Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация и обогащение словарного запаса детей с ОВЗ | Курзакова Анастасия Анатольевна. Работа №353417

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Раскрываются особенности словарного дефицита у данной категории детей, приводятся методические рекомендации и педагогические подходы к его обогащению. Особое внимание уделено роли логопеда в создании условий для активизации словарного запаса через использование индивидуализированных, системных и игровых методов.

Ключевые слова: словарный запас, дети с ОВЗ, логопед, коррекционная работа, начальная школа, активизация речи, обогащение лексики.

АКТИВИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Курзакова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед

МБОУ «Коррекционная школа «Надежда» г. Южно-Сахалинска

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Раскрываются особенности словарного дефицита у данной категории детей, приводятся методические рекомендации и педагогические подходы к его обогащению. Особое внимание уделено роли логопеда в создании условий для активизации словарного запаса через использование индивидуализированных, системных и игровых методов.

Ключевые слова: словарный запас, дети с ОВЗ, логопед, коррекционная работа, начальная школа, активизация речи, обогащение лексики.

 

Развитие речи играет ключевую роль в формировании познавательной и социальной активности ребёнка. Однако дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с серьёзными затруднениями в области словарного запаса. Эти трудности связаны как с ограничениями в восприятии и обработке информации, так и с особенностями когнитивного и эмоционального развития. Словарный дефицит становится препятствием для успешного обучения, адаптации в обществе и формирования личности в целом, поэтому работа по его активизации и обогащению в коррекционной школе приобретает особую значимость.

У детей с ОВЗ словарный запас, как правило, ограничен не только количественно, но и качественно. Наблюдается слабое понимание значений слов, их неправильное употребление, недостаточное усвоение новых лексических единиц. Эти особенности являются результатом как органических нарушений, так и дефицита речевой практики, что приводит к ограничению возможностей для полноценного общения. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются трудности в переключении с одной лексической темы на другую, слабая связность речи и бедность выражений.

Активизация словарного запаса требует системного подхода, основанного на глубоком понимании особенностей каждого ребёнка. Логопед, работая в тесном взаимодействии с учителем и другими специалистами коррекционной школы, разрабатывает индивидуальные программы, которые включают как целенаправленное обучение новым словам, так и практическое использование их в разнообразных контекстах. Важно учитывать не только объём словарного запаса, но и умение ребёнка активно использовать слова в речи, корректно и осмысленно включать их в устные и письменные высказывания.

Одним из эффективных методов обогащения лексики является игровая деятельность. Игры создают мотивацию к обучению, позволяют ребёнку легче запоминать новые слова и включать их в активную речь. Например, сюжетно-ролевые игры помогают расширять словарь за счёт взаимодействия в воображаемых ситуациях, приближенных к реальным. Важно подбирать задания таким образом, чтобы они были доступными, увлекательными и соответствовали интересам и возрастным особенностям детей.

Помимо игр, важное место занимает работа с текстами. Чтение и обсуждение адаптированных текстов способствуют не только пополнению словаря, но и формированию умения правильно использовать слова в контексте. Например, обсуждение героев и их действий позволяет закрепить новые лексические единицы через практику и объяснение их значений. Аналогичным образом анализ картин и иллюстраций помогает развивать зрительное восприятие и словесное описание объектов.

Не менее значимой является работа над грамматической стороной речи, поскольку усвоение словарного запаса невозможно без правильного их оформления в предложениях. Это включает обучение детей способам согласования слов, формирования словосочетаний и предложений. Логопед помогает детям закреплять не только значения слов, но и их функции в языке. Таким образом, системный подход предполагает неразрывную связь лексического и грамматического аспектов.

Особое внимание необходимо уделять эмоциональной составляющей процесса обучения. У детей с ОВЗ нередко снижена мотивация, что требует создания позитивной атмосферы, где каждый успех ребёнка отмечается и подкрепляется. Похвала и поддержка со стороны педагога играют важную роль в преодолении психологических барьеров, связанных с речевыми трудностями. Успешное обогащение словарного запаса возможно только при формировании у ребёнка чувства уверенности в своих силах.

Одной из ключевых задач является также обучение детей навыкам саморегуляции и самостоятельного использования лексических средств. Это предполагает не только репродуктивное усвоение слов, но и их активное применение в процессе коммуникации. Важно предоставлять детям возможности для выражения своих мыслей, стимулировать их участие в диалоге, обсуждении и творческой деятельности.

Таким образом, активизация и обогащение словарного запаса у детей с ОВЗ требуют комплексного и индивидуального подхода. Логопедическая работа должна быть направлена на создание условий, в которых ребёнок сможет не только усвоить новые слова, но и научиться использовать их в различных речевых ситуациях. Это способствует не только успешной социализации, но и личностному развитию, помогая детям преодолеть трудности в общении и обучении.

 

Список литературы

1. Бенилова С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. — 2-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 484 с. — ISBN 978-5-9765-5200-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292499

2. Смирнова И. А. Логопедия. Иллюстрированный справочник : учебное пособие / И. А. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 232 с. — ISBN 978-5-9925-0912-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164172

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×