Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 4 класс | Карпова Лилия Викторовна. Работа №316546
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 4 класс для обучающихся с НОДА. Дааная рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) (вариант 6.1) на основе совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И . А . Кузьмина , профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Истоки» в 4-а классе
для обучающихся с НОДА (вариант 6.1.)
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Карпова Л.В.
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1
город Покачи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) (вариант 6.1) на основе совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И . А . Кузьмина , профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Данная программа будет реализовываться в 4 классе, где обучается ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата и учитывает его особенности.
Актуальность курса. В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходиться наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
Подвести учащихся к пониманию сути
Истоков ;
р
азвивать целостное восприятие мира внешнего (социо
к
ультурная среда развития)
и мира внутреннего (духовно-нравственного);
р
азвивать образное
и логическое мышление;
ф
ормировать навыки продуктивного диалога
и сотрудничества.
в
вести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа
и великой литературы.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей:
Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, производительность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умения воспринимать и использовать информацию из различных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физическое закаливание, занятие спортом, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развития
ребенка
, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование обще-интеллектуальных и общедеятельностных умений.
Системный разносторонний
контроль за развитием обучающего
с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи.
Обеспечение учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).
Социально-трудовая адаптация
об
уча
ющего
(развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений и др.).
Отличительная особенность.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
развивать
социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе
и от начальной школы к средней школе;
создать
социокультурный стержень в учебном процессе
и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя
социокультурным инструментарием
и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс « ИСТОКИ » является одним из базисных курсов на основе системного подхода .
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.
В 1 -м классе (33 часа) дети приходят к пониманию сути Истоков . Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе (34 часа) происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе (34 часа) акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе (34 часа) осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:
• использование эмоционально положительных и архетипически значимых образов;
• опора на непроизвольное запоминание;
• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
• использование эвристических методов обучения;
• организация занятия по правилу смены деятельности;
• диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
• организация самостоятельной работы в парах и группах;
• тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и , как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.
Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения и моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги и буквы. При таком подходе изменяется главная задача: ребенок не учит буквы и слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать и видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.
Развитие духовно-нравственной основы личности.
Одной из важнейших задач Азбуки является развитие духовно-нравственных ценностей ребенка и присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам .
Азбука состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ и Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях.
Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.
Одна из основных задач Азбуки – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа «Истоки» представляет собой адаптированную образовательно - воспитательную и дидактическую систему, призванную формировать личность на основе духовно - нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно - методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого - педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии.
III. Описание места в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к духовно - нравственному направлению.
Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 4 – х классов, рассчитан на 34 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после перерыва продолжительностью один академический час. Продолжительность занятий 40 минут.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения истоковедению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В итоге изучения курса обучающиеся расширят кругозор и словарный запас, приобретут духовный опыт, продолжат формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщаться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс. Родные Образы. Умелые дела. Заветные слова.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Раздел
Темы
Кол-во часов
Традиции образа
Первые образы. Священные образы. Светлые образы.
9
Традиции дела
Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела.
8
Традиции слова
Священные слова. Сердечные слова. Честные слова.
9
Традиции праздника
Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой.
8
Итого
34
Учебный курс «Истоки»
4-й класс (34 часа)
Традиции Образа (9 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела (8 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова (9 часов)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
Традиции праздника (8 часов)
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
По итогам четвертого года обучения учащиеся:
осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья;
истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
используют при создании первой авторской Книги;
опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
VII. Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Категории
Содержание
Активные формы обучения
план
факт
Традиции Образа (9 ч.)
Вводный урок.
Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.
Введение в «Истоки»-4.
Что такое традиция?
Значение традиций в жизни человека, народа, общества.
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София.
Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника.
Ресурсный круг
«Что я жду от уроков «Истоки»
в этом году?»
Первые образы.
Отец. Мать.
Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?
Отец. Глава семьи. Кормилец.
Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание.
Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.
Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.
Работа в паре
«Роль отца и матери
в традиционной семье»
Родители.
Семья-любовь, забота, согласие.
Семья.
Родители.
Почитание родителей.
Послушание.
Работа в паре «Принципы жизни в семье»
Ресурсный круг
«Моя будущая семья»
Отечество.
Как в образе отечества отражается живая связь времен?
