Адаптированная образовательная программа по физике 8 класс | Кичкимбаева Земфира Ревалевна . Работа №338017
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для учащихся 8 классов с задержкой психического развития: Якупова Айдара, Шаропова Масруржона, Мамаджанова Билолдина, Шерматовой Халимахон, Нальгиева Владимира в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для учащихся с задержкой психического развития МБОУ «Нижнесортымская СОШ» АООП ООО (вариант 7.1).
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки ХМАО-Югры
Департамент образования администрации Сургутского района
МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
РАССМОТРЕНО
Заместитель директора МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
________________________
С.М.Нагорная
Протокол МС №1 от «31» 08 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель творческой лаборатории
________________________
З.Р.Кичкимбаева
Протокол заседания №1 от «31» 08 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
________________________
Н.И.Вергун
Приказ №507 от «01» 09 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1465310)
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 8 классов
п.Нижнесортымский 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для учащихся 8 классов с задержкой психического развития: Якупова Айдара, Шаропова Масруржона, Мамаджанова Билолдина, Шерматовой Халимахон, Нальгиева Владимира в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для учащихся с задержкой психического развития МБОУ «Нижнесортымская СОШ» АООП ООО (вариант 7.1).
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:
научно объяснять явления;
оценивать и понимать особенности научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится 238 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Раздел 1. Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
Наблюдение броуновского движения.
Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
Наблюдение теплового расширения тел.
Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.
Правила измерения температуры.
Виды теплопередачи.
Охлаждение при совершении работы.
Нагревание при совершении работы внешними силами.
Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
Наблюдение кипения.
Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения.
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.
Определение удельной теплоёмкости вещества.
Исследование процесса испарения.
Определение относительной влажности воздуха.
Определение удельной теплоты плавления льда.
Раздел 7. Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации.
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
Устройство и действие электроскопа.
Электростатическая индукция.
Закон сохранения электрических зарядов.
Проводники и диэлектрики.
Моделирование силовых линий электрического поля.
Источники постоянного тока.
Действия электрического тока.
Электрический ток в жидкости.
Газовый разряд.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение электрического напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Исследование явления электромагнитной индукции.
Опыты Фарадея.
Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.
Электрогенератор постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.
Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней.
Определение КПД нагревателя.
Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Конструирование и изучение работы электродвигателя.
Измерение КПД электродвигательной установки.
Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно
значимых
и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега, электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического
тока), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике, исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Раздел 1. Тепловые явления
1.1
Строение и свойства вещества
7
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
1.2
Тепловые процессы
21
1
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Итого по разделу
28
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
2.1
Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие
7
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
2.2
Постоянный электрический ток
20
1
7
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
2.3
Магнитные явления
6
1
1.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
2.4
Электромагнитная индукция
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce
Итого по разделу
37
Резервное время
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3
14.5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные подтверждения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a5256
2
Масса и размер атомов и молекул
1
3
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a540e
4
Объяснение свойств твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества на основе положений молекулярно-кинетической теории
1
5
Кристаллические и аморфные тела
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a5800
6
Смачивание и капиллярность. Поверхностное натяжение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a5530
7
Входная административная работа
1
1
8
Тепловое расширение и сжатие
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a5a26
9
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц
1
10
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a5c60
11
Виды теплопередачи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a6412
12
Урок-конференция "Практическое использование тепловых свойств веществ и материалов в целях энергосбережения"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a65c0
13
Количество теплоты. Удельная теплоемкость
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a6976
14
Уравнение теплового баланса. Теплообмен и тепловое равновесие
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a7088
15
Лабораторная работа "Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a6a98
16
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении
1
17
Лабораторная работа "Определение удельной теплоемкости вещества"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a6bb0
18
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a7b5a
19
