3. Что нужно знать о задержке психического развития (ЗПР) детей. | Мой кабинет. Работа №351916
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с
помощью специально организованного обучения и воспитания.
Нужно отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, что приводит к плохой успеваемости в школе.
Наиболее ярким признаком ЗПР называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Для детей с ЗПР
то, что память можно развивать при помощи специальных упражнений.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач, требующих логического мышления. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально– психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют: патология беременности, тяжелые соматические заболевания ребенка, иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что, однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной и
Что делать если у ребенка задержка психического развития
Работа с детьми с ЗПР требует активного участия родителей и мультидисциплинарного подхода. В зависимости от причин, вызвавших данное отклонение, возможно, потребуется участие педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
К особенностям обучения детей с ЗПР относятся:
ü дозированность учебного материала;
ü опора на наглядность;
ü многократное повторение;
ü частая смена видов деятельности;
ü использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:
ü познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
ü эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью;
ü коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития при правильно организованной коррекционной работе показывают положительную динамику развития. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их сверстники осваивают самостоятельно.
Что нужно знать о задержке психического развития (ЗПР) детей?
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с
помощью специально организованного обучения и воспитания.
Нужно отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, что приводит к плохой успеваемости в школе.
Наиболее ярким признаком ЗПР называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Для детей с ЗПР
то, что память можно развивать при помощи специальных упражнений.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач, требующих логического мышления. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально– психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Биологические факторы
вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют: патология беременности, тяжелые соматические заболевания ребенка, иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
Социальные факторы.
Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов,
что,
однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях
гипоопеки
(безнадзорности) или
гиперопеки
, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной и
Что делать если у ребенка задержка психического развития
Работа с детьми с ЗПР требует активного участия родителей и мультидисциплинарного подхода. В зависимости от причин, вызвавших данное отклонение, возможно, потребуется участие педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов.
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
К особенностям обучения детей с ЗПР относятся:
дозированность учебного материала
;
опора на наглядность
;
многократное повторение
;
частая смена видов деятельности
;
использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:
п
ознавательных
процессов
(восприятия,
внимания,
памяти, мышления);
эмоциональной,
сенсорной
и
моторной
сферы
с
помощью
;
коррекции
нарушений
речи
в
рамках
индивидуальных
и
групповых логопедических занятий.
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития при правильно организованной коррекционной работе показывают положительную динамику развития. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их сверстники осваивают самостоятельно.
Консультацию подготовила учитель-дефектолог Шапенова К.С.