себя следующие этапы работы:

1.          Ознакомление детей с навыком, обучение действию.

2.          Закрепление навыков.

3.          Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.

Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников включала в себя следующие этапы работы:
Ознакомление детей с навыком, обучение действию.
Закрепление навыков.
Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.
На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одевания и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение, алгоритмы (Последовательность одевания, Мытье рук), а также широко использовали игровые приемы (внесение игрового персонажа, игровые ситуации и т.д.), художественное слово, фольклор (потешки). Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим.
Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры: Хорошо - плохо, Умоем Катю, Оденем Машу и т.д., разнообразные пальчиковые игры: Сорока - Ворона, Мальчик - пальчик, Дружная семейка Улитка, Котята и др., проблемные ситуации: Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? , Почему у кукол грязное полотенце? , Почему Хрюшу не приглашают в гости? .
Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.
Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы перешли ко второму этапу, цель которого:закрепление культурно – гигиенических навыков.
На данном этапе мы использовали следующие методы:
Упражнения с использованием потешек и художественного слова (Водичка-водичка… Теплою водою, Ножками потопали, Уж я косу заплету Где мой пальчик и др.;
Игровые упражнения: Как мы моем ладошки и отжимаем ручки, Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться), Расскажем Катюше, как надо правильно кушать и т.д.;
Дидактические игры Хорошо - плохо, Умоем Катю, Оденем Машу и др.;
Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда);
Дополнительная мотивация и контроль Солнышко радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.
Проблемные ситуации: Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? , Почему у кукол грязное полотенце?, Почему Хрюшу не приглашают в гости?;
Игровые ситуации: Учим куклу мыть руки, Научим Машу – растеряшу убирать вещи и др.
Художественную литературу: И. Демьянов Замарашка, А. Кондратьев Зеркало, Р. Сеф Мыло Р. Куликова Мыло, Г. Зайцев Дружи с водой, К. Чуковский Мойдодыр, Л. Барто Девочка чумазая, С. Бялковская Юля-чистюля, Александрова Купание, Г. Лагздынь Куклу кормили?, О. Дриз Ну и каша!, Э. Мошковская Маша и каша, С. Капутикян Кто скорее допьет?, A. Прокофьев Вечером, Г. Лагздынь Просто объеденье!, И. Токмакова Ай да суп!, B . Бардадым Вот как Галю одевали, Г. Лагздынь Одевали малыша, Э. Мошковская Митя и рубашка, Е. Благинина Как у нашей Ирки, И. Муравейка Я сама!, М. Александрова Что взяла — клади на место!
Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки), мы перешли к третьему этапу, цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду.
Описание некоторых дидактических игр, игровых и проблемных ситуаций, фольклор представлено в Приложениях Б и В.
Итак, при создании системы работы как неотъемлемые средства мы широко использовали народный фольклор (потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, пестушки), включая его в режимные процессы, а также игровые методы и приемы (использование игрового персонажа, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения).
При создании и использовании системы мы учитывали и индивидуальные особенности детей, поэтому обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Индивидуальная работа с каждым ребенком проводилась с учетом уровня его развития, темпов овладения культурно-гигиеническими навыками и в зависимости от особенностей состояния здоровья. В индивидуальной работе мы также активно использовала малые фольклорные формы и игровые приемы:
Объяснение и показ отдельных действий также сопровождались небольшими стишками.
Напоминания, указания, оценку действий детей (одобрение, поощрение, похвала) мы сопровождали чтением потешек, в которых употребляется имя ребенка. Это вызывало у него радость, желание повторить действие.
Практическую помощь проводили, используя положительные оценки действиям через потешки, короткие стихотворения, загадывание загадок, что поддерживало в детях желание в дальнейшем поступать также, сделать лучше.
Одним из приемов, в котором мы употребляли фольклор, явился прием повторения действий, упражнений. При выполнении упражнений мы предлагали детям проговаривать слова знакомых потешек.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежала игровым приемам. Видное место отводилось при этом дидактическим играм. Например, Что сначала, что потом. Используя их вместе с народным фольклором, мы закрепляли у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.
Игры-экспериментирования в сочетании с загадками помогали выравнивать уровень развития культурно-гигиенических навыков детей группы.
Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями, так как формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В группе была выработана единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, что отражалось в уголке для родителей. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности в одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, поэтому были разработаны рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков в период выходных дней и на время отпуска.
