«А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.». | Астахова Дарья Владимировна. Работа №319450
Конспект урока литературного чтения «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.».
4 б класс, УМК Начальная школа 21 века.
Предмет: литературное чтение
Класс: четвертый
Тема урока: «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.»
Учебник: Л.А. Ефросинина литературное чтение: система учебников «Начальная школа XXI века». Ч.1.-М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2014.
Цель: познакомиться с произведением А.Платонова « Неизвестный цветок».
Задачи:
Образовательные: создать условие для ознакомления с произведением А.Платонова;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, интерес к чтению книг.
Развивающие: способствовать развитию умений понимать произведение на уровне содержания, смысла, выражать свое отношение к событиям; содействовать совершению навыка выразительного чтения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: объяснительно- иллюстративная, фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, листы А3, фломастеры, разноцветные лепестки, конверт с домаш. зад.
Конспект урока литературного чтения «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.».
4 б класс, УМК Начальная школа 21 века.
Предмет: литературное чтение
Класс: четвертый
Тема урока: «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.»
Учебник: Л.А. Ефросинина литературное чтение: система учебников «Начальная школа XXI века». Ч.1.-М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2014.
Цель: познакомиться с произведением А.Платонова « Неизвестный цветок».
Задачи:
Образовательные: создать условие для ознакомления с произведением А.Платонова;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, интерес к чтению книг.
Развивающие: способствовать развитию умений понимать произведение на уровне содержания, смысла, выражать свое отношение к событиям; содействовать совершению навыка выразительного чтения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: объяснительно- иллюстративная, фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, листы А3, фломастеры, разноцветные лепестки, конверт с домаш. зад.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Самоопределение к деятельности.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы думали, размышляли, высказывали свое мнение, стали моими помощниками, ведь урок – это творчество, урок – это открытия.
Личностные: нравственно-этическая ориентация положительный настрой на урок.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Коммуникативные: соблюдение простейших норм речевого этикета.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Что же готовит нам этот урок? Какое открытие нас ждет? Давайте обратимся к мысли персидского поэта А. Рудаки. Прочитайте высказывание, оно перед нами.
1 слайд
А тебе не надоело
ничего не видеть рядом,
быть слепым и равнодушным
к человеческой судьбе!
Изгони из сердца скуку,
ничего не жди от мира,
и тотчас безмерно щедрым
мир откроется тебе!
– Как вы думаете, о чем говорит поэт?
(Ответ учащихся)
Видеть мир вокруг себя, делать маленькие открытия, не быть равнодушным к людям, к тому, что нас окружает, открывать тайны.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, участвуют в диалоге.
Познавательные: Формирование познавательной инициативы.
Постановка учебной задачи.
Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что открывать тайны – увлекательнейшее занятие. В чем скрыта тайна нашего урока? Вы ответите мне на этот вопрос, посмотрев на слайд. ( на 2 слайде портрет Платонова, цветок в руке, слова «сказка- быль»)
Тайна нашего урока сокрыта в сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок”.(3 слайд)
– Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать ее?
Какую мы должны перед собой поставить цель?
С этим автором мы знакомились уже, дома вы читали это произведение. А зачем мы вообще на уроках литературного чтения знакомимся с произведениями, читаем их, что нового они нам дают? (на доске появляется знак вопроса)
В конце урока мы должны для себя ответить на этот вопрос.
Нужно знать произведение, делиться своими впечатлениями, уметь делать выводы, открывать для себя мир.
Познакомиться с произведением.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой ;умение слушать и понимать речь других;
Этап
первичного восприятия текста
.
Первичное закрепление
Что особенно запомнилось в сказке? Что удивило в героях?
Разделите текст на 4 части. Составьте план. (работа в парах). У вас на партах ест названия частей текста, поставьте их в нужной последовательности.
История жизни цветка до знакомства с Дашей
Разговор с девочкой
Новая жизнь пустыря
Год спустя
(4 слайд)
Этап анализа текста
Поработаем над I частью.
Как жилось цветку на пустыре? Да, он действительно
– скучал;
– ему было трудно;
– он страдал.
Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы.
Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы с вами сделали. Важнее всего – жизнь.
Наше первое открытие.
Как называется изобразительно-выразительное средство, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ? (олицетворение)
- Найдите подтверждение в тексте?
– Для чего его использует автор?
– Какие чувства вызывают эти слова?
Как нужно относиться к тем, кто страдает? ( добрее, внимательнее, бережнее.)
Молодцы, вы открыли ещё одну тайну – быть милосердными!
Кому поведал о своей жизни цветок? (Даше)
Переходим ко второму пункту плана.
Найдите диалог девочки и цветка. (прочитайте его по ролям).
Почему именно Даше?
Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание. Что обозначает это слово?
Да, ребята, тайна открывается внимательным людям. Быть внимательным к миру – это наше третье открытие.
Третий пункт нашего плана говорит нам о встрече цветка с ребятами.
Что же сделали ребята для цветка? Как помогли ему? Докажи текстом.
Какие душевные качества проявили ребята, помогая цветку?
Да, ребята, очень важно нести добро окружающим. Это еще одно наше открытие.
Ребята, почему же в последней части сказки Даше стало грустно, когда она увидела пустырь , заросший травами и цветами?
Что её удивило в этот раз?
Ребята, мы сегодня не просто ответили на вопрос « Чему нас учит данное произведение», но и открыли формулу жизни. В чем она заключается?(на доске)
Важнее всего - жить!
Быть милосердным!
Быть внимательным!
Важно нести добро!
Ответы детей
Регулятивные: самостоятельная организация деятельности в парах, соотнесение выполненного задания с образцом.
Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Регулятивные: умеют следовать организации учебной деятельности, выполнять работу вместе с учителем поэтапно.
Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, умеют работать с учебником.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи; умение слушать и понимать речь других.
Физминутка
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа
Я вам сейчас предлагаю поработать в группах. В роли «Художников-лингвистов»(разбираем значение слова лингвисты): вам необходимо нарисовать главного героя и найти в тексте слова, словосочетания , помогающие нарисовать этот образ.
(Вывешивают на доску получившиеся изображения, подтверждая словами из текста).
Готовясь к сегодняшнему уроку. Я решила открыть вам тайну не только произведения А.Платонова , но музыкального произведения Эдварда Грига опера Пер Гюнт. Утро. Почему я провела параллель между двумя этими произведениями, вы мне ответите, прослушав его.
(звучит отрывок оперы).
Прослушав музыкальное произведение, перед глазами появляется картина, возрождение новой жизни. Так же как в сказке А.Плотонова.
Регулятивные: формирование познавательной инициативы; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Рефлексия деятельности.
У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Возьмите себе один и напишите на них предложение, которое будет начинать так:
Я открыл для себя…….
Я сегодня узнал……..
Особенно интересно было…….
Лепестки приклейте к доске на цветок.
Д/З: на выбор
Краткий пересказ по плану.
Мини
–с
очинение « Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»».
Оценки.
Список использованной литературы:
Ефросинина
Л.А ч-2
.- Москва
:
И
здательство «
Вентана-Граф
», 2014
г.
Эдвард Григ отрывок из оперы
П
ер
Гюнт
. Утро.
ПРИЛОЖЕНИЕ
?
Год спустя
Разговор с девочкой
История жизни цветка до знакомства с Дашей
Новая жизнь пустыря
Год спустя.
Разговор с девочкой.
История жизни цветка до знакомства с Дашей.
Новая жизнь пустыря.
1 Год спустя.
2 Разговор с девочкой.
3 История жизни цветка до знакомства с Дашей.
4 Новая жизнь пустыря.
1 Год спустя.
2 Разговор с девочкой.
3 История жизни цветка до знакомства с Дашей.
4 Новая жизнь пустыря.
1 Год спустя.
2 Разговор с девочкой.
3 История жизни цветка до знакомства с Дашей.
4 Новая жизнь пустыря.
Важнее всего - жить!
Быть милосердным!
Быть внимательным!
Важно нести добро!
Я открыл для себя….
Я сегодня узнал…..
Особенно интересно было…….