Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством малых фольклорных форм» | Мой кабинет. Работа №352574

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста – сложный период в его жизни, а для детей раннего возраста - тем более.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

К сожалению, довольно часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Педагоги всех времен озадачены поиском способов смягчения адаптационного периода. Одним из самых действенных является использование малых фольклорных форм.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством малых фольклорных форм»

 

Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста – сложный период в его жизни, а для детей раннего возраста - тем более. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

К сожалению, довольно часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Педагоги всех времен озадачены поиском способов смягчения адаптационного периода. Одним из самых действенных является использование малых фольклорных форм. Как отмечает Наталья Васильевна Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только малыша, но и взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

В своей работе я использую следующие формы малого фольклора: Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток. Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза рогатая", "Сорока-ворона кашку варила", "Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу. Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.

Я использую фольклор с первого знакомства с детьми. В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок»«Собачка Жучка» и др. Я использую фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаю детей к порядку, а так же использую пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые спо-собствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния «Пальчики, пальчики – девочки и мальчики»«Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка»

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».

Занятия по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок«Репка»«Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.

Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку«Водичка, водичка…».

А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешкикоторые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».

В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять»).

Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры«У медведя во бору»«Солнышко и дождик»«Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Включение элементов фольклораиспользование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.

Таким образом, использование фольклора способствует успешной адаптации у детей раннего возраста.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×