Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии | Иващенко Виктория Евгеньевна. Работа №348559
Аннотация: Статья посвящена активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии. В ней рассматриваются методы и приемы, способствующие вовлечению учеников в учебный процесс, формированию у них интереса к химии, развитию критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Подчеркивается важность применения современных технологий и активных методов обучения, которые делают уроки более динамичными и эффективными. Статья адресована учителям химии, стремящимся улучшить качество обучения и повысить мотивацию учащихся.
Ключевые слова: познавательная деятельность, активные методы обучения, критическое мышление, химия, технологии, мотивация.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Курильска
имени Героя Российской Федерации
Эдуарда Доржиевича Норполова
Аннотация: Статья посвящена активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии. В ней рассматриваются методы и приемы, способствующие вовлечению учеников в учебный процесс, формированию у них интереса к химии, развитию критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Подчеркивается важность применения современных технологий и активных методов обучения, которые делают уроки более динамичными и эффективными. Статья адресована учителям химии, стремящимся улучшить качество обучения и повысить мотивацию учащихся.
Ключевые слова: познавательная деятельность, активные методы обучения, критическое мышление, химия, технологии, мотивация.
В современном образовательном процессе важным аспектом является активизация познавательной деятельности обучающихся, особенно на уроках естественных наук, таких как химия. Химия — это предмет, который требует от учеников не только запоминания фактов и понятий, но и умения анализировать, делать выводы, проводить эксперименты и применять полученные знания в практической деятельности. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы создать условия для активного участия обучающихся в учебном процессе и формировать у них интерес к предмету.
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности является использование активных методов обучения. Эти методы способствуют более глубокому усвоению материала, развитию критического мышления и формированию навыков сотрудничества. К числу активных методов можно отнести проекты, деловые игры, дискуссии и проблемные задания. Они помогают ученикам не только осваивать теоретический материал, но и применять его на практике.
Например, проектная деятельность позволяет учащимся исследовать актуальные проблемы, связанные с химией. В ходе работы над проектами учащиеся могут изучать влияние химических веществ на окружающую среду, разрабатывать экологически чистые технологии или анализировать свойства различных материалов. Такие проекты развивают у учеников не только знания по химии, но и навыки работы в команде, умение планировать и организовывать свою деятельность.
Деловые игры и ролевые симуляции также являются эффективными инструментами для активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся погрузиться в практическую ситуацию и применить свои знания в конкретных условиях. Например, в игре "Химическая лаборатория" ученики могут стать химиками, которые работают над решением реальных задач, сталкиваются с проблемами и находят способы их решения. Это помогает учащимся не только развивать навыки практической работы, но и повышает их интерес к предмету.
Еще одним важным аспектом активизации познавательной деятельности является использование технологий. Современные информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для улучшения учебного процесса. Учителя могут использовать интерактивные доски, мультимедийные презентации, онлайн-курсы и другие ресурсы, которые делают уроки более наглядными и интересными. Например, видеоуроки или анимации, объясняющие сложные химические процессы, могут помочь учащимся лучше понять материал и запомнить его.
Кроме того, важно создавать атмосферу, способствующую активному обучению. Учителя должны мотивировать учеников, ставить перед ними интересные и сложные задачи, которые будут вызывать желание искать решения. Это можно сделать через установление высоких стандартов и четких ожиданий. Например, использование критериального оценивания позволяет учащимся понимать, что от них ожидается, и как они могут улучшить свои результаты. Также полезно предоставлять обратную связь, которая поможет ученикам анализировать свои успехи и недостатки.
Работа в группах и парах также способствует активизации познавательной деятельности. Учащиеся могут обмениваться идеями, обсуждать решения и помогать друг другу в изучении материала. Важно, чтобы учитель создавал условия для сотрудничества, организовывал групповую работу и поощрял активное участие каждого ученика. Например, на уроке химии можно предложить ученикам провести эксперимент в группах, обсудить результаты и представить свои выводы перед классом. Это не только активизирует их познавательную деятельность, но и развивает коммуникативные навыки.
Проблемные задания также играют важную роль в активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся самостоятельно искать решения и применять свои знания в нестандартных ситуациях. Например, учитель может задать вопрос: "Как бы вы решили проблему загрязнения водоемов?" или "Какова роль химических реакций в жизни человека?". Такие вопросы стимулируют учеников к поиску информации, анализу данных и разработке собственных решений.
Не менее важным аспектом является развитие критического мышления у обучающихся. Учителя должны учить учеников не только запоминать информацию, но и анализировать её, оценивать достоверность источников и аргументировать свои мнения. Это можно сделать через использование методов дебатов, обсуждений и анализа кейсов. Например, на уроке можно обсудить последствия использования различных химических веществ в производстве и их влияние на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии — это многогранный процесс, который требует применения разнообразных методов и подходов. Использование активных методов обучения, проектной деятельности, технологий и групповой работы позволяет не только повысить интерес учеников к предмету, но и развить у них необходимые компетенции для будущей жизни. Учителя химии, внедряя эти методы в свою практику, создают условия для более глубокого и осмысленного изучения химии, формируя у обучающихся активную позицию и стремление к знаниям.
Список литературы
Нурахметова
А.Р.
Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по химии посредством ИКТ
/ А.Р.
Нурахметова
// Международный научно-исследовательский
журнал.-
2021. - №4 (106
) .
- URL: https://research-journal.org/archive/4-106-2021-april/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashhixsya-na-zanyatiyax-po-ximii-posredstvom-ikt (дата обращения: 24.10.2024). -
doi
: 10.23670/IRJ.2021.106.4.080
Саламов А. Х.,
Китиева
Л. И. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся средней школы при изучении химии // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной
безопасности :
сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г.
Белгород :
ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 146-151. URL: https://apni.ru/article/2367-priemi-aktivizatsii-poznavatelnoj-deyatelnost
Сафина Л
.
Г
.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // СНВ. 2014. №2 (7).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-himii-s-pomoschyu-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 24.10.2024).