Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптивное воспитание детей как психолого-педагогический Феномен | Корякова Анастасия Викторовна. Работа №347857

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет характеризовать адаптивное воспитание детей как психолого- педагогический феномен, выражающего направленность на формирование у детей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в осуществлении здорового образа жизни.

Адаптивное воспитание детей как психолого-педагогический Феномен

 

Адаптивное воспитание содержательно интегрирует понятия «адаптивность» и «воспитание». Адаптивность определяется Э.Н. Вайнером как уровень способности человека осуществлять адаптационные перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и характером жизнедеятельности. Проявлениями адаптивности являются стойкость к невзгодам, выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и т. д. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но в свою очередь и является одним из критериев здоровья и резервных возможностей организма. Ученый предполагает, что качество адаптивности не является специфичным, а отражает устойчивость к действию любого фактора [1].

Воспитание в педагогическом смысле является специально-организованным и управляемым процессом формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях, и направленный на развитие личности [2]

Адаптивное воспитание детей - это педагогически управляемый процесс, имеющий коррекционный и компенсирующий характер, организованный с учетом особенностей детей с отклонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психо-физического развития и социальной адаптации, осуществляемый средствами физической культуры при психолого- педагогическом сопровождении [1].

Теоретико-методологическое обоснование нового научно-практического направления в адаптивной физической культуре - адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями отражено в научных трудах Э.Н. Вайнера, С.П. Евсеева, Э.В. Исакова, А. И. Картавцевой, И.С. Мальцевой, Л.Н. Ростомашвили.

Адаптивное воспитание детей С.П. Евсеев рассматривает как компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре [3].

Адаптивное воспитание детей характеризуется Э.Н. Вайнером как процесс формирования у детей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков. Адаптивное физическое воспитание направлено на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивное физическое воспитание охватывает продолжительный период жизни человека от дошкольного до студенческого возраста и является главным источником физкультурного образования инвалидов. Педагогическая функция его включает в себя учебно- познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную функции [1].

В процессе занятий адаптивного воспитания у детей с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель адаптивного физического воспитания детей состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

B адаптивном воспитании детей решаются образовательные,оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.

К образовательным задачам адаптивного воспитания детей относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых детям с ограниченными возможностями: формирование понятия о здоровом образе жизни, навыков здорового образа жизни, представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях, понятия физической культуры как феномена общей культуры человека, адекватной возрасту двигательной базы

Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя: физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливание, коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно- сосудистой системы) положительных компенсаций, коррекция дефектов развития.

Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) детей с ограниченными возможностями до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.

B адаптивном воспитании детей выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязанных:

коррекции нарушений, предполагающей создание

адекватной

д

вигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков;

формирования компенсаций,

предполагающей создание

определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.);

социализации, создающей условия для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия;

адаптации, развивающей основные физические качества, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической

нагрузки;

социализации, создающей условия для эффективного

взаимодействия детей с социумом.

Адаптивное воспитание детей, отмечает Э.Н. Вайнер, основывается на положениях комлексного подхода педагогической системы коррекции:

соотношения сроков начала развития двигательной сферы (... их смещения относительно возрастной нормы) с результатом особенностей характера компенсаторного формирования;

объективная оценка функционального состояния организма инвалида и резервных возможностей его функциональных систем (ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной и т.д.);

воздействие системы педагогических факторов (средства, методы, формы организации занятий физическими упражнениями, полная структура

физической нагрузки - мощность объём, направленность, время однократного воздействия физической нагрузки, интервал отдыха, характер отдыха) в коррекционном

процессе

должно

быть направлено

локально

на

восстанавливаемую

двигательную функцию или развиваемую функциональную систему организма и объём применяемых физических нагрузок должен быть объективно оптимальным;

интегральный эффект от коррекции двигательной сферы инвалидов и развитии и

х адаптационных возможностей дол

жен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых дифференциальным воздействием системы педагогических факторов [

1

].

