АДАПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. | Каратаева Валентина Александровна. Работа №352813. Номер работы: №352813
В данной статье обоснована актуальность развития адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением в условиях инновационного этапа его развития; рассмотрены основные принципы теории адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением. Дано представление о сущности предлагаемых принципов, их особенностях; обоснована целесообразность совокупности принципов адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением.
АДАПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Каратаева В.А., магистрант II курса, направление подготовки «Управление образовательными организациями», магистерская программа «Управление развитием дошкольной образовательной организацией на адаптивных основах» ФГБОУ ВО «ЛГПУ» karatayeva.valyusha@mail.ru
Научный руководитель: Турянская О.Ф.- заведующий кафедрой педагогики, профессор кафедры педагогики, профессор кафедры истории Отечества ФГБОУ ВО «ЛГПУ».
В данной статье обоснована актуальность развития адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением в условиях инновационного этапа его развития; рассмотрены основные принципы теории адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением. Дано представление о сущности предлагаемых принципов, их особенностях; обоснована целесообразность совокупности принципов адаптивного подхода в управлении образовательным учреждением.
Ключевые слова: адаптация, принципы управления, адаптивный подход в управлении образовательным учреждением , адаптивная модель управления, адаптивный механизм.
Качество дошкольного образования в значительной мере определяется сформированностью у всех его субъектов готовности и способности адаптироваться к изменяющимся ситуациям, преобразовывать собственную профессиональную деятельность в соответствии с запросами семьи и государства. Важную роль при этом играет эффективное управление учреждениями дошкольного образования.
Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации. Управление современным дошкольным учреждением – сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; эффективного контроля и проверки исполнения.
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.
Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации работы.
Некоторые адаптивные подходы в управлении детским образовательным учреждением:
Системно-
деятельностный
подход. Позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия её элементов.
Синергетический подход. Предполагает учёт
природосообразной
самоорганизации субъекта, принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.
Коммуникационно
-диалогический подход. Состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов) в открытых и равноправных взаимоотношениях для достижения прогнозируемых конечных результатов.
Культурологический подход. Предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.
Личностно-ориентированный подход. Означает учёт
природосообразных
особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учётом зоны ближайшего развития.
Адаптивность управления образовательным учреждением — способность администрации изменять режим функционирования адекватно изменениям внутренней и внешней среды.
В современных условиях развития науки «управление» насчитывается большое количество научных подходов к осуществлению управленческой деятельности, базирующихся на общих взглядах на место и роль управления.
Существующие подходы различаются между собой концептуально: часть подходов ориентирована на технологию управленческой деятельности, а их авторы рассматривают управление как разновидность «технологического труда». Другая часть видит смысл управления в развитии людей в организации (их отношений, потребностей, мотивов) и создании условий для реализации человека, третьи– стремятся объединить воедино различные взгляды и точки зрения. Таким образом, существующие концепции управления можно условно разделить на три группы: технократические, человекоцентристские, интегративные.
Сложилась система методологических подходов управления и в образовании. Их можно условно разделить на три группы на основе такого критерия как предмет изучения: подходы, предметом исследования в которых является структура управления, подходы, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, подходы, предметом исследования в которых является личность человека (управляющего и управляемого).
Наиболее разработанными оказались теории, в качестве предмета исследования в которых выступает структура управления. К этой группе относятся: системный подход; функциональный (процессный); проблемно-функциональный.
Особое место в этой группе занимает ситуационный подход, в основе которого управление как поэтапный процесс, здесь особое значение приобретает индивидуальное и групповое поведение субъектов управления.
Вторая группа подходов, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, представлена оптимизационным подходом; исследовательским, рефлексивным. При несомненной перспективности этих научных подходов, у них есть недостаток – это научно-теоретическая неподготовленность специалистов к управлению на основе этих подходов и сложность в их осуществления на практике по причине отсутствия специальной подготовки педагогов, занимающихся управленческой деятельностью, не имея профессионального образования для этого.
