Адаптация к обучению к средней школе. | Мой кабинет. Работа №343406
Адаптация к обучению в основной школе.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Практика свидетельствует, что учитель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет учителю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от учителя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.
Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходе которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипы поведения.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.
Физиологическая адаптация - «свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды».
Психологическая адаптация - «направленность организма на сохранение психического здоровья».
Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
Для успешной адаптации школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий на протяжении всего времени обучения в начальной школе:
- проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;
- на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;
-использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;
- установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;
- осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;
- реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;
- учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;
- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.
Понятие "адаптация" тесно связано понятием "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в основную одинаково. Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Переход учащихся в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как один из наиболее сложных этапов в развитии и обучении детей.
Основные группы трудностей, с которыми ребенок столкнется при переходе в основную школу:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. Теперь появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим.
• Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже. • Новые требования. Здесь очень показательны ответы на вопросы анкеты. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. • Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количеств вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта. • Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. Это только одни из главных факторов, затрудняющих процесс адаптации. Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Переход из начальной школы в среднюю, как правило, сопровождается достаточно резкими изменениями в организации школьной жизни детей. Единая схема организации образования в российских школах не позволяет сравнить психологические характеристики детей, переходящих в возрасте 10-11 лет в среднюю школу и тех, которые бы такой переход не совершали.
Чаще всего, выделяют 5 основных факторов готовности к обучению в основной школе:
1. интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи)
2. эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности)
3. социально-психологическая готовность (стремление к общению)
4. функциональная готовность (психофизиологическое развитие)
5. личностная готовность (развитие учебной мотивации)
Одна из основных задач средней школы состоит в том, чтобы ввести ребенка в систему наук, а наука, как известно, выстраивается по понятийному принципу. Чтобы воспринимать содержание любой науки, понять ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением, которое способно адекватно отражать закономерности. Если ребенок обладает понятийным мышлением, то он доступно, легко и осознанно усваивает материал. Кроме того, он способен самостоятельно, в рамках общей программы, осваивать некоторые научные знания. Если же понятийное мышления не сформировано, то ученику приходится прибегать к заучиванию излагаемой на уроках информации. Опора на механическое заучивание, недостаточная осознанность перерабатываемой информации, неумение установить причинно- следственные связи, выдвигать разнообразные и развивать наиболее существенные гипотезы и другие примитивные операции закрепляются, а в 5 классе они уже ничего не могут дать для успешного усвоения программ.
Адаптация к обучению в основной школе.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Практика свидетельствует, что учитель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет учителю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от учителя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.
Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходе которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипы поведения.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.
Физиологическая адаптация - «свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды».
Психологическая адаптация - «направленность организма на сохранение психического здоровья».
Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
Для успешной адаптации школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий на протяжении всего времени обучения в начальной школе:
- проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;
- на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;
-использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;
- установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;
- осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;
- реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;
- учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;
- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.
Понятие "адаптация" тесно связано понятием "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в основную одинаково. Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":
Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Переход учащихся в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как один из наиболее сложных этапов в развитии и обучении детей.
Основные группы трудностей, с которыми ребенок столкнется при переходе в основную школу:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. Теперь появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим.
• Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
• Новые требования. Здесь очень показательны ответы на вопросы анкеты. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.
• Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количеств вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
Это только одни из главных факторов, затрудняющих процесс адаптации. Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Переход из начальной школы в среднюю, как правило, сопровождается достаточно резкими изменениями в организации школьной жизни детей.
Единая схема организации образования в российских школах не позволяет сравнить психологические характеристики детей, переходящих в
возрасте 10-11 лет в среднюю школу и тех, которые бы такой переход не совершали.
Чаще всего, выделяют 5 основных факторов готовности к обучению в основной школе:
интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи)
эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности)
социально-психологическая готовность (стремление к общению)
функциональная готовность (психофизиологическое развитие)
личностная готовность (развитие учебной мотивации)
Одна из основных задач средней школы состоит в том, чтобы ввести ребенка в систему наук, а наука, как известно, выстраивается по понятийному принципу. Чтобы воспринимать содержание любой науки, понять ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением, которое способно адекватно отражать закономерности. Если ребенок обладает понятийным мышлением, то он доступно, легко и осознанно усваивает материал. Кроме того, он способен самостоятельно, в рамках общей программы, осваивать некоторые научные знания. Если же понятийное мышления не сформировано, то ученику приходится прибегать к заучиванию излагаемой на уроках информации. Опора на механическое заучивание, недостаточная осознанность перерабатываемой информации, неумение установить причинно- следственные связи, выдвигать разнообразные и развивать наиболее существенные гипотезы и другие примитивные операции закрепляются, а в 5 классе они уже ничего не могут дать для успешного усвоения программ.