АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ В СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ | Сафонова Ирина Сергеевна . Работа №327380
Статья посвящена профессиональной адаптации молодого педагога в общеобразовательном учреждении. Автором раскрыта сущность понятий «адаптация» и «профессиональная адаптация». Рассмотрены аспекты профессиональной адаптации молодого специалиста. Раскрыты условия успешной профессиональной адаптации молодого специалиста в школе. Раскрыта сущность профессиональной адаптации, проанализировна научная литература по изучению профессиональной адаптации, автором расскрыты направления профессиональной адаптации.
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ В СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Сафонова И.С
Аннотация: статья посвящена профессиональной адаптации молодого педагога в общеобразовательном учреждении. Автором раскрыта сущность понятий «адаптация» и «профессиональная адаптация». Рассмотрены аспекты профессиональной адаптации молодого специалиста. Раскрыты условия успешной профессиональной адаптации молодого специалиста в школе.
Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, молодой специалист, особенности профессиональной адаптации.
В современном образовательном пространстве российского общества происходят стремительные изменения. С одной стороны, изменения призваны повысить конкурентоспособность и престиж российского образования, а также инновационный потенциал общества с другой. В этих процессах ведущая роль принадлежит молодым специалистам. Прежде всего, необходимо понимать, что естественная возрастная ротация, как норма успешного существования любой профессиональной группы, неизбежна. В противном же случае отрасль не может функционировать без свежего притока, в нашем конкретном случае без молодых учителей. Несомненно, нехватка молодых кадров до сих пор ощущается в современных образовательных учреждениях. Лишь за последние несколько лет наблюдается тенденция к притоку молодых специалистов. Переход от процесса профессионального формирования учителя в стенах учебного заведения к его уверенной самостоятельной работе с полной ответственностью за обучение и воспитание детей, их развитие, связан с адаптацией к профессиональной деятельности. Для становления учителя и формирования его педагогического творческого стиля решающее значение имеют именно первые годы работы.
Проблема профессиональной адаптации молодых учителей приобретает особую актуальность, так как именно в современных условиях общество предъявляет к учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Проблема подготовки педагогических кадров уже давно и тщательно исследовалась учеными и практиками. Многие аспекты профессиональной деятельности учителя широко представлены фундаментальными работами О.А Абдуллиной, К.А Абульхановой-Славской, Ш.А Амонашвили, С.И Архангельского, Е.П Белозерцева, Н.В Кузьминой, В.А Сластенина В.А. и других.
В психологическом словаре под термином «адаптация» понимается приспособление строения и функция организма, его органов и клеток к условиям среды. В психологическом аспекте «адаптация» определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды) и ассимиляции (уподобления себе, преобразования среды) [9].
Профессиональная адаптация молодого педагога – необходимое условие успешности индивидуальной профессиональной деятельности и его включения в деятельность коллектива школы [2].
Профессиональная адаптация представляет собой процесс вхождения молодого специалиста в преподавательскую и педагогическую деятельность для достижения высокой результативности труда.
При рассмотрении понятия «адаптация» в социально-философском аспекте, можно выделить важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальной социальной средой.
Мы будем опираться на следующее определение понятия «адаптация»: процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности, активного приобщения к требованиям среды, новым отношениям, видам деятельности и способность к дальнейшему развитию без ущерба для здоровья. На наш взгляд наибольший интерес представляют работы, затрагивающие понимание сущности профессиональной адаптации В.А. Сластенина, С.Г. Вершловского, А.Г. Мороза, Л.Г. Борисовой, М.И. Скубий, С.М. Редлих.
С профессиональной адаптацией личность сталкивается на начальном этапе профессионально-трудовой деятельности.
С точки зрения Л.В. Орловой, сущность профессиональной адаптации заключается в «активном освоении требований профессии, построении конструктивных взаимоотношений, достижении успешности в педагогической деятельности, удовлетворенность выбором профессии» [8]. Изучая сущностные особенности процесса адаптации многие исследователи придерживается следующей позиции: адаптация молодого специалиста берет свое начало с обучения в вузе, поскольку в данный период происходит формирование умений, навыков, усвоение правил, норм поведения, присущих будущей профессиональной деятельности.
Молодой специалист постепенно адаптируется к условиям организации труда, системе управления, к методам руководства, к сложному комплексу межличностного взаимодействия внутри коллектива. Профессиональная адаптация находится во взаимосвязи требований, предъявляемых профессией с совокупностью имеющихся навыков, умений, знаний, профессиональной позицией, отношений в коллективе.