Отечество. Образ Родины.
Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные.
Мнемотехника
«Отечество мое Святая Русь»
Мир.
Какие три образа живут в слове «мир»?
Мир-Вселенная.
Мир-сообщество.
Мир-согласие.
Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия.
Работа в паре
«Традиции жизнеустройства в мире-сообществе»
Священные образы.
Спаситель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Спаситель.
«Спас Нерукотворный».
«Спас Вседержитель».
«Спас в силах»
Работа в паре
«Традиции образа Спасителя»
Богородица.
Ангел-хранитель.
Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.
Образ Ангела-хранителя.
Образы Богородицы:
«Умиление»,
«Знамение»,
«Путеводительница».
Ангел-хранитель. Именины.
Работа в паре
«Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница»
Ресурсный круг
«Почему иконы так дороги русскому человеку?»
Светлые образы.
Свет и просветители.
Праведники и мудрецы.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.
Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?
Свет. Свеча. Лампада.
Просветители.
Праведная жизнь.
Мудрецы. Бессеребренники.
Исповедники. Преподобные.
Святые. Истина.
Работа в паре
«Пути праведности»
Образы-знаки.
Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков?
Символ.
Конь. Дерево. Птица. Крест. Якорь. Купол.
Работа в паре
«Символы храмостроительства»
Ресурсный круг
«Традиции образа»
Традиции слова (8ч.)
Священные слова.
Заповеди и заветы.
Молитва.
Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков?
Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках?
Обычаи и традиции молитвы.
Заповеди Божии.
Заветы предков.
Молитва.
Благодарение.
Работа в четверке
«Заповеди и заветы»
Ресурсный круг
«В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»
Сердечные слова.
Родительское благословение.
Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?
Родительское благословение.
Благое слово.
Крестное знамение.
Благословенные иконы.
Духовные грамоты.
Работа в четверке
«Родительское благословение»
Родительское благословение.
Доброе дело начинается с благословения.
Родительское наставление.
Родительская воля.
Почитание родителей.
Послушание. Уверенность.
Успокоение.
Ресурсный круг
«На какие дела необходимо родительское благословение?»
Сердце сердцу весть подает.
Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?
Добрые слова,
Слова поздравления и пожелания.
Благодарные слова.
Памятные слова.
Слова любви. Слова совести.
Работа в четверке
«Сердечные слова»
Сердечные слова.
Доброе слово способно вершить великие дела.
Примирение.
Утешение.
Прощение.
Ресурсный круг
«Может ли сердечное слово примирить людей?»
Честные слова.
Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком?
Договор. Уговор
Присяга. Обет.
Доверие.
Работа в четверке
«Традиции честного слова»
Правила честного слова.
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
Правдивое слово.
Искренность.
Вера. Совесть.
Ресурсный круг
«Образ честного человека»
Обобщающий урок.
«Традиции слова».
Слово-ключ, открывающий сердца.
Сила слова.
Любовь.
Мудрость.
Работа в четверке
«Дар слова»
Ресурсный круг
«Как слово помогает человеку?»
Традиции дела (9 ч.)
Труд.
Земледельцы.
Земледельцы кормят все Отечество.
Земледелие. Взаимопомощь.
Опыт. Ответственность.
Пахота. Сев. Сенокос.
Жатва. Страда.
Работа в четверке
«Законы земледелия»
Ремесленники.
Традиции ремесла.
Мастер - золотые руки.
Ремесленники.
Мастер. Ученик.
Подмастерье.
Добросовестность.
Репутация.
Терпение.
Работа в четверке
«Каково полотно – такова и строчка»
Ресурсный круг
«Люби дело – мастером будешь»
Купцы и предприниматели.
Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы.
Купец. Предприниматель.
Деловые люди.
Дальновидный ум.
Ярмарка. Торжок.
Честная торговля.
Добрые дела. Доброе имя.
Работа в четверке
«Дерево ценят по корням, а человека по делам»
Служение.
Воинство.
Почему воинское служение считается священной обязанностью?
Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.
Отцы – командиры.
Талант полководца.
«храм – памятник»
Работа в четверке
«Защита Отечества – священный долг»
Священство.
Традиции духовного служения.
Духовные войны.
Подвижник. Священник.
Монахи. Монастырь.
Владыка.
