Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка посредством ИКТ | Рудакова Татьяна Вениаминовна. Работа №344226
Аннотация. В статье рассматриваются методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Описаны основные подходы к применению ИКТ в образовательном процессе, их влияние на повышение интереса к предмету, развитие когнитивных навыков и формирование самостоятельного мышления у школьников. Особое внимание уделено роли учителя в организации учебной деятельности с использованием ИКТ, направленной на развитие творческого потенциала учащихся и их активного участия в образовательном процессе.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ИКТ, русский язык, активизация, школьники, учебный процесс, учитель.
Рудакова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Аннотация. В статье рассматриваются методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Описаны основные подходы к применению ИКТ в образовательном процессе, их влияние на повышение интереса к предмету, развитие когнитивных навыков и формирование самостоятельного мышления у школьников. Особое внимание уделено роли учителя в организации учебной деятельности с использованием ИКТ, направленной на развитие творческого потенциала учащихся и их активного участия в образовательном процессе.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ИКТ, русский язык, активизация, школьники, учебный процесс, учитель.
Современные уроки русского языка требуют использования инновационных методов для повышения интереса и активизации познавательной деятельности школьников. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение ИКТ позволяет учителю не только разнообразить учебный процесс, но и создать условия для более активного и глубокого восприятия материала учащимися, повысить их мотивацию и сформировать навыки самостоятельного поиска и анализа информации.
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности включает использование различных цифровых ресурсов, таких как интерактивные презентации, образовательные платформы, виртуальные лаборатории, мультимедийные пособия и другие электронные материалы. Они позволяют сделать уроки более наглядными и динамичными, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Например, использование интерактивных упражнений и тестов на цифровых платформах помогает учащимся активнее вовлекаться в процесс обучения, закреплять изученный материал и оценивать свои знания в реальном времени.
Интерактивные презентации и видеоматериалы являются одним из наиболее доступных и эффективных инструментов для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка. С их помощью учитель может наглядно демонстрировать сложные языковые правила, объяснять значение новых слов, разбирать произведения литературы или проводить языковые анализы. Например, презентации, включающие графические схемы, таблицы и видеофрагменты, помогают учащимся быстрее усваивать сложные темы, такие как синтаксический разбор предложений или морфологический анализ.
Образовательные платформы и интерактивные задания способствуют развитию самостоятельности учащихся и их навыков работы с информацией. Например, учитель может предложить школьникам выполнить задания на образовательных платформах, где они должны решать грамматические задачи, писать сочинения или проводить анализ текстов с использованием интерактивных инструментов. Это позволяет ученикам не только развивать свои языковые навыки, но и учиться критическому мышлению и самостоятельному поиску информации. Кроме того, такие платформы помогают учителю получать оперативную обратную связь о прогрессе учащихся и адаптировать процесс обучения в зависимости от их успехов.
Виртуальные экскурсии и проекты также играют важную роль в активизации познавательной деятельности. Учитель может организовать для школьников виртуальные экскурсии по литературным музеям или предложить им создать собственные проекты, посвящённые известным писателям или литературным произведениям. Например, учащиеся могут исследовать биографию Пушкина или изучать жизнь Льва Толстого через виртуальные экскурсии, используя при этом мультимедийные ресурсы. Такой подход способствует развитию творческих способностей и стимулирует интерес к изучению литературы и русского языка.
Роль учителя в процессе активизации познавательной деятельности с использованием ИКТ заключается в том, чтобы направлять учащихся, помогать им осваивать новые технологии и интегрировать их в учебный процесс. Учитель должен обеспечивать доступ к образовательным ресурсам, предлагать учащимся задания, которые стимулируют их к самостоятельному поиску решений, и организовывать обсуждения, которые способствуют развитию критического мышления. Например, после просмотра образовательного видео о правилах пунктуации учитель может предложить учащимся обсудить увиденное и применить новые знания в практических заданиях.
Преимущества использования ИКТ на уроках русского языка заключаются в том, что они позволяют учащимся лучше осваивать материал, делают процесс обучения более наглядным и интерактивным, а также развивают навыки самостоятельного обучения. ИКТ помогают детям погружаться в материал, активно участвовать в обсуждениях и обмениваться мнениями с учителем и одноклассниками. Например, онлайн-дискуссии, которые можно проводить через образовательные платформы, помогают учащимся развивать свои коммуникативные и аналитические навыки, а также способствуют их осознанному участию в образовательном процессе.
Индивидуальный подход также можно реализовать с помощью ИКТ. Электронные ресурсы и онлайн-тестирования позволяют учителю индивидуализировать задания для каждого учащегося в зависимости от его уровня знаний и способностей. Например, школьникам могут быть предложены задания разной сложности, которые они могут выполнять в своём темпе, что способствует более успешному усвоению материала и повышает их учебную мотивацию.
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их когнитивные и коммуникативные навыки, а также стимулирует интерес к изучению языка. Важно, чтобы учитель активно внедрял информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, создавая условия для самостоятельной работы учащихся и их активного участия в образовательной деятельности.
Список литературы
Рыбка, А. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ / А. В. Рыбка. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 35-37.
Шамшиева, А. М. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся / А. М. Шамшиева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 169-173.