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a71d2
20
Лабораторная работа "Определение удельной теплоты плавления льда"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a72fe
21
Парообразование и конденсация. Испарение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a740c
22
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a786c
23
Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a7628
24
Решение задач на определение влажности воздуха
1
25
Принципы работы тепловых двигателей̆. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания
1
26
КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей̆ среды
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a7c7c
27
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах
1
28
Подготовка к контрольной работе по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a83f2
29
Контрольная работа по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a86ae
30
Электризация тел. Два рода электрических зарядов
1
31
Урок-исследование "Электризация тел индукцией и при соприкосновении"
1
1
32
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a87e4
33
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a8a0a
34
Носители электрических зарядов. Элементарный заряд. Строение атома
1
35
Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a8ef6
36
Решение задач на применение свойств электрических зарядов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a90cc
37
Электрический ток, условия его существования. Источники электрического тока
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a95a4
38
Действия электрического тока
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a96b2
39
Урок-исследование "Действие электрического поля на проводники и диэлектрики"
1
1
40
Электрический ток в металлах, жидкостях и газах
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a9838
41
Электрическая цепь и её составные части
1
42
Сила тока. Лабораторная работа "Измерение и регулирование силы тока"
1
0.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a8bd6
43
Электрическое напряжение. Вольтметр. Лабораторная работа "Измерение и регулирование напряжения"
1
0.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0a9e14
44
Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aa738
45
Лабораторная работа "Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aa738
46
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aa44a
47
Лабораторная работа "Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aa04e
48
Последовательное и параллельное соединения проводников
1
49
Лабораторная работа "Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aaa58
50
Лабораторная работа "Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aad1e
51
Решение задач на применение закона Ома для различного соединения проводников
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aaf8a
52
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ab124
53
Лабораторная работа "Определение работы и мощности электрического тока"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ab3e0
54
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ab660
55
Подготовка к контрольной работе по теме "Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействия. Постоянный электрический ток"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0abd2c
56
Контрольная работа по теме "Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействия. Постоянный электрический ток"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0abea8
57
Постоянные магниты, их взаимодействие
1
58
Урок-исследование "Изучение полей постоянных магнитов"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ac3d0
59
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ac0ba
60
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока Магнитное поле катушки с током
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2
61
Применение электромагнитов в технике. Лабораторная работа "Изучение действия магнитного поля на проводник с током"
1
0.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ac74a
62
Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей̆ в технических устройствах и на транспорте. Лабораторная работа "Конструирование и изучение работы электродвигателя"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ac86c
63
Промежуточная аттестация в форме зачета
1
1
64
Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца
1
65
Электрогенератор. Способы получения электрической̆ энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии
1
66
Подготовка к контрольной работе по теме "Электрические и магнитные явления"
1
67
Контрольная работа по теме "Электрические и магнитные явления"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0acb14
68
Резервный урок. Работа с текстами по теме "Тепловые явления"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0acc5e
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
14.5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рабочая программа. Физика. 7 – 9классы: учебно-методического пособия /сост.ТихоноваЕ.Н. – 2-е изд.,стереотип. –М.: Дрофа,2013. – 398,(2)
2. Программы основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы (авторы:А.В.Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник).
3. Рабочая программа по физике. 7 класс/ Сост. Т.Н. Сергиенко. – М.: ВАКО, 2014, в соответствии с выбранным учебником:
4. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . М.:Дрофа. 2011
5. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. –192с.
6. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. –5-е издание,- М.ИЛЕКСА, 2013.
7. Астахова Т.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. –Саратов:Лицей, 2014.
8. «Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. – 2-е изд.,перераб. – М.:ВАКО, 2013.
9. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон.- М.: Дрофа, 2011.- 123с.:
10.А.В. Перышкин Физика-8кл 2017 М. Дрофа
11.Н.В. Филонович Методическое пособие 2015 М. Дрофа
12.А.Е. Марон, Е.А. Марон Самостоятельные и контрольные работы-8 класс 2017 М. Дрофа
13.В.В. Шахматова ,О.Р. Шефер Диагностические работы -8 класс 2016 М. Дрофа
14.А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник Вопросов и задач 2015 М. Дрофа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru