Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках | Пахомова Наталья Валерьевна. Работа №351221. Номер работы: №351221

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках в школьной системе. В ней рассматриваются ключевые аспекты и методы, которые способствуют развитию познавательных способностей у таких учеников. Особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, использованию адаптированных программ и технологий, а также взаимодействию с учениками через различные виды деятельности, которые поддерживают интерес и мотивацию. Статья может быть полезной для педагогов коррекционных классов, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, а также для студентов и аспирантов в области специального образования.

Ключевые слова: познавательная деятельность, ограниченные возможности здоровья, коррекционное образование, мотивация, индивидуализация обучения, активизация внимания, методы обучения, специализированные программы, образовательная среда.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ
Пахомова Наталья Валерьевна, учитель коррекционных классов Муниципальное бюджетное учреждение Кадуйского муниципального района Кадуйская средняя школа № 1им.В.В.Судакова
Аннотация: Статья посвящена актуальной теме активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках в школьной системе. В ней рассматриваются ключевые аспекты и методы, которые способствуют развитию познавательных способностей у таких учеников. Особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, использованию адаптированных программ и технологий, а также взаимодействию с учениками через различные виды деятельности, которые поддерживают интерес и мотивацию. Статья может быть полезной для педагогов коррекционных классов, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, а также для студентов и аспирантов в области специального образования.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ограниченные возможности здоровья, коррекционное образование, мотивация, индивидуализация обучения, активизация внимания, методы обучения, специализированные программы, образовательная среда.
Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной составляющей коррекционной работы в школе. Основной целью этого процесса является создание условий, которые помогут ученикам с различными нарушениями развивать интеллектуальные способности, адаптироваться к образовательной среде и достигать максимально возможных результатов в учебной деятельности. В условиях современной образовательной реальности, когда внимание к детям с ОВЗ повышается, а требования к системе образования становятся все более разнообразными и включающими, педагогам важно учитывать ряд факторов, которые будут способствовать успешной социализации и обучению таких учеников.
Обучение детей с ОВЗ требует от учителя высокого уровня профессионализма и гибкости в подходах к каждому ученику. Одним из основных принципов работы в данном направлении является индивидуализация обучения, что предполагает учет различных особенностей развития детей, их интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей. Для этого важно подобрать такие методы и формы работы, которые помогут активизировать познавательную деятельность и стимулировать учебную мотивацию.
Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ требует особого внимания к психофизическим особенностям учащихся. Например, дети с нарушениями слуха или зрения могут испытывать сложности в восприятии информации, поэтому учителю необходимо использовать дополнительные средства, такие как жестовый язык, зрительные и слуховые адаптации, тактильные элементы. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут испытывать трудности в физическом взаимодействии с окружающим миром, что требует применения специальных техник, направленных на развитие моторики и координации.
Одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности является использование различных методов и форм работы, таких как игровые элементы, творческие задания, использование мультимедийных технологий и интерактивных средств. Игровая деятельность — это мощный инструмент для вовлечения ребенка в учебный процесс, так как она позволяет создать комфортную атмосферу и снизить уровень стресса у детей с ОВЗ. Игры могут быть как настольными, так и подвижными, что позволяет развивать не только когнитивные, но и физические способности.
Кроме того, очень важно активно использовать методику поощрения, создавая положительный эмоциональный фон на уроке. Для этого можно применять систему бонусов, похвалу, а также поощрение за любые успехи в процессе учебы. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто бывает недостаток уверенности в собственных силах, и благодаря положительной обратной связи можно значительно повысить их мотивацию.
Важной частью образовательного процесса является использование мультимедийных технологий и дидактических материалов. Визуальные и аудиовизуальные материалы помогают более эффективно донести информацию до детей с различными нарушениями восприятия. Видеоуроки, презентации, анимационные и интерактивные задания могут значительно улучшить восприятие учебного материала, а также поддерживать интерес учащихся.
Отдельного внимания заслуживает использование мультимедийных средств для формирования познавательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение компьютерных программ и приложений, направленных на развитие языковых навыков, поможет детям улучшить речевую активность, а также развить навыки общения и самообслуживания. Важно, чтобы эти занятия были разнообразными, интерактивными и ориентированными на активное участие детей.
Особое внимание следует уделять детям с нарушениями в развитии, такими как расстройства аутистического спектра, умственная отсталость или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для таких детей необходимо создавать структурированную и предсказуемую образовательную среду. Важно, чтобы занятия были заранее подготовлены и четко организованы. Эффективными методами работы с такими детьми являются методы визуализации, использование схем и картинок, а также пошаговые инструкции. Важно помнить, что обучающий процесс для таких детей должен быть максимально понятным и доступным, а количество информации, поступающей за один урок, должно быть ограничено.
Не менее важной составляющей активизации познавательной деятельности является развитие социального взаимодействия между детьми с ОВЗ. Социализация этих детей в классе имеет особое значение, так как они могут испытывать сложности в общении с окружающими. Создание положительного микроклимата в классе, использование групповых заданий и совместных проектов способствует развитию коммуникативных навыков и уверенности в себе. Важную роль в этом процессе играют индивидуальные и парные занятия с учениками, что помогает улучшить их взаимодействие с окружающими.
Неотъемлемым элементом активизации познавательной деятельности является мотивация. У детей с ОВЗ мотивация к обучению может значительно отличаться от мотивации их сверстников, и для ее повышения необходимо использовать индивидуальные подходы. Например, можно использовать элементы геймификации, различные конкурсы и квесты, что будет способствовать формированию заинтересованности в учебе. Также необходимо создать условия для самостоятельной работы ребенка, что поможет ему развить навыки саморегуляции и ответственности за результаты.
Мотивация также может быть усилена через включение в образовательный процесс таких методов, как проектная деятельность, исследовательские задания и творческие задачи. Дети с ОВЗ часто имеют нестандартное восприятие мира, и такие методы позволяют выявить их сильные стороны и способности. Важно давать им возможность проявлять инициативу, создавать условия для креативности и самовыражения. Через такие подходы ребенок учится не только добывать знания, но и понимать их практическое применение в жизни.
Нельзя забывать и о важности работы с родителями, которые играют ключевую роль в процессе активизации познавательной деятельности их детей. Взаимодействие с семьей способствует лучшему пониманию нужд ребенка и созданию единой образовательной среды. Родители могут быть активно вовлечены в процесс обучения, помогать с выполнением домашних заданий и оценивать успехи детей.
Важно отметить, что активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ невозможна без использования комплексного подхода, который включает в себя не только адаптированные образовательные программы, но и развитие социально-психологической, физической и эмоциональной сфер ребенка. В процессе работы с такими детьми важно учитывать их особенности, направлять усилия на преодоление трудностей, с которыми они сталкиваются в обучении, и поддерживать положительный настрой на успех.
Таким образом, активизация познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках — это сложный и многогранный процесс, который требует от учителя не только высокого профессионализма, но и терпения, внимательности, а также творческого подхода. Правильно подобранные методы и формы работы способствуют развитию познавательных способностей детей, а также помогают им лучше адаптироваться в социальной и образовательной среде.
Список литературы
Баракатова Д.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках // Проблемы педагогики. 2018. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah
Лучникова Е.В. Формирование познавательной активности учащихся на современном уроке // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-na-sovremennom-uroke
Рослякова С.В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников // ИСОМ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-sovremennyh-shkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×