Как показывает обзор научной литературы по изучаемой проблеме, профессиональную адаптацию учителя рассматривают с нескольких позиций: в контексте социальной функции (профессионально-социальная адаптация – взаимодействие с педагогических коллективом, учащимися, родителями, принятие новой социальной роли) и в контексте трудовой функции (выполнение должностных обязанностей, общепедагогические умения, знания, интерес и мотивация к работе и др.)
Изучая особенности профессиональной адаптации, Э.Х. Речапова, Н.А. Свиридов и Ю.Е. Мелихов, Г.В. Безюлева отмечают, что адаптация молодого специалиста представляет собой процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности, активное усвоение профессиональных норм, правил, требований, традиций коллектива [7].
В социальном аспекте профессиональная адаптация представляет собой процесс и результат интенсивного приспособления к условиям среды, приобщение к конкретной деятельности, профессии. Адаптация является процессом приспособления к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, а также принятием норм и ценностей новой среды, сложившихся форм взаимодействия, форм и способов предметной деятельности [1]. В менеджменте под «профессиональной адаптацией» понимают период приспособления работника к новому рабочему месту, трудовому коллективу, организации в целом [6].
И.К. Макарова рассматривает «профессиональную адаптацию» как управленческий процесс, направленный на введение новых сотрудников в курс их новых задач на новом рабочем месте, приобретения ими трудовых навыков, приемов, технологий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [3].
Профессиональная адаптация характеризуется освоением профессиональных возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионального необходимых качеств личности, положительного отношения к работе. Сложились различные точки зрения на временные границы процесса профессиональной адаптации.
Длительность профессиональной адаптации определяется профессией, а также может зависеть от индивидуальных особенностей, способностей, интересов человека.
Выделяют два направления профессиональной адаптации: первичную, предполагающую адаптацию молодых сотрудников (выпускников учебных заведений различного уровня) без профессионального опыта, и вторичную – приспособление к организации работников, имеющих профессиональный опыт, меняющих объект своей трудовой деятельности или профессиональную роль.
Выделим условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога:
Личностное адаптационное усовершенствование, под которым следует понимать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль. То есть, для успешной профессиональной адаптации любой педагог должен уметь работать самостоятельно, без постоянной помощи и контроля извне. На достижение этой важнейшей педагогической цели должны быть направлены все усилия, весь арсенал и набор средств, которыми владеет (и должен овладеть) начинающий учитель [1].
Самообразование как средство включения молодого педагога в режим профессионального развития с самых первых месяцев работы в образовательном учреждении. Самообразование здесь выступает в качестве целенаправленной познавательной деятельности, управляемой самим начинающим учителем с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Наставничество, организуемое в педагогическом коллективе призвано оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Конкурсное движение создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных, а для молодого педагога и наиболее ценных, идей обучения и воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на инновационные процессы в образовании, стимулирует личностный и профессиональный рост начинающих учителей.
Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческих способностей педагога, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности. Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высокo оценивается коллегами и учащимися).
Таким образом, процесс профессиональной адаптации включает в себя активное освоение установленных норм, правил, а также применение профессиональных навыков, знаний на практическом уровне.
список литературы:
Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера
соционально
-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования / Г.А. Демидова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI
междунар
. науч.-
практ
.
конф
. Часть
II.–
Новосибирск:
СибАК
, 2012.
URL::
https://sibac.info/conf/pedagog/xxi/29759 (дата обращения: 15.07.2023).
Кджанян
М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания»:
дисс
. … канд. фил. наук / М.Г.
Кджанян
. – Ереван, 1982. – 152 с.
Макарова И.К. Управление персоналом: схемы и комментарии / И.К. Макарова. – М.: Юриспруденция, 2002. – 96 с.
Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. Л.А.
Регуш
, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
Поляков А. В. Проблема социально-психологической адаптации преподавателей ВУЗов к современной системе образования // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, № 1 (13), 2010.
Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т.Ю.
Андрущенко
, Е.В. Аржаных, В.Л. Виноградов, С.А.
Минюрова
, А.А. Федоров // Психологическая наука и образование, 2017. – Том 9. – № 2. – C.1–16. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_2_And rushenko_et_al.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
Речапова
З.Х. Психологическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников: методические материалы / З.Х.
Речапова
: Тобол. Гос. Соц.-
пед
. акад. им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. – 96 с.
Управление школой: организационные и психолого-педагогические аспекты: словарь-справочник: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Моисеев, А.А.
Хвана
. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 226 с.
Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева; // Методология и методика естественных наук: сб. науч. Тр. Вып.4. – Омск:
ОмГПУ
, 1994. – 24с.