Адаптивное воспитание детей, по мнению С.П. Евсеева, основывается на общие дидактические принципы: сознательности и активности, доступности, наглядности, систематичности, прочности, дифференциально-интегральных оптимумов [4].

Принцип сознательности и активности, заключающийся в подготовке к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями в развитии. Важной стороной адаптивного воспитания детей является формирование понимания цели и пользы занятий физическими упражнениями, осознания жизненной потребности в них, стимулирования мотивов этой деятельности. Для этого в практической работе педагогу нужно соблюдать следующие требования: объяснять назначение каждого нового физического упражнения, приспосабливать техники изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся детей, с опорой на сохранные функции, оказывать внимание каждому ребенку, оценивать, поощрять даже малейшие успехи занимающихся, формировать умения анализировать свои мышечные ощущения, основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность.

Принцип доступности, требующий соблюдения следующих правил: знать возрастные особенности занимающихся; изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся; соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному» и др.).

Принцип наглядности, обеспечивающий демонстрацию отдельных упражнений или техники отдельных элементов возможно в более совершенном исполнении, создающий у занимающихся точные и полные представлений об изучаемых движениях, предполагающего выполнение следующих правил:

определить, какая педагогическая задача должна быть решена

средствами наглядности;

организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств; применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знание

занимающимися

физических упражнений;

заранее продумать активное и сознательное восприятие нового учебного материала;

использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок

у

занимающихся.

Принцип систематичности, обеспечивающий формирование двигательных навыков у инвалидов в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них, нежелательны, так как занимающиеся теряют способность чётко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности. Но подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам.

Принцип прочности, обеспечивающий выработку прочного навыка при соблюдении условий: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется); многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосылки для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости). Для реализации в адаптивном воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:

не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал;

включать в

занятия

ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и

вариантах;

повышать интенсивность и длительность выполнения

освоенных

упражнений;

систематически вести учёт успеваемости и оценивать достижения

занимающихся

, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов выступающий как совокупность наиболее благоприятных условий для возможно более полной реализации нарушенных функций. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях, должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов. Знание закономерностей функционирования нервно-мышечной системы в условиях двигательной деятельности обеспечивает применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок. Эффективность применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия реализуется в двух основных педагогических аспектах: компоненты физической нагрузки; качественные изменения в результате оптимальной мощности педагогических

факторов.

С учётом вертикального роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организме занимающихся физическими упражнениями можно определить четыре метода:

метод оптимального сочетания

максимальной

и

околомаксимальной

мощности и полного объёма повторений;

метод оптимального сочетания

субмаксимальной

мощности

и

среднего, а также малого объёма повторений;

метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и

субмаксимального

объёма повторений;

метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объёма повторений;

Применение физических нагрузок различного содержания профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы детей с ограниченными возможностями, отмечает И. С. Мальцева, должно реализовываться специалистом на основе руководства следующими закономерностями:

глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной

системы инвалидов;

физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учётом

функционального состояния

их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов;

вертикальный рост коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов должен строиться только при наличии объективного методического обеспечения в форме горизонтально расположенных дифференциальных

оптимумов, реализация которых в перспективе обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке инвалидов [

5

].

В исследованиях, раскрывающих особенности организации адаптивного воспитания детей Э.Н. Вайнера, С.П. Евсеева, Н.А. Киселевой, И. С. Мальцевой, Л.Н. Ростомашвили, обосновывается необходимость опоры на специальные методические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающейнаправленности педагогического процесса, компенсаторной направленности педагогических воздействий, учёта возрастных особенностей, учёта сенситивных периодов развития.

Диагностирование в адаптивном воспитании детей, отмечает Л.Н. Ростомашвили,

предполагает учёт основного дефекта, качественного своеобразия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учёт сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений развития. Реализация этого принципа предполагает систематический контроль за антропометрическими показателями, уровнем двигательной подготовленности, динамикой развития физических качеств и координационных способностей, являющихся объектом коррекции и развития [6].

