Адаптация детей раннего возраста в ДОУ и методы работы с родителями | Гаяне нежиковна Мартиросян. Работа №330038
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ,
методы работы с родителями в периуд адаптации детей
Период Адаптации-это тяжелое время для малышый,его родителей и персонала
группы.Многие
родители волнуются ,о том будет ли ребенку хорошо в детскм саду,не начнет ли он капризничатьрасстраиваться прирасставание с близкими людьми ,не начнет ли он болеть ?Эти волнения и тревоги закономерны ,т.к.поступление в детский сад -сложный период в жизни маленького ребенка ,своебразный экзамен его психики и здоровья ,
В последние годы наметилась тенденция к увиличению числа детей, поступающих в ДОУв раннем возрасте ,и ежегодно Мы сталкиваемся с важной задачей адаптацией детей к
условиям детского сада.
В этот период ребенка и родителей ожидают трудности в связи с изменениями в ижизни .Так же как:Изменение режима дня ,изменения характера питания,изменение окружающей среды, несформированость навыков общения у ребенка ,тревожность родителей.
В следствие чего возникает стрессовая ситуация .
К сожалению ,в большенстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно ,и далеко не все дети проходят его успешно.Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации,но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе.
Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода .Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость сотрудничества ,взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом .
Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.
Цель работы -установление договорительных отношений между детьми ,родителями и педагогом в период адаптации к ДОУ.
Задачи :
-преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста в период адаптации;
-приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы;
-способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива .
В своей работе мы используем как традиционные ,так и нетрадицонные формы работы с родителями в период адаптации,цель которых-установление доверительных отношений ,объеденение в одну команду,воспитание потребности делиться дркг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку -так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми .Причем желательно приводить малыша не только на утренюю,но и на вечернюю прогулку ,когда можно обратить внимание на его внимание на то,как мамы и папы приходят за детьми ,как они радостно встречаются .В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов,чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами .
Задача воспитателя -успокоить ,прежде всего ,взрослых;пригласить их осмотреть групповые помещения ,показать шкафчик ,кровать,игрушки ,рассказать ,чем ребенок будет заниматься ,во что играть,познакомить с режимом дня,вместе обсудить ,как облегчить период адаптации.
Родителям предоставляется возможность выяснить все интерсующие их вопросы ,связанные с адаптацией ребенка в ДОУ.В ходе бесед они задают вопросы
предлагают свои варианты их решения . Мы же в свою очередь ,предлагаем родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
содержащую вопросы о поведении ребенка дома,его позновательной и игровой
активности.Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Мы стремимся сократить дистанцию между детьми и нами до уровня
отношений с близкими ему людей ,чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей ,существующие в его семье.
Далее обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является собрание ,проводимое нами в нетрадиционной игровой форме .Сначала мы проводим игру «Знакомство-родители передают по кругу «мягкое солнышко”,высказывая при этом.
Свои пожелания для дальйнешей совместной работы с нами .Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду».
Для создания уютной атмосферы нам подбирается спокойная музыка ,которая располагает к неформальному общению,родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно -ласкательной форме ,которая привычна в обращении с детьми.Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики,участвуют в игровой деятельности ,пользуются дидактическими материалом .
По средством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе ,с играми и игрушками ,предназначенными для детей раннего возраста .Все это ,конечно же ,способствует сплочению дружного родительского коллектива .
С некоторыми родителями мы проводим консультации с целью помочь им в рарешении проблемных вопросов по адаптацииребенка:
«Как подготовить ребенка к детскому саду?»Как избежать осложнений в адаптации?»,режим дня для ребенка и др.
В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки,в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному ,информационные листы -памятки»Адаптация».Что это такое?»» Алгоритм прохождения адаптации»,а также папки передвижки» Я иду в сад.Проблемы адаптации»,» Первые шаги в детском саду».
