Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптация воспитанников в детском доме: нормотипичных и детей с ОВЗ | Сусляева Наталья Викторовна. Работа №350089

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы адаптации воспитанников в детском доме, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормотипичных детей. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети при адаптации к условиям детского дома, их психологические особенности и потребности. Обоснована необходимость разработки специальных адаптационных программ, направленных на поддержку как детей с ОВЗ, так и их нормотипичных сверстников. Приводятся практические рекомендации для педагогов и воспитателей, способствующие эффективной социализации и психологической устойчивости воспитанников.

Ключевые слова: детский дом, адаптация, дети с ОВЗ, нормотипичные дети, педагог-психолог, социализация, психологическая поддержка, эмоциональная устойчивость.

Адаптация воспитанников в детском доме: нормотипичных и детей с ОВЗ

 

Сусляева Наталья Викторовна, педагог-психолог

Муниципальное казённое учреждение
«Детский дом «Семья»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы адаптации воспитанников в детском доме, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормотипичных детей. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети при адаптации к условиям детского дома, их психологические особенности и потребности. Обоснована необходимость разработки специальных адаптационных программ, направленных на поддержку как детей с ОВЗ, так и их нормотипичных сверстников. Приводятся практические рекомендации для педагогов и воспитателей, способствующие эффективной социализации и психологической устойчивости воспитанников.

Ключевые слова: детский дом, адаптация, дети с ОВЗ, нормотипичные дети, педагог-психолог, социализация, психологическая поддержка, эмоциональная устойчивость.

 

Адаптация детей в детском доме — это сложный и многогранный процесс, особенно учитывая, что значительная часть воспитанников имеет опыт жизни в неблагополучных семьях, психотравмы и эмоциональные дефициты. Различие в потребностях нормотипичных детей и детей с ОВЗ требует особого подхода со стороны педагогов-психологов и воспитателей. Адаптация включает в себя как привыкание к новым условиям, так и интеграцию ребенка в сообщество сверстников и сотрудников учреждения, что требует особых педагогических и психологических подходов. Для эффективной адаптации необходимо учитывать уровень психоэмоционального развития ребенка, особенности его поведения и здоровья, а также создавать условия для формирования позитивных социальных связей и навыков саморегуляции.

Нормотипичные дети, попадая в детский дом, часто сталкиваются с ситуацией разрыва прежних привязанностей, что может приводить к стрессу, тревожности и недоверию к окружающим. Одной из первых задач педагогов-психологов является установление доверительных отношений с детьми, формирование у них чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Это особенно важно в период адаптации, когда ребенок сталкивается с незнакомой средой и новыми требованиями. Педагогам-психологам стоит помнить, что нормотипичные дети часто испытывают трудности с принятием групповых правил и иерархии, которые есть в детском доме. Психологическая поддержка должна быть направлена на снижение тревожности и улучшение навыков общения, чтобы воспитанники смогли быстрее адаптироваться к новой обстановке и наладить контакты с другими детьми и воспитателями. Например, создание игровой комнаты, где дети могут свободно общаться и делиться своими переживаниями, может способствовать формированию более комфортной обстановки. Групповые занятия с акцентом на социальные навыки и межличностное взаимодействие помогут нормотипичным детям лучше осознать свои чувства и научиться эффективному взаимодействию.

Дети с ОВЗ требуют особого подхода при адаптации, так как помимо психологических трудностей, они сталкиваются с дополнительными барьерами в виде физических и когнитивных ограничений. Одним из главных вызовов в работе с детьми с ОВЗ является их чувство изоляции и отторжения, которое может усиливаться при нахождении в коллективе с нормотипичными сверстниками. Педагогу-психологу важно с самого начала установить индивидуальный контакт с каждым ребенком с ОВЗ, чтобы понять его специфические потребности и особенности взаимодействия. Часто такие дети имеют дефицит коммуникативных навыков и нуждаются в помощи при налаживании контактов со сверстниками. Эффективным способом преодоления барьеров между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ могут быть совместные игровые или учебные занятия, в которых каждый ребенок может проявить свои сильные стороны. Примером может служить совместное создание творческого проекта, где каждый воспитанник имеет свою роль, исходя из его способностей и интересов. Таким образом, дети учатся принимать друг друга и выстраивать поддерживающие и дружеские отношения.