Дифференцированный подход в адаптивном воспитании детей, по мнению И. С. Мальцевой, означает объединение занимающихся в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико- психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков адаптивного физического воспитания нужна более тонкая дифферециация учащихся, которую осуществляет учитель адаптивного физического воспитания [5].

Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса, по убеждению С.П. Евсеева, является ведущим в адаптивном воспитании. Его суть заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей с аномальным развитием, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей нравственных качеств. Коррекционно-развивающая направленность занятий по адаптивному воспитанию обеспечивает полноценное физическое развитие, повышает произвольную двигательную активность, восстанавливает и совершенствует психо-физические способности, оказывает профилактику и предупреждает развитие вторичных отклонений у детей с нарушениями развития [4].

Адаптивное воспитание, утверждает Э.Н. Вайнер занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы, поскольку физическое состояние и двигательные возможности ребёнка с аномальным развитием во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития. Компенсация рассматривается ученым как возмещение недоразвитых, утраченных или нарушенных функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Педагогический смысл принципа компенсаторной направленности состоит в том, чтобы специальным подбором физических упражнений, методов и методических приёмов стимулировать компенсаторные процессы в повреждённых органах и системах, создавая со временем устойчивую, долговременную компенсацию [1].

Процесс адаптивного воспитания детей по мнению Н.А. Киселевой должен основываться на учёте возрастных особенностей, направленном на всестороннее развитие личности каждого ребёнка, опирающемся на следующие закономерности: единство генетического хода развития, максимальное использование сенситивных периодов развития, учёт зоны ближайшего развития. При нарушении развития в организме, подчеркивается ученым, происходит сбой в центральных регуляторных механизмах, который видоизменяет процесс физического и психического развития. Однако, ребёнок с

нарушениями в развитии, проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребёнок. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития был максимально приближен к норме [7].

Коррекционно-развивающее обучение в процессе АФВ тесно связано также с учётом сенситивных периодов развития, раскрывающий в развитии ребёнка периоды, в которых данный процесс, данная функция формируются наиболее быстро и, что главное, полноценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удаётся. Эти периоды Л.С. Выготский назвал сенситивными, т.е. чувствительными к развитию определённой функции, процесса, деятельности [8].

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволяет характеризовать адаптивное воспитание детей как психолого- педагогический феномен, выражающего направленность на формирование у детей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в осуществлении здорового образа жизни.

 

Список литературы:

 

Вайнер

, Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / Э.Н.

Вайнер

.

 

Москва:

Флинт,

2011[Электронный

режим

]

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art

 

Коджаспирова

, Г.М. Педагогика: Учебник для вузов/ Г.М.

Коджа

спирова

, И.А. Колесникова, - М.:

Кнорус

, 2013. – 487

с

.

Картавцева

, А.И. Комплексный подход в адаптивном физическом воспитании

неслышащих

детей старшего дошкольного возраста;

автореф

.

дис

…. канд.

пед

. наук по ВАК РФ 13.00.04 /

Картавцева

Анна Ивановна. – Санкт – Петербург, 2010. – 22

с

.

Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими

маломобильными

группами населения / С.П. Евсеев. М.

:

Советский спорт, 2014 .— 304 с.

Мальцева, И. С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития:

автореф

.

дис

. ... канд.

пед

. наук по ВАК РФ 13.00.04 / Мальцева, Ирина Сергеевна Москва, 2011. — 22

с

.

Ростомашвили

, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание средство включения родителей в образовательный процесс детей со сложными нарушениями развития: пособие / Л.Н.

Ростомашвили

и коллектив авторов. Н. Новгород: Пламя, 2010. — 116

с

.

Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии/ Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2010. – 210

с

.

Выготский

, Л. С. Педагогическая психология / Л. С.

Выготский

. М.: Изд-во АСТ:

Астрель

, 2008. — 672 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×