Третья группа подходов, объединенная под названием «человекоцентристский», включает в себя: мотивационный подход, программно-целевой, ресурсное управление.
Кроме того, время перемен и инноваций в обществе требует гибких, адаптивных подходов в управлении. Конечно, в управлении инновациями, в том числе в системе образования, применяются различные подходы к технологиям адаптивного управления. В науке разработаны линейная технология, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление, управление по изменениям, а также технологии разработки управленческих решений в условиях определенности, неопределенности с использованием различных методов и средств.
Основную роль в реализации адаптивного управления играет управленческое решение. В основу разработки адаптивного подхода в управлении положена концепция адаптации, которая в науке рассматривается в качестве стратегии приспособления представляет собой комбинацию наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов не только внешней, но и внутренней среды. Действия направлены на активное использование сильных сторон системы и одновременное торможение, а также игнорирование, сдерживание негативных тенденций и развитие положительных др. То есть речь идет об адаптации образовательного учреждения как системы к внешнему миру.
На современном этапе развития инновационного общества важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой.
Любая сфера деятельности связана с необходимостью воздействия на различные объекты с целью приведения их в желаемое состояние. Внешние воздействия на объект, направленные на изменение траектории его естественного движения для достижения определенной заданной цели, будем называть управлением объектом.
Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление), т.е. управления в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы.
В науке разработанная структура законов адаптивного управления, адаптивные системы функционируют в соответствии с определенными принципами. Совокупность принципов состоит из основных (концептуальных) принципов:
Принцип необходимого разнообразия.
Принцип дуального управления.
Принцип обратной связи.
В рамках адаптивного подхода применимы принципы управления в образовании, которые интегрируют в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, а также определяют требования к содержанию, структуре, организации процесса управления.
К ним следует отнести принципы гуманистичности, гибкости, деликатности, индивидуализации, оптимального сочетания управления и самоуправления, мотивации и стимулирования, природо- и социосообразности, конструктивного взаимодействия и сотрудничества, антропологический принцип, здоровьсберегающего управления и др.
Таким образом, адаптивный подход в управлении образовательным учреждением обусловлена его современным характером развития, инновационным характером развития, системы образования.
Список литературы
1. Гаврилин А. В., Конечный Я. М. Пятнадцать тезисов об адаптивном управлении ВСШ // Воспитание успешно, если он системно: материалы Первых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой. – Владимир; М., 2006.– 348 с.
2. Лазарев В. С. Управление педагогическим коллективом: теоретические основы и методы. – М.: ЦСиЭИ, 1997. –336 с.
3. Деревицкий Д. П., Фрадков А.Л., Прикладная теория дискретных адаптивных систем управления. – М.: Наука, 1981.
4. Макаренкова, Г.Г. Адаптивное управление как средство повышения
эффективности деятельности учреждений дошкольного образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Минск, 2014
5. Скурихин В. И., Забродский В. А., Копейченко Ю. В. Проектирование систем адаптивного управления производством. - Х.: «Вища школа», 1984.
6. Срагович В. Г. Адаптивное управление. – М.: Наука, 1981.
7. Фишберг П. Теория полезности для принятия решений. – М.: Наука, 1978.
8. Фомин В. Н., Фрадков А. Л., Якубович В. А. Адаптивное управление динамическими объектами. – М.: Наука, 1981
Кarataeva V.A.
ADAPTIVE APPROACH TO EDUCATIONAL MANAGEMENT: PRINCIPLES OF MANAGEMENТ
The paper gives grounds of adaptive approach development in educational management in conditions of the innovational stage of its development; basics of the adaptive approach theory are provided. Several ideas on the nature of the principles offered and their peculiarities are given; the complex of principles of adaptive approach in educational management is reasoned.
Keywords: adaptation, management principles, adaptive approach in educational management, adaptive model of management, adapting mechanism