Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активация познавательной деятельности учащихся | Дуброва Екатерина Владимировна . Работа №338943

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает роль и преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы в современном образовании. Автор подчеркивает, как ИКТ могут повышать мотивацию учащихся, улучшать навыки чтения и письма, развивать коммуникативные навыки и обеспечивать доступность информации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, навыки чтения и письма, доступность информации.

 

В современном мире информационных технологий, использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенно важно применение ИКТ при изучении русского языка и литературы, так как это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и повышает эффективность обучения.

АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

Дуброва Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово Ивановка»

 

Аннотация. Статья рассматривает роль и преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы в современном образовании. Автор подчеркивает, как ИКТ могут повышать мотивацию учащихся, улучшать навыки чтения и письма, развивать коммуникативные навыки и обеспечивать доступность информации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, навыки чтения и письма, доступность информации.

 

В современном мире информационных технологий, использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенно важно применение ИКТ при изучении русского языка и литературы, так как это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и повышает эффективность обучения.

Одной из основных преимуществ использования ИКТ на уроках русского языка и литературы является возможность повышения мотивации учеников к изучению предмета. При помощи компьютерных игр, интерактивных заданий или онлайн-тестирования учителя могут сделать обучение более интересным и захватывающим для школьников. Это позволяет поддерживать высокую заинтересованность учащихся в предмете и стимулирует активное включение в процесс обучения.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет улучшить навыки чтения и письма учащихся. Ученики могут использовать электронные ресурсы для поиска информации, аудио- и видеоматериалы позволяют им погрузиться в атмосферу произведений литературы и лучше понять их смысл. Также с помощью ИКТ можно проводить различные упражнения и задания, которые помогают учащимся отработать правильное использование грамматических конструкций и расширить свой словарный запас.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки. С помощью интерактивных упражнений и заданий они могут активно участвовать в обсуждении произведений, высказывать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Это способствует развитию умения выразительно выражать свои мысли и улучшать навыки слушания и понимания речи других людей.

Одним из главных достоинств ИКТ является доступность информации. С помощью компьютеров и интернета учащиеся могут быстро и легко получить необходимую информацию о любой теме. Использование электронных учебников, онлайн-ресурсов, энциклопедий и других образовательных материалов позволяет эффективно организовать процесс обучения и помогает учащимся глубже понять изучаемый материал.

Необходимо отметить, что ИКТ являются дополнительным инструментом педагогического процесса. Вместе с тем, внимательное и грамотное использование технологий в урочной деятельности позволяет сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Важно помнить, что ИКТ не являются конечной целью, а лишь средством, помогающим

Одним из методов использования ИКТ на уроках русского языка и литературы является создание электронных презентаций. Учитель может подготовить интерактивную презентацию, на которой будут представлены основные понятия, анализ литературных произведений, интересные факты и дополнительные материалы. Ученики могут просмотреть презентацию самостоятельно или вместе с учителем, отвечая на вопросы и участвуя в дискуссиях.

Также, с помощью ИКТ можно проводить вебинары и видеоконференции, чтобы включить в учебный процесс экспертов и специалистов из разных областей. Учащиеся смогут задавать им вопросы, получать новые знания и развивать свое познание. Это поможет им расширить кругозор, улучшить навыки работы с информацией и развить критическое мышление.

Еще одним методом использования ИКТ на уроках русского языка и литературы является создание интерактивных заданий и упражнений. Учитель может использовать различные программируемые задания, которые помогут ученикам закрепить и проверить знания, развить навыки анализа и синтеза информации. Такие задания также могут быть доступны для самостоятельного выполнения дома, что позволит учащимся дополнительно повторить и закрепить изученный материал.

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы нельзя недооценивать. Эти технологии предоставляют широкий спектр возможностей для активизации познавательной деятельности и обогащения учебного процесса.

Во-первых, ИКТ позволяют учащимся получать доступ к разнообразным информационным источникам, таким как электронные книги, онлайн библиотеки и базы данных. Это позволяет расширить кругозор учащихся и изучить более полную информацию по интересующей теме. Кроме того, ИКТ предоставляют возможность взаимодействия с другими учащимися и преподавателем через электронные платформы, форумы и чаты, что способствует обмену знаниями и опытом.

Во-вторых, использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся благодаря интерактивным учебным материалам и программам. Игровые приложения, электронные кроссворды, викторины и другие форматы помогают учащимся не только усвоить новый материал, но и развить логическое мышление, память и внимание. Более того, ИКТ позволяют индивидуализировать обучение, учитывая особенности каждого учащегося и предлагая индивидуальные задания и задачи.

Наконец, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает развить информационную грамотность учащихся. Они учатся анализировать и оценивать информацию из различных источников, критически мыслить и выражать свои мысли в письменной и устной форме с использованием современных технологий. Это не только развивает коммуникативные навыки, но и подготавливает учащихся к современной информационной среде и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ – это эффективный метод, который не только позволяет достичь высоких результатов в обучении, но также формирует ценные компетенции: навыки самостоятельного поиска информации, анализа текстовых материалов и работы с новейшими информационными технологиями. В данной статье будут рассмотрены примеры успешного использования ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности школьников.

 

Список литературы

Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. – №5. – 197-202 с

.

Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с элек­тронным приложением. - М: Глобус, 2010. – 341 с.

Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – 7-12

с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×