"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения." (2 – 3 года) | Милашенко Елена Николаевна. Работа №148156
Автор: Милашенко Елена Николаевна
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка».
В .Сухомлинский
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
(2 – 3 года)
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка».
В .Сухомлинский
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния. Таким образом, детский сад должен создавать условия для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить сотрудничеству с семьей.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям , учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям , в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа по адаптации детей раннего возраста, система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.
В нашем детском саду ведут работу с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет). До приема детей в группу с родителями общаются специалисты МАДОУ : директор, старший воспитатель, медсестра и, конечно, воспитатели группы детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, группы детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни
1 Использование игрушек-забав, игрушек сюрпризов
2 Учёт домашних привычек
3 Использование баюкалок при укладывании спать
4 Создание условий для общения с игрушками
5 Гибкий режим
6 Игры ребёнка рядом со сверстниками
7 Индивидуальный подход к ребёнку
8 Учёт и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка
9 Контроль за физическим состоянием ребёнка
10 Приучение к объединению в игре с другим ребёнком
11 Ситуации, общение
12 Элементы театрализованной деятельности
13 Игры с воспитателем
14 Побуждение ребёнка к общению со сверстниками
15 Игры-занятия, игры упражнения, игры инсценировки
16 Создание развивающей предметно-пространственной среды
17 Элементы здоровья-сберегающих технологий
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели группы выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста
Развивающая предметно- пространственная среда нашей группы организуется по принципу небольших микро-пространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4
Развивающая предметно- пространственная среда
Элементы некоторых видов театров, одежда для инсценировок
Дидактический стол
Книжный уголок
Центр изобразительной деятельности
Центр двигательной активности
Игровые двигательные модули
Центр развивающих игр .
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и младших воспитателей групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома. Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос. Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками .
Советы родителям на период адаптации детей к ДОУ
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада
В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Будьте терпимее к его капризам.
Выполняйте советы и рекомендации воспитателя.
Не наказывайте, « не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.