Практический опыт паказывает , что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями .Каждый человек,сделав какую нибудь работу ,нуждается в оценке своего труда.В этом и нуждаются и наши родители.»Похвала полезна хотябя потому ,что укрепляет нас в доброжелательных намерениях «,-писал Ф.Ларошфуко.Не забывайте хвалить своих родителей .Мы всегда делаем благодарствнные письма для родителей ,принимающих активное участие в жизни группы.На таких мероприятиях ,как «Дни добрых дел»- ремонт игрушек,помощь в уборке листьев на участке ,изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц,изготовление выносного материала ,постройка снежного городка на участке,помощь в создании предметно-развивающей среды в группе,налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями .В зависимости от плана работы,сообща обговариваем каждое мероприятие,решаем проблемы .
Благодаря этому ,все дела проходят с большим энтузиазмом ,так как приих реализации каждый вносит крупицы своего труда ,умения ,творчества.
На сегодняшний день можно сказать ,что у нас сложилась определенная система в работе с родителями . Использование предоставленных разнообразных форм работы дало определение результаты:
-родители стали активными участникамивстреч и первыми помощниками воспитателя;
-создана атмосфера взаимоуважения.Теперь они ощущают себя более компентеными в воспитание детей;
-родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда ,когда соблюдается единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания,оздоровления ,распорядка дня ,двигательной активности ,гигиенических процедур,культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям ,привлекать их к участию в совместной работе .
Благодаря проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей ,посещавших наши мероприятия
,и семей ,не участвующих в них .Наблюдения показывают ,что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно ,много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком ,на включение его в новую жизнь ДОУ и группы ,на привыкание к распорядку дня,на общение со сверстниками .Дети же ,чьи родители участвовали в нашей совместной работе ,значительно легче адаптируются к условиям детского сада.Они ведут себя более спокойно,период привыкания сокращается ,они быстрее начинают полноценно посещать группу ,остаются на дневной сон ,активно и с интересом включаются в образовательный процесс.
Я считаю ,что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией ,то в лице родителей педагоги будут иметь хороших
союзников во всех начинаниях дошкольног учереждения.
Период Адаптации-это тяжелое время для малышый,его родителей и персонала
группы.Многие
родители волнуются ,о том будет ли ребенку хорошо в детскм саду,не начнет ли он капризничатьрасстраиваться прирасставание с близкими людьми ,не начнет ли он болеть ?Эти волнения и тревоги закономерны ,т.к.поступление в детский сад -сложный период в жизни маленького ребенка ,своебразный экзамен его психики и здоровья ,
В последние годы наметилась тенденция к увиличению числа детей, поступающих в ДОУв раннем возрасте ,и ежегодно Мы сталкиваемся с важной задачей адаптацией детей к
условиям детского сада.
В этот период ребенка и родителей ожидают трудности в связи с изменениями в ижизни .Так же как:Изменение режима дня ,изменения характера питания,изменение окружающей среды, несформированость навыков общения у ребенка ,тревожность родителей.
В следствие чего возникает стрессовая ситуация .
К сожалению ,в большенстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно ,и далеко не все дети проходят его успешно.Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации,но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе.
Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода .Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость сотрудничества ,взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом .
Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.
Цель работы -установление договорительных отношений между детьми ,родителями и педагогом в период адаптации к ДОУ.
Задачи :
-преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста в период адаптации;
-приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы;
-способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива .
В своей работе мы используем как традиционные ,так и нетрадицонные формы работы с родителями в период адаптации,цель которых-установление доверительных отношений ,объеденение в одну команду,воспитание потребности делиться дркг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку -так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми .Причем желательно приводить малыша не только на утренюю,но и на вечернюю прогулку ,когда можно обратить внимание на его внимание на то,как мамы и папы приходят за детьми ,как они радостно встречаются .В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов,чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами .
