Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении | Мой кабинет. Работа №343485. Номер работы: №343485

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения. 

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Костенко Оксана Викторовна

Воспитатель

Аннотация: в статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения.

Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, адаптация, партнерские отношения, ранний возраст, стресс.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. И очень важно сделать переход ребенка в дошкольное учреждение безболезненным, сохранить его психического здоровье.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Не менее важно выстроить партнерские отношения между детским садом и родителями, которые в этот период не менее тревожны, а может и более, чем их дети.

Помочь ребенку и родителям в адаптационный период можно через реализацию проекта игровых детско-родительских адаптационных встреч, который представляет собой целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых способствует эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействует снятию стрессового состояния.

Цель проекта – обеспечение благополучного хода адаптационного периода.

Работа осуществляется поэтапно.

I этап – организационно-подготовительный.

Цель: подготовка всех участников воспитательно - образовательного процесса к адаптационно-игровым встречам.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей начинается до поступления детей в дошкольное учреждение.

До начала адаптационных встреч проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и психологического просвещения родителей, разрабатывается цикл занятий с вовлечением специалистов ДОУ, прогнозируется ход адаптации детей, разрабатываются меры поддержки детей группы риска.

С учётом особенностей адаптационного периода организовывается развивающая предметно-пространственная среда группы.

II этап - практический.

Реализация системы групповых адаптационных встреч.

Цель – обеспечить благоприятный психологический климат в адаптационной группе для наиболее безболезненного введения ребёнка в новую социальную среду

Специалистами ДОУ совместно с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), игры с мыльными пузырями, использованы элементы телесноориентированной терапии, театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, а также релаксационные упражнения и продуктивная деятельность.

Данные формы пробуждают заинтересованность, получение положительных эмоций у детей и родителей, что способствует снижению психоэмоционального напряжения.

При поступлении в детский сад важно чтобы ребёнок получил первый опыт вхождения в новую среду при поддержке близкого человека (матери, отца, бабушки). Родителям вместе с ребёнком предлагается находиться в группе, что позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее.

Иногда в первое время ребёнок даже в присутствии близкого человека не хочет устанавливать контакт с педагогами и детьми. В таком случае родители предлагают некоторое время понаблюдать за действиями педагогов, во время которого, нужно подчеркивать доброе отношение педагогов, интересные моменты, как весело играют, какие интересные игрушки дают детям и т.п.

Через какое-то время ребёнок сам начинает интересоваться окружающим, тянет близкого человека за собой - начинают вместе с родителями рассматривать игрушки, действовать с ними, участвовать в совместных играх. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Родителям дается установка, что их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых. Неоднократное пребывание вместе с мамой или другим близким человеком снимает у ребёнка неуверенность, страх перед неизвестным, что побуждает его к самостоятельному исследованию обстановки и обращению к педагогу и его действиям.

И как только обстановка и общение с воспитателем вызывают стойкий интерес ребёнка, родителям можно выйти из группы оставив его на 15—30 минут одного.

Ребенок начинает посещать детский сад самостоятельно по 2-3 часа в день. На этом этапе воспитатель проводит наблюдения за эмоциональным состоянием детей и фиксирует результаты в адаптационных листах, а также работая в тесном сотрудничестве с родителями обсуждает их в ежедневных беседах с родителями.

Постепенно увеличивается пребывание ребёнка в детском саду с включением его во все режимные моменты. Опираясь на то, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.

III этап – контрольно-аналитический.

Цель – оценка эффективности проведённых мероприятий в рамках адаптационных встреч.

На основании результатов адаптации детей раннего возраста отраженной в адаптационных листах воспитанников проводится комплексный анализ адаптации группы и выстраивается маршрут дальнейшей совместной работы педагогов и родителей.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×