Чтобы в семье знали и поддерживали работу по развитию культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду, мы проводили разнообразные формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы и консультации: Что такое КГН и для чего их необходимо воспитывать с раннего детства?
Стендовая информация: памятка для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков (Приложение Г).
Анкеты – вопросники.
Родительское собрание с участием медицинского работника Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста (Приложение Д).
Задачи:формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей. Ознакомить с задачами развития и воспитания детей; выбрать родительский комитет, утвердить план совместной работы на учебный год, совместно определить перспективы развития детского коллектива.
Выставка литературы (художественной, методической)
Игра для активизации родителей Список прилагательных.
Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Опишите, каким вы видите ребенка, который владеет навыками самообслуживания?
Родители предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение: Каким путем можно это достичь?
Создание условий, чтобы был пример для подражания, несложные действия позволять ребенку совершать самостоятельно, хвалить за каждое, даже незначительное достижение и тогда у ребенка будет много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс, как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Надо сформировать у малыша привычку и объяснить, почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая ее стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.
На очередном этапе своей работы мы знакомили родителей с приемами и методами, используемыми в группе, в воспитании культурно-гигиенических навыков.
Игровая ситуация.
Здесь подходят игры, в которых можно создать игровые ситуации, например: игры с куклами. Это - Строим кукле комнату; Оденем куклу на прогулку; Кукла делает зарядку; Накормим куклу обедом;
Постираем кукле платье и т. д.
Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде, а чтобы игры были интересные, увлекательные применяю много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни. Например:
Выше руки, шире плечи. Ах, как много разных дел!
Раз, два, три! Дыши ровней. Вот компотик закипел!
От зарядки станешь крепче, А теперь для куклы нашей,
Станешь крепче и сильней! Мы наварим сладкой каши.
Ребенок умывает куклу - потешка Водичка, водичка…, одевает куклу- потешка Вот они сапожки. Детям очень это нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя слова и просят вновь повторить игру.
2. Возрастные особенности.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша.
3. Многократное повторение действий - режимные моменты (стихи, потешки - картотека для режимных моментов).
Игра для родителей: Продолжи предложение - каждому родителю предлагается продолжить предложение: Мой ребенок умеет или делает… (назвать те качества, которыми обладает ребенок).
Очень важно при подготовке и проведении образовательной деятельности взаимодействие всех специалистов, а также родителей.
Со стороны родителей соблюдались единые требования к детям, ими были созданы условия, которые совершенно необходимы для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.
Музыкальный руководитель оказывал нам помощь в подборе материалов для фольклорных праздников, проводились инсценировки с использованием песенок, потешек, литературных произведений. С его помощью мы выбирали необходимые музыкальные произведения, мелодии для колыбельных, заучивались и обыгрывались заклички, песенки и др.
Инструктор по физической культуре проводила сюжетные физкультурные занятия с персонажами, используемыми в свою очередь нами при создании игровых ситуаций, также использовали фольклор при проведении народных подвижных игр.
Итоговое родительское собрание в форме мастер-класса Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
Цель собрания:
- формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);
- воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
- педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Специфика модели интеграции состояла в том, что решение основных психолого - педагогических задач освоения детьми культурно - гигиенических навыков осуществлялась во многих образовательных областях, например:
ОО Социально-коммуникативное развитие: в самостоятельных сюжетных играх дети закрепляли полученные знания и умения, воспроизводили имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации; в настольно-печатных дидактических играх учились выступать в роли ведущего, соблюдать правила игры, договариваться между собой и т.д.
ОО Физическое развитие: дети учились соблюдать правила личной гигиены, формировалась привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа, а также формировалось представление о собственном теле. Все это не только говорит о культуре ребенка, но и является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
ОО Речевое развитие: дети знакомились с малыми формами фольклора, заучивали потешки, стишки, песенки, рассматривали иллюстрации.
ОО Познавательное развитие: в дидактических играх дети узнавали что-то новое.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×