Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ: методы и приёмы в условиях коррекционной школы | Дроздова Ирина Владимировна. Работа №350464

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях коррекционной школы-интерната. Внимание уделено принципам организации учебного процесса, подходам к формированию мотивации и поддержке познавательных интересов детей с ОВЗ. Включены практические примеры, позволяющие педагогам эффективно организовать учебную деятельность и создать благоприятные условия для развития личностного потенциала учеников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, младшие школьники, коррекционная школа, активизация, методы, ОВЗ, мотивация, обучение.

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ: методы и приёмы в условиях коррекционной школы

 

Дроздова Ирина Владимировна, учитель начальных классов

КГОБУ «Уссурийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях коррекционной школы-интерната. Внимание уделено принципам организации учебного процесса, подходам к формированию мотивации и поддержке познавательных интересов детей с ОВЗ. Включены практические примеры, позволяющие педагогам эффективно организовать учебную деятельность и создать благоприятные условия для развития личностного потенциала учеников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, младшие школьники, коррекционная школа, активизация, методы, ОВЗ, мотивация, обучение.

 

Современное образование, особенно в условиях коррекционной школы, предъявляет особые требования к методам обучения младших школьников. Для детей с ограниченными возможностями здоровья познавательная деятельность нередко становится источником трудностей, и задача педагога – сделать её увлекательной и доступной. Познавательная активность является важнейшей составляющей успешного обучения, а значит, учитель должен уметь стимулировать интерес детей и поддерживать их мотивацию на всех этапах образовательного процесса.

Познавательная деятельность младших школьников с ОВЗ может быть ограничена как физическими, так и психическими особенностями, что требует особого подхода к организации учебного процесса. Одним из ключевых аспектов активизации познавательной деятельности является индивидуализация обучения. Преподаватель должен стремиться учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, такие как темп усвоения знаний, тип восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический) и эмоциональную восприимчивость. Например, при работе с детьми с нарушениями слуха необходимо акцентировать внимание на визуальных и тактильных методах обучения, таких как работа с карточками, использование макетов и предметов для манипуляций. Это позволяет снизить уровень тревожности у ребёнка и увеличить его вовлечённость в процесс.

Методы активизации познавательной деятельности должны быть направлены на формирование интереса к обучению и поддержание внимания. Одним из наиболее эффективных приёмов в этом случае является использование игровых методик, которые естественным образом вписываются в учебный процесс. Игровая деятельность не только помогает ученикам лучше усвоить материал, но и снижает утомляемость, активизируя разные формы восприятия. Например, при изучении математики можно использовать игру «Путешествие по стране чисел», где ученики в игровой форме знакомятся с математическими операциями и решают задачи, преодолевая «препятствия». Такой подход помогает учащимся лучше запомнить материал и укрепляет положительное отношение к обучению.

Для активизации познавательной деятельности важно также использовать метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям с ОВЗ почувствовать себя успешными и значимыми, развивая их креативность и самостоятельность. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, но важно, чтобы они были достаточно простыми и позволяли детям развивать свои сильные стороны. Например, младшие школьники могут создать макет «города» из подручных материалов, закрепляя знания по окружающему миру, или же создать тематическую книгу о животных. Такие проекты помогают развивать навыки планирования, коллективной работы и расширяют кругозор детей, давая им возможность проявить инициативу.

Особое внимание в условиях коррекционной школы следует уделять развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики. Для детей с ОВЗ часто характерны трудности с восприятием и обработкой информации, поэтому полезно использовать сенсорные материалы и упражнения для моторного развития. Например, можно предложить упражнения с использованием шершавых букв или цифр, которые дети могут потрогать и обвести пальцем, или игры с крупами и другими текстурными материалами. Это помогает детям улучшить внимание, координацию движений и развить тактильные ощущения, что в итоге способствует более успешному усвоению учебного материала.

Методы активизации познавательной деятельности должны также учитывать психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. Одним из эффективных приёмов является создание «ситуации успеха», когда ученик чувствует удовлетворение от достигнутых результатов, пусть даже небольших. Например, при изучении новой темы учитель может предложить ребёнку выполнить задание, в котором он точно справится, и подчеркнуть его достижения. Постепенно такие ситуации формируют у детей уверенность в собственных силах и готовность к новым достижениям.

Важно также вовлекать детей в процесс рефлексии. Поддержание рефлексивной деятельности позволяет ученикам анализировать собственные успехи и трудности, а также вырабатывать устойчивость к неудачам. Например, после выполнения задания учитель может задать ученику вопросы, такие как: «Что тебе удалось особенно хорошо?», «Как ты справился с трудностью?», «Что бы ты хотел сделать по-другому в следующий раз?» Такие вопросы помогают ребёнку осознать свои действия, развивая навык саморегуляции.

В условиях коррекционной школы важно интегрировать в процесс обучения элементы арт-терапии и музыкально-ритмические упражнения. Рисование, лепка, музыка и танцы способствуют снятию эмоционального напряжения и открывают ребёнка для новых форм восприятия. Например, на занятии по окружающему миру учитель может предложить детям изобразить природу в виде рисунка или поделки. Музыкально-ритмические упражнения, такие как хлопки в ритм или марширование, развивают внимание и способность к концентрации. Эти приёмы помогают детям с ОВЗ проявить свои таланты и получать удовольствие от процесса обучения.

Использование наглядных пособий и технических средств обучения также является важным аспектом активизации познавательной деятельности. Технологии, такие как интерактивные доски, аудио- и видеоматериалы, дают возможность учащимся воспринимать информацию в разной форме, что позволяет сделать обучение более увлекательным и доступным. Визуальные пособия, такие как плакаты, карточки и иллюстрации, позволяют детям с ОВЗ лучше ориентироваться в материале, а интерактивные задания на доске позволяют активизировать их внимание и вовлеченность в процесс.

Не менее важен и стиль взаимодействия учителя с детьми. Поддерживающая атмосфера, чёткие инструкции и доброжелательный подход помогают ученикам чувствовать себя более уверенно. Важно поощрять активность, инициативность и проявления интереса к обучению, создавая условия для продуктивной работы. Когда ученики чувствуют поддержку и одобрение, они более склонны к активной познавательной деятельности и готовы преодолевать трудности.

Таким образом, активизация познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ученика и использующего разнообразные методы. Игровая и проектная деятельность, сенсорные упражнения, наглядные и интерактивные материалы, арт-терапия и поддержка эмоциональной устойчивости – всё это помогает создать условия, в которых ребёнок с ОВЗ может раскрыть свои способности и приобрести уверенность в собственных силах. Такой подход не только способствует повышению познавательной активности детей, но и помогает им адаптироваться к учебному процессу, формируя у них положительное отношение к обучению и готовность к новым достижениям.

 

 

Список литературы

Алексеева

А. Г.

,

Сакердонова

А. С.

Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-s-ovz-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Киселева Т. Г.,

Чальцева

Т. И.

П

ознавательная активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // МНИЖ. 2021. №3-3 (105).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzii

Рассказова

Г. А.

Р

азвитие социально-коммуникативных способностей детей с

ОВЗ

через познавательно-исследовательскую деятельность // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020.

№10. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-kommunikativnyh-sposobnostey-detey-s-ovz-cherez-poznavatelno-issledovatelskuyu-deyatelnost

Харламова В. Г. Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ / В. Г. Харламова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 256-257. — URL:

https://moluch.ru/archive/297/67365/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×