5 класс Тема «Богатырская тема в искусстве» | Любимова Марина Владимировна. Работа №254901
Автор: Любимова Марина Владимировна
конспект урока
Технологическая карта урока музыки по программе «Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Раздел «Музыка и изобразительное искусство»
5 класс Тема «Богатырская тема в искусстве»
Учитель: Любимова Марина Владимировна МБОУ СШ №2
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка» по теме «Богатырская тема в искусстве»
Цель урока: Исследовать как разные искусства (музыка, литература и изобразительное искусство) по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских богатырях.
Тип урока: метапредметный
Форма урока: урок-погружение
Планируемые результаты:
направленные
на достижение личностных результатов:
формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности, героическому прошлому и настоящему нашей Родины;
формирование целостного взгляда на мир,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
направленные на достижение
метапредметных
результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов симфонии;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Познавательные действия
— включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
Коммуникативные действия
— обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
Закрепление умений работать с информацией
— находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
знание основных закономерностей музыкального искусства (симфонии, инструментов симфонического оркестра, средств муз
.
в
ыразительности);
формирование основ музыкальной культуры
;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне, к произведениям
изобраз
.и
скусства
;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Знакомство учащихся с понятиями «богатырь», «симфония», посредством работы со словарем Ожегова, составом симфонического оркестра, средствами музыкальной выразительности; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание рисунка, описание музыкальных тем фрагмента Симфонии №2 Бородина эмоциональными терминами; формирование навыков анализировать музыку и картины изобразительного искусства;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
Цели для ученика:
Познакомится с новыми музыкальными и художественными произведениями.
Найти
значение слова «богатырь», и
закрепить умение слушать
и анализировать музыкальное
произведение, знания о видах искусства
.
Ответ на проблемный вопрос: «Что мы можем узнать о богатырях из музыки, литературы и живописи, киноискусства
»
Эмоционально ярко исполнять музыкальные произведения.
Цели для учителя: Исследовать, как разные искусства (музыка, литература и изобразительное искусство) по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских богатырях
Предметные цели:
познакомить учащихся с музыкальным произведением А.П.Бородина «Симфония №2», картиной «Богатыри» В. Васнецова;
совместно с учащимися сформулировать значение слова «богатырь»;
закрепить умение определять средства музыкальной выразительности в
муз
.п
роиз
ведении
, жанровые особенности
симфонии
Метапредметные цели:
способствовать овладению учащихся основами культуры устной речи;
развивать умение учащихся давать аргументированные ответы, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в группах
формировать
эмоциональную отзывчивость и личностное отношение.
Личностные цели:
воспитывать уважительное отношение к родной музыкальной культуре, к произведениям искусства и труду композиторов и художников, литераторов;
ф
ормировать представление о героическом прошлом русского народа, истории Руси.
расширять словарный запас
Тип урока: Метапредметный урок
Урок открытия новых знаний
Форма урока
Урок-погружение
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Методическое обоснование
Фор
мы конт
роля
содержание
Дидактический
(музыкальный материал)
Формируемые УУД
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
1.Мобилизирующий этап. Настрой на урок.
Включение уч-ся в активную интеллектуальную деятельность.
Распевание.
«Прозвенел звонок, начался урок».
«Добрый день, добрый час, очень рада видеть вас». Муз. приветствие.
Личностные УУД
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуника
тивные УУД
Участие в коллективном пении.
2.Проверка домашнего задания
Отвечают на вопросы учителя по пройденным темам.
1. Что общего между музыкой и изобразительным искусством?
(возможные ответы)
Существуют независимо друг от друга. Но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь?
У человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и «внутренний слух» и «внутреннее зрение». Что это значит?
То есть способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать «мысленно, внутри себя» музыку.
Использование в практической деятельности знаний о музыке
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания
3.Целеполагание.
Постановка учебной цели, темы урока, определение плана действий
Отвечают на вопросы учителя.
1.Сколько звучит инструментов?
2.Какой оркестр?
3.Крупное произведение или небольшое? Определяют жанр музыкального произведения.(симфония)
Определяют характер музыки и настроение.
(мощная, настороженная,
грозная, сильная)
Отвечают на вопросы учителя.
1.О чем эта музыка?
С помощью учителя определяют тему урока и цель.
«Богатырские образы в разных видах искусства»
Цели:
Познакомится с новыми музыкальными и художественными произведениями.
Найти значение слова «богатырь», и закрепить умение слушать и анализировать музыкальное произведение, знания о видах искусства.
