Адаптивное скалолазание в работе с дошкольниками | Гусева Оксана Владимировна. Работа №338616
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Он соединяет в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Цель скалолазания - не долезть до верхней точки, а сам процесс.
Адаптивное скалолазание (англ. Paraclimbing) - вид спорта и вид активного отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу.
Цель адаптивного скалолазания – проработка через моторные действия физических или психологический особенностей.
АДАПТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Гусева Оксана Владимировна
Муниципальная дошкольная образовательная
организация «Ясли-сад комбинированного типа
№ 26 «Колобок» г. Харцызска
Скалолазание – один из экстремальных видов активного отдыха и спорта, предполагающий лазанье по природному или искусственно созданному рельеф. Занимаясь скалолазанием, ребенок незаметно для себя начинает следовать за инструкциями, концентрировать свое внимание на сложных движениях, вырабатывая множество новых нейронных связей и синхронность движений. На каждом занятии идет работа над развитием межполушарного взаимодействия, ориентацией в пространстве и познанием схемы собственного тела, над дыханием, усвоением норм и правил поведения, развитием речи и навыками социального взаимодействия.
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Он соединяет в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Цель скалолазания - не долезть до верхней точки, а сам процесс.
Адаптивное скалолазание (англ. Paraclimbing) - вид спорта и вид активного отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу.
Цель адаптивного скалолазания – проработка через моторные действия физических или психологический особенностей.
Скалолазание считается спортом, который наиболее гармонично развивает все основные группы мышц.
Цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс. Скалолазание – уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Занятия скалолазанием направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, способствуют развитию таких черт характера как мужество и упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание, которые так необходимы для успешной социализации детей с ОВЗ.
Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Общеизвестно, что удовлетворение одной из физиологических потребностей детского организма - движение в любой форме, решает множество задач воспитательных, образовательных и оздоровительных. А также предупреждает появление отклонений в речевом, моторном и физическом развитии. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми с ОНР является физическое воспитание.
Преимущества адаптивного скалолазания:
Скалолазание как вид спорта развивает координацию, технику и пластику движений, тренирует силу и общую выносливость человека, т.к. задействованными оказываются все группы мышц (включая и те, о которых человек в обычной жизни даже не подозревает).
Занятия адаптивным скалолазанием позволяют улучшить качество и амплитуду движений у лиц с ОВЗ, повысить скоординированность движений конечностей, увеличить мышечную силу.
Выполнение упражнений в подвешенном состоянии помогает снять нагрузку с суставов нижних конечностей, улучшить работу вестибулярного аппарата научиться центрировать или частично центрировать свое тело.
У занимающихся скалолазанием повышается концентрация, они становятся внимательней, смелее в принятии решений, улучшается качество и динамика ходьбы, осанка. Занятия проводятся с использованием самого современного оборудования.
И самое главное, заниматься скалолазанием можно круглый год (несмотря на капризы погоды).
Правила техники безопасности при проведении упражнений на скалодроме:
организация тренировочного процесса на скалодроме разрешается только малыми подгруппами и в индивидуальном порядке. Недопустимо нахождение посторонних лиц, кроме инструктора и занимающихся около скалодрома;
скалодром должен быть расположен таким образом, чтобы при срыве исключить падение ребенка на примыкающие к скалодрому конструктивные элементы зала. Под скалодромом не должны находиться посторонние предметы (скамейки, стулья и т.п.) во избежание травматизма;
инструктору запрещается во время страховки совершать какие-либо действия, не связанные с осуществляемой страховкой, и отвлекаться на постороннее общение;
запрещается лазанье по скалодрому на любой высоте в отсутствии матов. Маты должны плотно примыкать друг к другу и иметь общую покрышку. В случае отсутствия общей покрышки щели между матами должны быть перекрыты во избежание возможного травматизма;
запрещается спрыгивание со скалодрома с любой высоты;
страхующий педагог обязан внимательно следить за действиями страхуемого ребенка и своевременно предупреждать его в случае возникновения опасной ситуации.
Предварительные упражнения перед занятием:
лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх-вниз удобным для ребёнка способом;
ходьба по лестнице положенной на полу;
ходьба по ребристой доске с перешагиванием через предметы;
ходьба по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой;
ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;
перелезание
с одного пролёта на другой вправо и влево по гимнастической стенке;
ходьба по гимнастической скамейке, наклонной доске боком приставным шагом;
ходьба по наклонной доске вверх-вниз на носках;
лазание по гимнастической стенке с изменением темпа;
лазание по гимнастической стенке с использованием перекрёстного и одноименного движения рук и ног, с
перелезанием
с пролёта на пролёт по диагонали.
ИГРЫ НА СКАЛОДРОМЕ
1.«НАРИСУЙ-КА»
Наверху траверса висит ручка на веревочке и чистый альбомный лист. Дети залазят и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет), тогда один рисует голову, другой нос и т.д. Можно провести в виде эстафеты.
2.«ОБРУЧ»
Для этого упражнения нужен обруч. Дети свободно лазят по тренажеру (для начинающих можно просто стоять на зацепках, держась руками и ногами) и передают друг другу обруч. У кого обруч оказывается в руках, тот перелезает через него, не сходя с зацепок и передает другому. Лазание легкое от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста.
3.«ПОДАРОЧЕК»
Дети стоят на тренажере ( или лазят). Они передают друг другу цветочек (мячик, кубик…), беря его одной рукой. А передают другой рукой своему соседу.
4.«ОБЛЕЗЬ МЕНЯ»
Дети лазят по траверсу, одни в одну сторону, другие навстречу. Нужно, не слазя с тренажера, облезть друг друга со спины;
5.«НАЙДИ КОНФЕТКУ»
В разных местах траверса тренер прячет конфетки. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает «старт», участники, подбежав к тренажеру, найдя и взяв конфетку, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей.
6. « ПОТАНЦУЕМ»
Лазание под музыку, выполнение движений под музыкальный ритм.
7.«МЕШОЧНИК»
Сна голове у ребенка лежит мешочек. Нужно пролезть траверс, не уронив мешочек.
8.«ХЛОПОК»
Дети лезут по траверсу свободно, но при команде тренера (хлопка или…) должны коснуться либо ногой пола либо рукой потолка.
8. «ПОВТОРЮШКИ»
1. двое детей на траверсе. Один берется правой рукой – другой повторяет, встает левой ногой – другой повторяет и т.д.
2. суть упражнения заключается в том, чтобы всем полностью повторять движения показывающего. Один ребенок пролазит трассу (показывает) другие точно за ним повторяют
3. упражнение на развитие скоростных качеств у ребенка, так же способствует развитию ловкости, точности движений и всегда бывает интересно детям.
Используемая литература:
Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М., 1988.
Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах)/ Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений.
Пиратинский
А.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.