Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

А. Гедике -великий сподвижник отечественной органной музыки | Ясинская Татьяна Викторовна. Работа №341826

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Предложенный материал посвящён деятельности и творчеству основателя русской органной школы- Александру Фёдоровичу Гедике. В статье рассматриваются три направления работы этого неутомимого труженика и удивительного музыканта:исполнительское, педагогическое и композиторское. Статья имеет прикладное значение и может быть использована преподавателями в процессе подготовки к урочной и внеурочной деятельности.

Ясинская Татьяна Викторовна

преподаватель

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская школа искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азова, г. Азов

 

А. Гедике- великий сподвижник отечественной органной музыки

 

Александр Гедике (1877-1957) — русский и советский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Доктор искусствоведения (1940г.), Народный артист РСФСР (1946г.). В статье рассмотрим три ипостаси его: исполнительскую, педагогическую и композиторскую.

Александр Гедике родился 4 марта 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Потомственный органист, в третьем поколении: его прадед, дед и отец были органистами. Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах.

В 1898 году А.Ф. Гедике окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано», занимался по классу фортепиано у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, а композицией - у А. С. Аренского. За сочинение Концертштюка для фортепиано с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию на Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900г.). Первый свой сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С. Баха. Гедике расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фортепианных произведений.

На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов. За исполнительскую деятельность награждён Государственной премией СССР (1947г.)

Музыкант поставил перед собой серьёзную задачу - привлечь внимание публики к органу и богатейшему органному репертуару. В Советской России такие концерты были редкостью. Власти настороженно относились к западноевропейской культуре. Представление об органе как о церковном инструменте сводило к минимуму концертное исполнительство. Поэтому органные выступления Гедике имели большое просветительское значение.

Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало двадцатого века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии.

Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом и добрейшей души человеком.

Его творческая деятельность на протяжении всей жизни была неразрывно связана с музыкальной культурой Москвы, и прежде всего с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека: вёл класс фортепиано, камерного ансамбля и органа. К тому моменту, когда А.Ф. Гедике принял руководство органным классом консерватории, он уже обладал богатым педагогическим опытом. Формируя новую ветвь концертного исполнительства, А. Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета - теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки. Среди его учеников известный интерпретатор музыки Фредерика Шопена, пианист Виктор Мержанов, композитор-песенник М. Старокадомский, Гарри Гродберг, Л. Ройзман. Они составили цвет российского органного искусства. Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. Музыканта отличала особая простота и доброта, пунктуальность. Александр Федорович Гедике был неутомимым тружеником. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения". Он очень много успевал сделать за день.

У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера. С утра Гедике шёл в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы. С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей. Он очень просто одевался, и его многие принимали за крестьянина. Дома у него жила целая дюжина кошек, которых он подобрал на улице и выходил.

Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. Вся его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в стране, где почти отсутствовала органная культура, а «железный занавес» на долгие годы заслонил многовековой опыт европейских исполнительских школ, Гедике создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля.

Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него, что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость. (Г.Г. Нейгауз)

Использованная литература:

Будкеев

С.

М. Деятельность А.

Гедике

и развитие

российской органной культуры//Вестник ТГПУ.2007. Вып.11(74). Серия: Гуманитарные науки (Философия)

, 2007

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/05/26/zhizn-i-tvorchestvo-aleksandra-gedike

https://www.belcanto.ru/gedike.html

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×