Активизация познавательной деятельности слабослышащих обучающихся на уроках информатики | Волынцева Наталия Олеговна. Работа №347748
Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. В данной статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи в условиях специальной школы-интерната.
Активизация познавательной деятельности слабослышащих обучающихся на уроках информатики
(из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
Н.О. Волынцева, категория «специалист», учитель информатики,
ГКОУ «Донецкая СШИ № 20»
г. Донецк (ДНР)
Ключевые слова: обучение лиц с нарушением слуха и речи, специальные приемы и методы подачи материала, инклюзивное образование.
Аннотация: В данной статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи.
Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливает их особые образовательные потребности — потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский, отечественный психолог).
Специфические особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ. Например, у детей с нарушением слуха имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, в технических звукоусиливающих средствах и др.
Активизация познавательной деятельности слабослышащих обучающихся на уроках информатики представляет собой важную задачу, требующую комплексного подхода. В условиях образовательного процесса следует учитывать индивидуальные особенности восприятия информации такими учениками, что предполагает использование разнообразных методов и технологий.
Одним из ключевых аспектов является внедрение зрительных и интерактивных элементов в учебный процесс, таких как мультимедийные презентации, видеоуроки и специализированные учебные пособия. Эти инструменты способствуют более глубокому пониманию изучаемых тем и активизируют интерес обучающихся.
Кроме того, важной составляющей является создание поддерживающей учебной среды, где слабослышащие обучающиеся могут свободно выражать свои мысли и задавать вопросы. Это можно достичь путем групповой работы и кооперативного обучения, что стимулирует социальную интеракцию и сотрудничество между учащимися.
Не менее значимо применение современных технологий, таких как системы автоматизированного обучения и специальные приложения, которые позволяют адаптировать содержание уроков к индивидуальным потребностям каждого ученика.
Кроме того, важно учитывать использование жестового языка и других альтернативных средств общения, что может существенно поддержать процесс усвоения информации. Обучение жестовому языку не только способствует более эффективной коммуникации, но и помогает создать атмосферу взаимопонимания и доверия в классе. В данном контексте, привлечение специалистов по жестовому языку для проведения уроков или организации отдельного обучения может стать полезным решением.
Также следует рассмотреть возможность внедрения геймификации в учебный процесс. Игровые элементы, такие как квизы, задачи на время и командные соревнования, способны сделать обучение более увлекательным и стимулирующим.
Обучающиеся дают ответы на вопросы в устной или письменной форме для проверки своих знаний по определённой теме или общей эрудиции.
Квизы могут быть разных видов, например:
Образовательные. Направлены на изучение нового материала или проверку знаний и усвоенного материала. Их задачи:
формирование навыков алгоритмического мышления;
развитие логического и абстрактного мышления;
развитие навыков работы в коллективе;
обобщение, систематизация, анализ и применение полученных знаний.
Маркетинговые. Это короткая игра, онлайн-опрос или тест. Их цели - закрепление и углубление знаний, полученных на уроках информатики, а также повышение интереса учащихся к информатике.
Развлекательные. Могут быть в формате конкурсов, тестов или опросов. Их цели - показать значимость и роль информатики в современном динамично развивающемся обществе, а также способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, смекалки, сообразительности, находчивости.
Это позволит слабослышащим учащимся не только повышать уровень знаний, но и развивать мотивацию к обучению через элементы игры.
Также, необходимо регулярно оценивать эффективность применяемых методов и технологий. Сбор обратной связи от обучающихся и их родителей, а также анализ достижений в учебе помогут адаптировать подходы к обучению, что в конечном итоге приведёт к улучшению образовательных результатов и расширению возможностей слабослышащих учеников в изучении информатики.
Таким образом, активизация познавательной деятельности становится неотъемлемой частью успешной интеграции слабослышащих обучающихся в образовательное пространство и обеспечению высокого качества их подготовки по информатике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017)
.
Танцюра С.Ю., Кононова С.И.
«
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии
» методические рекомендации. М.- ТЦ -Сфера, 2016 – 64 с. (Библиотека логопеда)
Использование активных методов при обучении информатике слабослышащих студентов
.
Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Гриншкун
В.В.
,
Дергачёва Л.М.