Терпение. Любовь к ближним.
Ресурсный круг
«Духовные войны Руси»
Суд и управление.
Как соблюсти порядок и справедливость?
Как соединить закон и правду?
Управление государственное и местное. Власть. Суд.
Добросовестность.
Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость.
Работа в четверке
«Мудрые правители земли русской»
Творчество.
Искусники.
Талант – способность к творчеству.
Икона – окно в духовный мир.
Картина – отображение земного мира.
Талантливый человек – большой труженик.
Творчество. Талант.
Иконописцы.
Горний мир. Дольний мир.
Художники. Живописцы.
Художественный язык.
Вышивальщицы. Золотошвейки.
Терпение.
Ресурсный круг
«В мастерской художника»
Работа в четверке
«Рождение иконы»
Книжники.
Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству.
Наука. Знания о мире. Книжники.
Достоверные знания.
Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.
Работа в четверке
«Испокон века книга растит человека»
Обобщающий урок.
«Традиции праведного дела»
Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Праведное дело.
Освящение труда.
Опыт. Трудолюбие.
Умение. Смекалка. Честность Благотворительность.
Работа в четверке
«Праведное дело сродни подвигу»
Традиции праздника (8 ч.)
Гулять всем миром.
Какие праздники связанны с земледельческим календарем?
Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом?
Праздник.
Земледельческий календарь.
Общинные праздники.
Братчины Заветные и обетные.
Храмовый престольный праздник.
Работа в четверке
«Древние праздники Руси»
Гулять всем миром.
К празднику готовились всем миром.
Гулянье. Хоровод.
Трапеза. Ярмарка.
Молебен. Крестный ход.
Гостевание.
Ресурсный круг
«Почему праздники сближают людей?»
Радоваться всей семьей.
Торжество семьи – семейный праздник.
Верность семейным традициям.
Семья.
Гостеприимство.
Трапеза.
Ресурсный круг
«Любимый семейный праздник»
Радоваться всей семьей.
О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»?
Крещение. Крестины.
Именины. День ангела.
Крестильная рубашка.
Крестильный крест.
Крестные родители.
Работа в четверке
«Кума и кум наставляй на ум»
Помнить всем Отечеством.
Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские.
Возложение венков.
Минута молчания.
Воинский парад.
Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение.
Народное гуляние.
Ярмарка.
Память. Уважение.
Мнемотехника
«Праздник памяти и славы»
Ресурсный круг
«День рождения города»
Молиться всей церковью.
Обычаи православного праздника.
Крестный ход.
Богослужение.
Водосвятие. Моление. Ликование.
Духовная радость.
Вера. Надежда. Мудрость.
Работа в четверке «Православные праздники»
Потрудиться душой.
Традиции праздника.
Особый настрой.
Заветное и заповедное слово праздников.
Единодушие.
Гостеприимство.
Любовь.
Уважение.
Почитание.
Забота.
Работа в четверке
«Традиции праздника»
Ресурсный круг
«Жизнь без праздника, что еда без хлеба»
Традиции Отечества.
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?
Истоки.
Традиции.
Отечество.
Память.
Ресурсный круг
«Традиции моего Отечества»
VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Библиотечный фонд
1.Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
3. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
4. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
5. В. Белов «Лад»
6. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
7. История русского быта
8. Кузьмин И.А., Истоки: 4 класс. – М., 2015.
2.
Печатные пособия
1. Иконография Богородицы
2. Портреты великих русских поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина,
Михаила Юрьевича Лермонтова,
Федора Ивановича Тютчева,
Сергея Александровича Есенина;
3.Иконографические изображения и портреты великих людей России:
Святого князя Владимира,
Святого князя Александра Невского,
Михаила Илларионовича Кутузова,
Александра Васильевича Суворова
4. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме)
5. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения
3
Технические средства обучения
Компьютер
4
Экранно – звуковые пособия
1. Аудиозаписи
2. Слайды (диапозитивы),
3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:
Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/
5
Игры и игрушки
1. Дидактические игры
2. Народные игрушки
3. Русские народные игры и забавы
4. Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации
5. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
6
Оборудование класса
1 Раздаточные материалы
2. Слайд – комплекты
3. DVD – диски
4. Демонстрационные таблицы
5. Муляжи
6. Коллекции