Для успешной адаптации детей с ОВЗ в детском доме также важно учитывать их ограниченные возможности в самообслуживании и взаимодействии с окружающей средой. Педагоги должны содействовать развитию у детей базовых навыков самостоятельности, адаптировать условия и задачи в соответствии с возможностями ребенка. Например, для детей с моторными нарушениями важно создать безопасные условия передвижения и обустроить помещения так, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно и уверенно. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо использовать специализированные методы коммуникации, такие как карточки с визуальными подсказками или жестовый язык. Такой подход способствует укреплению самооценки детей с ОВЗ, снижает их тревожность и позволяет ощутить себя полноценными участниками коллектива.

Необходимо отметить, что социализация детей с ОВЗ в условиях детского дома может быть затруднена, если у нормотипичных детей отсутствуют навыки толерантного общения и понимания особенностей сверстников с ограничениями. Здесь педагогу-психологу важно проводить регулярные занятия с нормотипичными детьми, направленные на формирование у них уважения, эмпатии и терпимости к особенностям других детей. Например, проведение классных часов или тренингов, где детям объясняется, как взаимодействовать с друзьями, у которых есть ограничения, способствует созданию более дружелюбной и поддерживающей атмосферы в детском доме.

Постепенно, по мере адаптации, дети начинают воспринимать детский дом не только как место, где они временно живут, но и как часть своего социального окружения. Поэтому задача педагогов-психологов — создать у воспитанников позитивный настрой и чувство причастности к коллективу. Для этого важно внедрять практики позитивного подкрепления, чтобы каждый ребенок ощущал свою значимость. Поддержка в виде похвалы за достижения, участие в общих мероприятиях, а также индивидуальная работа с каждым воспитанником помогут детям быстрее интегрироваться в коллектив.

Заключительным этапом адаптации является поддержка детей в процессе самоидентификации и развития уверенности в своих способностях. Для этого педагогам-психологам важно создать условия, где каждый ребенок может раскрыться и проявить свои интересы и таланты. Проведение мероприятий, таких как конкурсы, выставки, спортивные игры и театральные постановки, способствует самовыражению детей и помогает им развивать навыки сотрудничества. Это важно как для детей с ОВЗ, так и для нормотипичных воспитанников, поскольку совместные творческие проекты позволяют детям чувствовать себя частью коллектива, способного на совместные достижения.

Таким образом, адаптация воспитанников в детском доме требует комплексного подхода, который включает в себя создание комфортной среды, учет индивидуальных особенностей и поддержку в социализации. Важно, чтобы педагоги-психологи работали с обеими группами детей — нормотипичными и с ОВЗ, уделяя внимание каждому ребенку и помогая ему раскрыть потенциал. Такой подход способствует формированию в детском доме дружелюбной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя принятым и значимым.

 

Список литературы

Бахвалова

Е. В.

,

Микляева

А. В.

Адаптация подростков-воспитанников де

тского дома в условиях массовой школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma-v-usloviyah-massovoy-shkoly

Краюшкина

Е. А., Клюев В. А. Социальная адаптация воспитанников детских домов: самообман или реалия? (на примере анализа «Программы психологического содействия социальной адаптации») // PEM:

Psychology

.

Educology

. Medicine. 2016. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-vospitannikov-detskih-domov-samoobman-ili-realiya-na-primere-analiza-programmy-psihologicheskogo-sodeystviya

Серова Н. А.

О

рганизация социально значимой деятельности воспитанников детского дома - условие обеспечения их успешной социальной адаптации // Образование. Карьера. Общество. 2021. №1 (68).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialno-znachimoy-deyatelnosti-vospitannik

o

v-detskogo-doma-uslovie-obespecheniya-ih-uspeshnoy-sotsialnoy-adaptatsii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×