Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

3. Что нужно знать о задержке психического развития (ЗПР) детей. | Мой кабинет. Работа №351916

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с

помощью специально организованного обучения и воспитания.

Нужно отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, что приводит к плохой успеваемости в школе.

Наиболее ярким признаком ЗПР называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Для детей с ЗПР

     то, что память можно развивать при помощи специальных упражнений.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач, требующих логического мышления. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально– психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1.  Биологические факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют: патология беременности, тяжелые соматические заболевания ребенка, иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2.  Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной и

 

Что делать если у ребенка задержка психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует активного участия родителей и мультидисциплинарного подхода. В зависимости от причин, вызвавших данное отклонение, возможно, потребуется участие педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.

Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

К особенностям обучения детей с ЗПР относятся:

ü дозированность учебного материала;

ü  опора на наглядность;

ü многократное повторение;

ü  частая смена видов деятельности;

ü  использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

ü познавательных процессов (восприятия,      внимания,      памяти, мышления);

ü эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью;

ü коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития при правильно организованной коррекционной работе показывают положительную динамику развития. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их сверстники осваивают самостоятельно.

 

 

Что нужно знать о задержке психического развития (ЗПР) детей?

 

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с

помощью специально организованного обучения и воспитания.

Нужно отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, что приводит к плохой успеваемости в школе.

Наиболее ярким признаком ЗПР называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Для детей с ЗПР

то, что память можно развивать при помощи специальных упражнений.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач, требующих логического мышления. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально– психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы

вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют: патология беременности, тяжелые соматические заболевания ребенка, иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Социальные факторы.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов,

что,

однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях

гипоопеки

(безнадзорности) или

гиперопеки

, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной и

 

Что делать если у ребенка задержка психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует активного участия родителей и мультидисциплинарного подхода. В зависимости от причин, вызвавших данное отклонение, возможно, потребуется участие педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.

Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

К особенностям обучения детей с ЗПР относятся:

дозированность учебного материала

;

опора на наглядность

;

многократное повторение

;

частая смена видов деятельности

;

использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

п

ознавательных

процессов

(восприятия,

внимания,

памяти, мышления);

эмоциональной,

сенсорной

и

моторной

сферы

с

помощью

;

коррекции

нарушений

речи

в

рамках

индивидуальных

и

групповых логопедических занятий.

 

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития при правильно организованной коррекционной работе показывают положительную динамику развития. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их сверстники осваивают самостоятельно.

 

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Шапенова К.С.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×