Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС. | Мой кабинет. Работа №353925. Номер работы: №353925
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. В настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
«Аскизская школа – интернат»
Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС. Особенности работы и принятие индивидуальных особенностей детей с РАС.
Выполнил педагог – психолог
Топоева Т.А.
Аскиз 2024
Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС. Особенности работы и принятие индивидуальных особенностей детей с РАС.
Еще несколько лет назад трудно было представить, что большинство детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) будут реально рассматриваться как участники процесса образования. Действующий в России «Закон об образовании в Российской Федерации» предполагает равное право всех детей на то, чтобы учиться в школе и дошкольном учреждении.Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) является важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ОВЗ. Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих образование детей с РАС, способствует достижению следующих целей: обеспечение всем обучающимся с РАС равного доступа к получению качественного образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей независимо от места проживания, пола, расы, национальности, языка, социального статуса; обеспечение вариативности образовательных программ и разнообразия организационных форм их реализации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и мнения их родителей (законных представителей).
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. В настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра.
Остановимся еще раз на основных особенностях детей с РАС, препятствующих их социальной адаптации и обучению в среде сверстников:
выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
трудности организации собственной деятельности иповедения, поведенческие нарушения, выраженные в разной степени;
выраженная неравномерность и специфика развития психических функций, специфика развития познавательной деятельности в целом;
трудности в установлении продуктивного взаимодействия сокружающими;
необходимость в специально организованномобразовательном пространстве, использовании специальных приемов и методов при обучении и психолого-педагогическом сопровождении с детей с РАС.
Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. (сначала-потом).
Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩЕГО С РАС
Дети с аутизмом будут лучше всего учиться там, где они могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности. В связи с этим, педагогу необходимо обратить внимание на звуки, запахи, освещение, на то, где ребенок сидит в классе. (Пянтковский Паша – зеркало).
Медикаментозная терапия назначается как правило в периоды обострения с учётом его пользы и риска, проводится под наблюдением врача. Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребёнка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
невыполнение устных инструкций;
проблемное поведение, когда ребёнок отказывается от каких-то занятий;
низкая скорость обучения;
отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;
низкие социальные навыки.
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), расстройства аутистического спектра подразделяется на:
детский аутизм;
атипичный аутизм;
синдром
Ретта
;
другое
дезинтегративное
расстройство детского возраста (детская деменция, синдром Геллера,
симбиозный
психоз);
гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
синдром Аспергера.
Пока при постановке диагноза российские врачи руководствуются именно этой классификацией.
Но после перехода на обновлённую Международную классификацию болезней (МКБ-11), будет устанавливаться только диагноз «расстройство аутистического спектра», который можно уточнить, указав уровень нарушения интеллекта и способности общаться. Выглядит новая классификация РАС следующим образом:
РАС без нарушения интеллектуального развития и с лёгким или без нарушения функционального языка;
РАС с нарушением интеллектуального развития и с лёгким или без нарушения функционального языка;
РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
РАС с нарушением интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
РАС без нарушения интеллектуального развития и отсутствие функционального языка;
РАС с нарушением интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка;
другие уточнённые РАС;
РАС неуточнённые
Можно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить:
ABA-терапию;
Денверскую модель раннего вмешательства;
систему коммуникации PECS;
комплексную программу ТЕАССН;
DIR-концепцию;
эмоционально-уровневую коррекцию;
сенсорную интеграцию;
медикаментозную терапию.
ABA-терапия (appliedbehavioranalysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, вначале ребёнку даётся простое задание (например, «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
Ранний детский аутизм имеет по МКБ 10 код F84.0. Так зашифрованы проявления болезни, которые возникают с самого раннего возраста.