Ответ на проблемный вопрос: «Что мы можем узнать о богатырях из музыки, литературы и живописи, киноискусства
»
Эмоционально ярко исполнять музыкальные произведения.
Слушание музыкального фрагмента. А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская»
Материалы презентации
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке
Регулятивные УУД
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Определять цель урока, план действий
Контролировать правильность ответов своих сверстников. Уметь действовать в соответствии с целевой установкой
Познавательные УУД
Сопоставлять и выделять главное, находить ответ на вопрос
Наблюдать за музыкой в жизни человека
Коммуникативные УУД
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.
Использование речи для регуляции своего действия.
Совместный поиск ответа на вопрос учителя, участие и взаимодействие во время этого поиска
Изучение нового материала.
1.Работа со словарями и энциклопедией.
Определение слова «богатырь»
Выдержки из словарей:
Богатырь
1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
3. Человек рослый, дородный, дюжий и видный,
4.Необычайный силач,
5.Смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Толковый энциклопедический словарь, Толковый словарь Ожегова,
Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия
Учатся работать с печатным текстом
.
2.Рассматривают картину В.Васнецова «Богатыри»
Может ли эта картина служить иллюстрацией к прослушанному произведению "Богатырскую симфонию", почему вы так считаете?
Анализ картины 1. Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
2. К какому жанру искусства относится эта картина (сказочно-былинный)
3. Как бы вы пояснили замысел картины?
4. Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).
5. Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).
6. К каким художественным средствам прибегнул художник?
(Высокая линия горизонта и пустое пространство – дает ощущение силы и величия богатырей, симметричная композиция – спокойствие и уравновешенность, Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей. Пейзаж прост, он не отвлекает внимания о героев - богатырей. Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы сразу-с земли, и от этого они выглядят торжественно.
картина В.Васнецова «Богатыри»
Слушают фрагмент Симфонии №2
В музыке композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли.
Эта музыка вводит нас в мир, наполненный могучей исполинской силой. Она уверенная, мощная, грозная, сильная, очень устойчивая. Строгая, сочная…Характер музыки – величественный, богатырский.
Необычные интонации – сочетание мажора и минора в одной фразе (светлое и затемнённое звучание) образует своеобразную интонацию – сочное звучание.
Слайд презентации
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Отвечают на вопрос учителя:
1. Какое произведение о подвиге русского народа вы знаете из курса начальной школы?
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
Слушают фрагмент 4 части кантаты.
Рассматривают слайд картины Павел Кокорин « Александр Невский»
Павел Кокорин « Александр Невский»
Регулятивные УУД
Учатся воспринимать музыку как образное искусство
Отвечают на вопросы учителя:
1. Как был создан цикл музыкальных произведений « Картинки с выставки»?
(М.П. Мусоргский сочинил цикл « Картинки с выставки» после посещения выставки художника В. Гартмана)
Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле — тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле — тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
Слайд презентации
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства
Подитог темы.
Подводят итог темы с помощью учителя.
Итак, это вовсе не случайно, что так много произведений искусства посвящено героической теме. Искусству всегда интересен характер человека, который раскрывается именно в критической ситуации. Отсюда очень много произведений посвящено теме войны, защиты Родины, подвига.
Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой.
Очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего времени. Теперь вы тоже храните эту информацию о героях нашей земли. Передайте её в нужные руки.
Слайд презентации
Слайд презентации
Физминутка
Выполняют движения.
«Богатырская сила» А.Пахмутова
Импровизировать в характере жанра
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении музыки
Вокальная работа
Разучивают припев песни « Бессмертный полк».
Текст: Бессмертный полк — священная война!
На фото фронтовых родные лица,
Мы будем вечно этой памятью гордиться
И повторять героев имена!
Понимание социальных функций музыки в жизни людей,понимание жизненного содержания и осознанного отношения к происходящим событиям в песни.
Формировать алгоритм выполнения задания, исполнения песни.
Действовать по выбранному плану.
Совершенствование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Совершенствование действий контроля и оценкидействий партнёра в групповой музыкальной деятельности.
Пластический этюд
Рефлексия
Отвечают на начало фраз:
Я узнал на уроке….
Я научился…
Я буду применять знания….
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Проявление способности к саморегуляции самооценки
Познавательные УУД
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Владение формами рефлексии
Домашнее задание
Записывают в дневники
Подумать над вопросом: Кого в нашей современной жизни можно назвать богатырями?