Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Агрессия детей дошкольного возраста» | Полушкина Альбина Егоровна . Работа №351389

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Агрессивное поведение – типичная форма неконструктивного поведения дошкольников, к которому также относятся импульсивность, демонстративное, протестное, недисциплинированное и симптоматическое поведение.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт.

Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже.


«Агрессия детей дошкольного возраста»

 

Агрессивное поведение – типичная форма неконструктивного поведения дошкольников, к которому также относятся импульсивность, демонстративное, протестное, недисциплинированное и симптоматическое поведение.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт.

Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже.

Психологи выделяют такие виды детской агрессии:

физическая, когда ребенок специально нападает, бьет или унижает других детей и взрослых;

вербальная, когда он громко кричит, ругается или словесно угрожает;

косвенная направленная, когда ребенок злобно шутит в отношении других, придумывает обидные прозвища;

косвенная ненаправленная, проявляющаяся криком в толпе, громким топаньем и т. п.;

раздражительность, сопровождающаяся грубостью и вспыльчивостью;

негативизм — намеренное поведение, отличающееся от общепринятых стандартов и норм

аутоагрессия - нанесение вреда самому себе (кусает, ранит себя).

 

Агрессия детей дошкольного возраста может быть спровоцирована разными факторами. Однако в основе такого поведения одна единственная причина — малышу не комфортно в сложившейся ситуации. Не имея возможности изменить саму ситуацию, малыш проявляет свое недовольство агрессивным поведением.

Причины проявления агрессивности

стремление привлечь к себе внимание сверстников

стремление получить желаемый результат

стремление стать лидером

защита и месть

желание обидеть другого человека с ц

елью подчеркнуть своё превосход

ство

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками

Еще одной причиной агрессивного поведения у детей может быть ощущение тревоги и страха нападения. Объясняется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В таком случае, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины такого поведения.

 

Как распознать агрессию у ребенка?

Дошкольников можно назвать агрессивными, если они:

часто теряют контроль над собой;

часто спорят и ссорятся с окружающими;

отказываются выполнять просьбы взрослых;

могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах);

часто испытывают чувство злости, гнева и зависти;

не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом;

становятся недоверчивыми и раздражительными.

оскорбляют сверстников;

дерутся и провоцируют конфликты;

смеются над слезами обиженного;

высмеивают физические недостатки (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);

унижают того, кто слабее;

причиняют физическую боль;

изобретают способы нанесения ущерба;

склонны к враждебности и жестокости.

Профилактика агрессивного поведения

1. Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

2. Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

3. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.

4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство.

5. Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние ребенка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворенности. Педагог должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что педагоги, родители, друзья - его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

Вспыльчивым детям можно предложить приемлемые методы для выражения подавленного гнева:

- пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил;

- когда сложно сдержаться, предложите ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать;

- в момент раздражения, прежде чем что-то сделать или сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти;

- можно послушать музыку, громко попеть или покричать;

- можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

- обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

- обсуждать с ребёнком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает в этом персонаже;

- следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, повторяя ваши выражения, он копирует ваше поведение;

- быть готовым выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.

- поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Родители должны понимать, что поведение детей зависит только от них. Чтобы ребенок был добрым, он должен чувствовать заботу и любовь. Сложно проявлять то, чего не испытал на себе.

Вывод:

Агрессивное поведение закрепляется и в результате развивается черта личности - агрессивность, как состояние, способствующее целенаправленному разрушительному поведению, характеризующемуся наличием деструктивных тенденций.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику, который выступает для них как противник, конкурент и т.д.

Поэтому дошкольники могут проявлять агрессии в физической форме (драки, щипки, толчки и т.д.), предпочитать вербальную агрессию (обзывательства, крики, эмоционально-вербальные выплески и т.д.), косвенную агрессию (направленную не на объект, а на посторонних или предметы) и негативизм (активное выражение эмоций в ответ на обиду, оскорбление и т.д.).

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×