Задача воспитателя -успокоить ,прежде всего ,взрослых;пригласить их осмотреть групповые помещения ,показать шкафчик ,кровать,игрушки ,рассказать ,чем ребенок будет заниматься ,во что играть,познакомить с режимом дня,вместе обсудить ,как облегчить период адаптации.
Родителям предоставляется возможность выяснить все интерсующие их вопросы ,связанные с адаптацией ребенка в ДОУ.В ходе бесед они задают вопросы
предлагают свои варианты их решения . Мы же в свою очередь ,предлагаем родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
содержащую вопросы о поведении ребенка дома,его позновательной и игровой
активности.Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Мы стремимся сократить дистанцию между детьми и нами до уровня
отношений с близкими ему людей ,чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей ,существующие в его семье.
Далее обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является собрание ,проводимое нами в нетрадиционной игровой форме .Сначала мы проводим игру «Знакомство-родители передают по кругу «мягкое солнышко”,высказывая при этом.Свои пожелания для дальйнешей совместной работы с нами .Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду».
Для создания уютной атмосферы нам подбирается спокойная музыка ,которая располагает к неформальному общению,родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно -ласкательной форме ,которая привычна в обращении с детьми.Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики,участвуют в игровой деятельности ,пользуются дидактическими материалом .
По средством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе ,с играми и игрушками ,предназначенными для детей раннего возраста .Все это ,конечно же ,способствует сплочению дружного родительского коллектива .
С некоторыми родителями мы проводим консультации с целью помочь им в рарешении проблемных вопросов по адаптацииребенка:
«Как подготовить ребенка к детскому саду?»Как избежать осложнений в адаптации?»,режим дня для ребенка и др.
В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки,в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному ,информационные листы -памятки»Адаптация».Что это такое?»» Алгоритм прохождения адаптации»,а также папки передвижки» Я иду в сад.Проблемы адаптации»,» Первые шаги в детском саду».
Практический опыт паказывает , что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями .Каждый человек,сделав какую нибудь работу ,нуждается в оценке своего труда.В этом и нуждаются и наши родители.»Похвала полезна хотябя потому ,что укрепляет нас в доброжелательных намерениях «,-писал Ф.Ларошфуко.Не забывайте хвалить своих родителей .Мы всегда делаем благодарствнные письма для родителей ,принимающих активное участие в жизни группы.На таких мероприятиях ,как «Дни добрых дел»- ремонт игрушек,помощь в уборке листьев на участке ,изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц,изготовление выносного материала ,постройка снежного городка на участке,помощь в создании предметно-развивающей среды в группе,налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями .В зависимости от плана работы,сообща обговариваем каждое мероприятие,решаем проблемы .
Благодаря этому ,все дела проходят с большим энтузиазмом ,так как приих реализации каждый вносит крупицы своего труда ,умения ,творчества.
На сегодняшний день можно сказать ,что у нас сложилась определенная система в работе с родителями . Использование предоставленных разнообразных форм работы дало определение результаты:
-родители стали активными участникамивстреч и первыми помощниками воспитателя;
-создана атмосфера взаимоуважения.Теперь они ощущают себя более компентеными в воспитание детей;
-родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда ,когда соблюдается единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания,оздоровления ,распорядка дня ,двигательной активности ,гигиенических процедур,культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям ,привлекать их к участию в совместной работе .
Благодаря проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей ,посещавших наши мероприятия
,и семей ,не участвующих в них .Наблюдения показывают ,что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно ,много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком ,на включение его в новую жизнь ДОУ и группы ,на привыкание к распорядку дня,на общение со сверстниками .Дети же ,чьи родители участвовали в нашей совместной работе ,значительно легче адаптируются к условиям детского сада.Они ведут себя более спокойно,период привыкания сокращается ,они быстрее начинают полноценно посещать группу ,остаются на дневной сон ,активно и с интересом включаются в образовательный процесс.
Я считаю ,что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией ,то в лице родителей педагоги будут иметь хороших
союзников во всех начинаниях дошкольног учереждения.